Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Бушминой А.Е, при секретаре
Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савельевой Н.Ю. о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19, Перечень 2020).
Приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 21905 раздела "город Нижний Новгород" Перечня 2020 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес"
19 ноября 2020 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-631667/2020 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" (далее также - приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/2020, Перечень 2021).
Приказ от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/2020 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 23182 раздела "город Нижний Новгород" Перечня 2021 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес"
25 ноября 2021 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ N326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" (далее также - приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21, Перечень 2022).
Приказ от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
В пункт 23293 раздела "город Нижний Новгород" Перечня 2022 включен объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес"
Савельева Н.Ю. (далее также - административный истец) обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов в указанных частях.
Как указала административный истец, объект недвижимости - нежилое здание, принадлежащее ей на праве общей долевой собственности доля в праве Савельевой - 11/25; доля в праве "данные изъяты" - 23/50; доля в праве "данные изъяты" - 1/10), не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, в соответствии с данными кадастрового учета и документами технического учета объектов недвижимости, указанное помещение не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Между сособственниками заключено соглашение о праве и порядке пользования указанным нежилым помещением.
Указывает, что спорное помещение находится на первом и подвальном этажах встроенного пристроенного помещения к многоквартирному жилому дому с кадастровым номером "Номер", который расположен на земельном участке с кадастровым номером "Номер" видом разрешенного использования "под жилой дом с встроенно-пристроенными помещениями".
Спорное помещение используется под производственно-складские цели. Под розничную торговлю продовольственными товарами используется только помещение, площадью 66, 1 кв.м, расположенное на первом этаже, принадлежащее долевому собственнику "данные изъяты" который, в свою очередь передал его в аренду "данные изъяты"
Под офисные помещения используются помещение, площадью 51, 2 кв.м. (первый этаж, принадлежащий сособственнику "данные изъяты" который передал его в аренду "данные изъяты") и помещение, площадью 73, 0 кв.м. (подвальный этаж, принадлежащее сособственнику Савельевой Н.Ю, которая передала его в аренду "данные изъяты").
Между долевым собственником ИП Савельевой Н.Ю. и "данные изъяты" заключен договор аренды части помещенияN "Номер" от 01.03.2019, согласно которому арендодатель ИП Савельева Н.Ю. передает арендатору "данные изъяты" во временное пользование спорное нежилое помещение, находящееся в подвальном этаже здания, расположенного по адресу: "Адрес"
Площадь сдаваемого в аренду помещения, составляет 531, 1 кв.м. из которых: 73 кв.м. - под офис; 458, 1 кв.м. - под производство жалюзи всех видов, рулонных штор, плиссе, рольставень, ворот, шлагбаумов и перегрузочного оборудования, включая вентиляционные камеры (п.1.1 Договора). Договор заключен на неопределенный срок, вступает в законную силу с момента подписания и действует до расторжения его сторонами (п.6.1 Договора).
Согласно актам обследования спорного нежилого помещения от 10.12.2019, 16.11.2020 и 18.11.2021, составленными долевыми собственниками Савельевой Н.Ю, "данные изъяты", с участием представителей арендаторов: "данные изъяты" - "данные изъяты" "данные изъяты". - "данные изъяты" основное использование помещения - под производственно-складские цели, под розничную торговлю продовольственными товарами используется помещение, площадью 66, 1 кв.м. на первом этаже; под услуги парикмахерской (зал ожидания и обслуживания клиентов) используется площадь 25, 9 кв.м. на первом этаже; под офисные помещения используются 51, 2 кв.м. на первом этаже ("данные изъяты"") и 73, 0 кв.м. на цокольном этаже ("данные изъяты".), Остальные площади спорного помещения используются как производственно-складские, бытовые и вспомогательные.
Таким образом, торговая площадь помещения составляет 66, 1 кв.м. (5, 45% от общей площади помещения), офисные помещения составляют 124, 2 кв.м. (51, 2+73, 0) (10, 25% от общей площади помещения), под бытовые услуги (парикмахерская)25, 9 кв.м.(2, 14% от общей площади помещения), под производственно-складские помещения используется 995, 8 кв.м. (82, 16% от общей площади помещения).
Исходя из изложенного, менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости используется для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Кроме того, Савельева Н.Ю. указывает, что ранее уже оспаривала Перечни на 2016, 2018, 2019 годы (дело N 3а-479/20, решение вступило в законную силу 31.08.2020) а также Перечня на 2017 год (дело N 3а-297/21, решение вступило в законную силу 10.06.2021), в тех частях, в которые было включено спорное помещение с кадастровым номером "Номер"
По состоянию на даты принятия Перечней на 2020, 2021 и 2022 годы в отношении использования спорного объекта недвижимости с кадастровым номером "Номер" каких-либо изменений не произошло.
Считает, что включение указанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни является незаконным, поскольку объект не попадает под критерии ст.378.2 Налогового кодекса РФ и влечет увеличение уплачиваемого административным истцом налога на имущество физических лиц.
Решением Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. Постановлено:
Признать недействующим пункт 21905 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019г. N326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", со дня принятия.
Признать недействующим пункт 23182 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области N326-13-631667/2020 от 19 ноября 2020 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", со дня принятия.
Признать недействующим пункт 23293 раздела "город Нижний Новгород" Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области N326-13-703523/21 от 25 ноября 2021 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", со дня принятия.
Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.
