Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре
Кулиевой К.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спектр-Авто67" о признании недействующим пункта 8940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-пр от 29 ноября 2021 года, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А, объяснения представителя административного истца ФИО12, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО14 судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на 2022 год" (далее также приказ N 214-пр).
Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также Перечень).
ООО "Спектр-Авто67" обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующим пункта 8940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-пр от 29 ноября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указало на то, что в Перечень на 2022 год включено принадлежащее ему здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". Включение здания в Перечень произведено незаконно, поскольку здание не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Наименование здания - "Здание ремонтной мастерской". Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "Для зданий конторы и клубы, туалета на территории гаража, отдела главного механика, материально-технического склада, котельной, мойки автомобилей, сварочного цеха, ремонтной мастерской, шиноремонтного цеха, контрольно-пропускного пункта на 4 поста и здания АБК", что однозначно не предполагает размещения на нем зданий с объектами, указанными в статьей 378.2 НК РФ.
Включение здания в Перечень нарушает его права, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога от кадастровой стоимости здания.
Учитывая вышеизложенное, истец просил признать недействующим со дня принятия пункт 8940 вышеуказанного приказа, и взыскать расходы по госпошлине в сумме 4500 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО12 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года административное исковое заявление административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Спектр-Авто67" удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия пункт 8940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 214-пр от 29 ноября 2021 года.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете "Ульяновская правда".
С Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Спектр-Авто67" взысканы расходы по госпошлине в сумме 4 500 руб.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просило решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указало, что здание было включено в Перечень, исходя из содержащихся в общем доступе на сайте Федеральной налоговой службы сведений о том, что по адресу: "адрес", зарегистрировано 10 юридических лиц.
Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка "Для зданий конторы и клубы, туалета на территории гаража, отдела главного механика, материально-технического склада, котельной, мойки автомобилей, сварочного цеха, ремонтной мастерской, шиноремонтного цеха, контрольно-пропускного пункта на 4 поста и здания АБК" свидетельствует об использовании здания в целях оказания бытовых услуг - "для здания мойки автомобилей, сварочного цеха, ремонтной мастерской". Данные обстоятельства подтверждают, что принадлежащее истцу здание отвечает критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Прокурор, участвовавший в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО12, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО16, полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснение явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. В соответствии со ст. 374 НК РФ, принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), является объектов налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (часть 3).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (часть 4).
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (часть 4.1).
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (5).
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 9).
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой является 1 января 2018 года.
Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО) на территории Ульяновской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО (в редакции от 22 сентября 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО (в редакции от 26 ноября 2021 года) устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Исходя из подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов. В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года) утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с п. 1.1 указанного Положения Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (подпункт "а" пункта 33 раздела 2.2 Положения).
29 ноября 2021 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ N 214-пр "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на 2022 год" (далее также приказ N 214-пр).
Указанным приказом определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее также Перечень).
С 1 апреля 2022 года полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (пункты 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П).
Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Ульяновской области, Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года N 112-ЗО "О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 года N 99-ЗО, Постановления Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года N 1/20-П, подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018 года N 25/557-П, Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года N 1/51-П, суд пришел к правильному выводу, что Перечни на 2018 - 2022 года, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты соответственно Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Из материалов дела следует, что ООО "Спектр-Авто67" является собственником здания с кадастровым номером N, площадью 4207, 8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Назначение здания - нежилое (выписка из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг.), наименование - "здание ремонтной мастерской". Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "Для зданий конторы и клубы, туалета на территории гаража, отдела главного механика, материально-технического склада, котельной, мойки автомобилей, сварочного цеха, ремонтной мастерской, шиноремонтного цеха, контрольно-пропускного пункта на 4 поста и здания АБК".
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу здание, является неопределенным, не позволяет однозначно полагать, что на таком земельном участке возможно расположение объектов недвижимости, поименованных в статье 378.2 НК РФ.
При этом смешанность видов разрешенного использования названного земельного участка обусловлена в данном случае объективными обстоятельствами.
Изначально на указанном земельном участке располагалась производственная база ОАО "Ульяновского грузового автотранспортного предприятия", правопреемником которого является ООО "Спектр-Авто67".
В настоящее время каждое отдельно стоящее здание на указанном земельном участке представляет собой самостоятельный объект недвижимости. Всего на земельном участке расположено 16 зданий с кадастровыми номерами: N - здание АБК, N - здание КПП, N - здание АБК, N - нежилое здание площадью 108 кв.м, N - здание ремонтной мастерской, N - здание котельной, N - здание конторы и клуба, N - здание мойки автомобилей, N - нежилое здание площадью 26, 4 кв.м, N - здание конторы и клуба, N- здание КПП на 4 поста, N - здание туалета на территории гаража, N - нежилое здание площадью 320, 2 кв.м, N - здание шиноремонтного цеха, N - здание сварочного цеха, N- нежилое здание площадью 55 кв.м.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что ни наименование здания, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание, не позволяют отнести здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу нежилые помещения, к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу).
