Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поздняковой Ю.А. о признании незаконным решения об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, понуждении произвести перерасчет кадастровой стоимости объекта недвижимости, по апелляционной жалобе Поздняковой Ю.А. на решение Пермского краевого суда от 23 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителя административного ответчика государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" - К.И.Е, судебная коллегия
установила:
Позднякова Ю.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, возложить обязанность произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", кадастровая стоимость которого в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Пермском крае при Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности от 5 ноября 2020 года N 788/2020 установлена равной его рыночной стоимости в размере 13 736 000 рублей.
В соответствии с актом ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 4 декабря 2020 года N кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена в размере 22 419 346, 06 рублей по состоянию на 13 октября 2020 года.
Административный истец, не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости, 18 февраля 2022 года обратился в ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка. Решением ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N в перерасчете кадастровой стоимости отказано.
Позднякова Ю.В. полагает, что указанное решение является незаконным, противоречит положениям части 5 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и нарушает ее права собственника.
Решением Пермского краевого суда от 23 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Поздняковой Ю.В. отказано.
Административным истцом подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов указывает, что административным ответчиком при определении кадастровой стоимости земельного участка не учтено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Поскольку характеристики спорного объекта недвижимости не изменились, установление рыночной стоимости в большем размере в 2020 году является незаконным.
Относительно доводов апелляционной жалобы ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика государственного бюджетного учреждения Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" - К.И.Е. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 стать 308 КАС РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости); об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии (пункт 2).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (здесь и далее в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: 1) несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; 2) описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (часть 2 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ).
В силу частей 5, 6 и 7 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости.
В силу положений частей 14 и 23 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 2) об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Из материалов дела следует, что Позднякова Ю.В. является собственником объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2049 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты общественного питания, расположенного по адресу "адрес".
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена Приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года N "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" по состоянию на 1 января 2019 года в размере 22 542 565, 26 рублей. Дата внесения сведений - 15 января 2020 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
В соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 5 ноября 2020 года N788/2020 установлено отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в размере 22 542 565, 26 рублей по состоянию на 1 января 2019 года на 39 %.
По результатам рассмотрения заявления Поздняковой Ю.В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка комиссией установлена кадастровая стоимость равная его рыночной стоимости в размере 13 736 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года. Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 17 декабря 2020 года.
В рамках статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю письмом от 24 ноября 2020 года N направлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в котором содержались сведения о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с датой оценки 13 октября 2020 года. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю на 13 октября 2020 года предоставлены сведений об обременениях (ограничениях) объекта недвижимости, использованные при определении кадастровой стоимости (площадь охранных зон инженерных коммуникаций), которые использовались при определении кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии с указанным письмом ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" был произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка после поступления уточненных сведений в рамках статьи 16 закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" по состоянию на 13 октября 2020 года в размере 22 419 346, 06 рублей на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 4 декабря 2020 года N. Дата внесения сведений в ЕГРН - 9 декабря 2020 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 13 октября 2020 года.
Полагая, что действия ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" по определению новой кадастровой стоимости, указанной в акте от 4 декабря 2020 года N являются незаконными, лишают ее возможности произвести перерасчет земельного налога за 2020 год с учетом введенного на территории Пермского края нового порядка установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной с 1 января 2021 года, административный истец обратилась в суд с иском о признании незаконным акта ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 4 декабря 2020 года N в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Пермского краевого суда от 7 апреля 2022 года административное исковое заявление было удовлетворено. Акт об определении кадастровой стоимости от 4 декабря 2020 года N ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" был признан незаконным.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 июля 2022 года решение Пермского краевого суда от 7 апреля 2022 года отменено, Поздняковой Ю.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным акта ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" об определении кадастровой стоимости от 4 декабря 2020 года в части объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
Кроме того, 18 февраля 2022 года Позднякова Ю.В. обратилась в ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" с заявлением об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N Поздняковой Ю.В. отказано в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка, ошибок при ее определении не установлено.
Данное решение является предметом настоящего спора.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для удовлетворения административного искового заявления Поздняковой Ю.В. о признании решения ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21.02.2022 N об отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", которая была установлена актом от 4 декабря 2020 года N, о признании незаконным которого ранее судом административному истцу было отказано, отсутствуют.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела.
Так, кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 июля 2022 года отменено, решение Пермского краевого суда от 7 апреля 2022 года оставлено в силе.
Отменяя апелляционное определение и оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что положения статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости. Таких обстоятельств судом первой инстанции не установлено.
Федеральный закон не содержит прямого указания обязательного учета в расчетах при проведении государственной кадастровой оценки категории земель, а также факта нахождения объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории, однако, предполагает обязательное проведение анализа влияния данного факта на стоимость, и только в случае установления такого влияния возникает необходимость учета данного факта в расчетах.
С учетом изложенного, приведенные судом апелляционной инстанции суждения относительно наличия оснований для внеочередного пересмотра кадастровой стоимости спорного земельного участка, а именно внесение в ЕГРН сведений о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, судебная коллегия признала ошибочными, поскольку указанные обстоятельства имеют значение ценообразующего фактора при расчете кадастровой стоимости земельного участка в случае установления влияния данного факта на стоимость объекта недвижимости, но не являются основанием для его внеочередной кадастровой оценки.
Как указала судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, правильно указал, что в данном случае имеются основания для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика соответствующих обязанностей.
Таким образом, в настоящее время имеется вступившее в законную силу решение Пермского краевого суда от 7 апреля 2022 года, которым признан незаконным акт об определении кадастровой стоимости N от 4 декабря 2020 года ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Указанное решение является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", установленной актом об определении кадастровой стоимости N от 4 декабря 2020 года.
Исходя из изложенного, требование административного истца в части признания незаконным решения ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении требований административного искового заявления.
Вместе с тем требования о возложении на административного ответчика обязанности произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не подлежат удовлетворению, поскольку решение Пермского краевого суда от 7 апреля 2022 года является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", установленной актом об определении кадастровой стоимости N от 4 декабря 2020 года.
Таким образом, права административного истца в указанной части уже восстановлены ранее состоявшимся судебным решением.
В соответствии с положениями статей 103, 111 КАС РФ с ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в пользу Поздняковой Ю.В. подлежат взысканию расходы, понесенные последней по оплате госпошлины, в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского краевого суда от 23 сентября 2022 года в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N отменить. В отмененной части принять по делу новое решение, которым указанные требования административного истца удовлетворить.
Признать незаконным решение ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" от 21 февраля 2022 года N об отказе в перерасчете кадастровой стоимости.
В остальной части решение Пермского краевого суда от 23 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поздняковой Ю.В. - без удовлетворения.
Взыскать с ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" в пользу Поздняковой Ю.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.