Указанное здание могло быть включено в Перечень при условии, что не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) либо сами спорные помещения предназначены или фактически используются в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно технической документации на здание следует, что спорное здание ремонтной мастерской располагается в лит. Б, Б1. Площадь помещений в нем классифицируется следующим образом: производственная - 3 409, 76 кв.м, складская - 387, 00 кв.м, учрежденческая - 36, 48 кв.м, служебная - 401, 05 кв.м (л.д. 32 т.1). Вместе с тем понятие "учрежденческая площадь" не тождественно понятию "офисная".
Помещений бытового назначения в здании не имеется.
Наименование помещений следующее: "зона тех. ремонта", "аккумуляторный цех", "электроцех", "механический цех", "склад", "цех мойки агрегатов", "обкаточный цех", "курительное помещение", "моторный цех", "производственное", "цех мойки агрегатов", "кабинет", "душевая", "котельная", "подсобная", "прачечная", "подсобная", "гардероб", "цех", "комната отдыха", "касса", "развал схождение", "ремонтная зона".
При этом суд пришел к выводу, что указанные наименование и назначение помещений принадлежащих административному истцу объектов не позволяло признать их предназначенными для размещения офисов. Наименование отдельных входящих в состав объектов недвижимого имущества административного истца помещений "кабинет" не тождественно понятию "офис". Документы технической инвентаризации объектов не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нельзя признать спорное здание также предназначенными для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания по смыслу 378.2 НК РФ.
Отклоняя доводы административного ответчика о том, что здание включено в Перечень в связи с тем, что по сведениям Федеральной налоговой службы, основным видом деятельности располагающихся в помещении юридических лиц является осуществление торговой деятельности, суд исходил из того, что в силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. При этом сам факт регистрации в помещении юридических лиц, основным видом деятельности которых является осуществление розничной торговли, не свидетельствует о расположении в помещении объектов торговли.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, указал, что административным ответчиком не представлено доказательств, что не менее 20% площади помещений фактически используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания и общественного питания, кроме того, фактическое обследование помещения на момент включения его в перечни административным ответчиком не производилось.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2019 - 2022 годы недействующим со дня принятия.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 1 200 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КСА РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 руб.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что спорное здание в Перечень на 2022 год исходя из наименования помещений как "нежилое помещение" с учетом сведений, содержащихся в сети Интернет и на общедоступном сайте Федеральной налоговой службы. Согласно сведениям, находящимся в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы, по адресу "адрес", регистрация в здании 10 юридических лиц предполагает его использование как административного делового центра (то есть для размещения в нем офисов различных организаций).
Данные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку сама по себе регистрация по адресу нахождения здания юридических лиц, одним из видов деятельности которых является торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, а также распечатки из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о наличии в данном здании юридических лиц, не являются доказательствами использования не менее 20% общей площади спорного помещения в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным истцом договорам аренды ООО "Сабсойл", ООО Грузавтотранс" расположены в здании лит. Н ; "данные изъяты" расположены в здании лит. К; в отношении "данные изъяты" сведения об адресе организации признаны налоговым органом недостоверными.
ФИО7, "данные изъяты" ИП ФИО8, "данные изъяты" арендуют помещения под производственные цели.
"данные изъяты"", ИП ФИО9 арендуют помещения под гаражи.
ИП ФИО10 арендует помещения под склады.
Под офисы в данном здании сдается в аренду 35, 23 кв.м.
Под ремонтную мастерскую, ремонт и обслуживание автотранспортных средств сдается в аренду 697, 4 кв.м.
20% от 4207, 8 кв.м. общей площади здания составляет 841, 56 кв.м.
Площадь помещений, предназначенных для размещения офисов, составляет менее 20%.
Доказательств того, что в помещениях, используемых под ремонтную мастерскую, ремонт и обслуживание автотранспортных средств оказываются бытовые услуги, ответчиком не представлено.
На момент включения в перечни принадлежащее истцу здание ответчиком не обследовалось в связи с этим оснований говорить о том, что более 20% здания фактически используется для размещения офисов и объектов бытового обслуживания не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное здание соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень на 2022 год.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения спорного нежилого помещения в Перечень на 2022 год, не представлено.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ульяновского областного суда от 2 ноября 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.