Не согласившись с указанным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области подало апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, а также судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Указывает, что судом первой инстанции не были учтены все обстоятельства имеющие значение для дела.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим в деле, административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества определены уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения их в действие.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости, по состоянию на дату принятия Перечней, не относился к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Савельевой Н.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", назначение: нежилое, наименование: помещение, общей площадью 1212 кв.м, расположенное по адресу: "Адрес" что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 31.05.2022, представленной суду ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области (л.д.95-99).
Указанный объект недвижимости включен в пункты 21905, 23182 и 23293 раздела "город Нижний Новгород", соответственно Перечней на 2020, 2021, 2022.
Спорный объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером "Номер", общей площадью 1212 кв.м, расположенное по адресу: "Адрес" имеет назначение: нежилое, наименование: помещение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 31.05.2022, представленной суду ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области (л.д.95-99).
Указанное нежилое помещение расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером "Номер", назначение и наименование: "многоквартирный дом", общей площадью 15 334, 1 кв.м, этажность - 9, в том числе подземных - 1 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 02.06.2022 (л.д.104-105).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером "Номер", имеет вид разрешенного использования "под жилой дом с нежилыми встроенно-пристроенными помещениями" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости "Номер" от 31.05.2022 - л.д.107).
КП НО "Нижтехинвентаризация-БТИ Нижегородской области" представлен технический паспорт на объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: "Адрес" который составлен по состоянию на 17.04.1989, содержит сведения об объекте (нежилом помещении, площадью 1212 кв.м.).
Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что в состав помещения входят подпомещения следующего назначения:
- по 1 этажу: тамбур (4), склад (6), кабинет (4), коридор (9), мастерская, электрощитовая, лестничная клетка, служебное помещение, умывальник (3), туалет (3), кладовая, раздевалка, комната отдыха (2), касса - 9, 2 кв.м.;
- по подвальному помещению: склад, лестничная клетка (2), лифтовая, помещение (20 (л.д.68-68 оборот).
Также в материалы дела административным ответчиком представлен акт обследования спорного помещения от 20.01.2020 (дата составления Акта - 23.12.2019), в котором отражено, что в спорном нежилом помещении не менее 20% общей площади помещения используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания, к акту прилагаются фотоматериалы (л.д.73-84).
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащее административному истцу нежилое здание, по состоянию на дату принятия Перечней, не относилось к объектам недвижимости к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда правильным, основанным на правильном применении норм материального права.
Так, в частности судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что акт обследования спорного помещения от 20.01.2020 (дата составления Акта - 23.12.2019), не подтверждает наличие оснований предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, поскольку из акта обследования (Раздел 3 Фотографии) не следует, что помещения занимаемые "данные изъяты" используется под офис либо в нем осуществляется торговая деятельность. Приложенные к Акту фотографии однозначно не подтверждают обстоятельства изложенные в акте. Номера подпомещений указанных под фотографиями не содержат сведений о том, где находятся эти подпомещения, Так в частности, под фото 4 имеется надпись подпомещение 4 Лестница (площадь - 15, 8 кв.м). Между тем согласно техническому паспорту на первом этаже подпомещение 4 поименовано как склад площадью 10, 2 кв. м, в подвале - подпомещение 4 поименована как лестничная клетка площадью 13, 8 кв.м... Под фото 7 и 8 имеется надпись подпомещение 7 и 8 офис (площадь 52, 1 кв. м. и 20, 9 кв.м.). При этом на фотографиях четко видно, что в данных помещениях имеются окна. Согласно техническому паспорту на первом этаже подпомещение 7 поименовано как коридор площадью 26, 1 кв. м, подпомещение 8 тамбур площадью 4, 6 кв.м. В подвале - подпомещение 7 поименовано как помещение площадью 52, 1 кв.м, подпомещение 8 как помещение площадью 20, 9 кв.м. При этом, сведения о том, что в подвальных подпомещениях имеются окна отсутствуют. Под фотографиями 22-24 имеются надписи подпомещение 18, 20, 21 Парикмахерская (площадь 47 кв.м.). Согласно техническому паспорту на первом этаже подпомещения 18, 20, 21 имеют наименования коридор, кабинет, кабинет (в сумме площадь составляет 34, 2 кв.м.). Под фотографиями 25-27 имеются надписи подпомещение 4, 6, 31 офис (площадь 75, 8 кв.м.). Согласно техническому паспорту на первом этаже подпомещения 4, 6, 31 имеют наименования склад, кабинет, комната отдыха (в сумме площадь составляет 72, 8 кв.м.).
Указанные обстоятельства не позволяют соотнести фотографии приложенные к акту с подпомещениями указанными в техническом паспорте (Т-1, л.д.66-68), не позволяют установить (проверить) процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под цели статьи 378.3 НК РФ. В самом акте не указано какие именно документы технического учета (инвентаризации) были использованы при составлении акта. Соответствующие документы к акту не приложены.
Имеющийся в материалах дела акт обследования нежилого помещения от 10 февраля 2020 года также не подтверждает наличие оснований предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, поскольку к акту не приложены какие-либо фотоматериалы, отсутствует какой-либо расчет площади помещений, которые по мнению ответчика соответствуют требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Административным истцом в материалы дела представлены Акты обследования нежилого помещения (от 10.12.2019, от 16.11.2020 и от 18.11.2021, из которых следует, что основное использование помещения - под производственно-складские цели, под розничную торговлю продовольственными товарами используется помещение, площадью 66, 1 кв.м. на первом этаже; под услуги парикмахерской (зал ожидания и обслуживания клиентов) используется площадь 25, 9 кв.м. на первом этаже; под офисные помещения используются 51, 2 кв.м. на первом этаже ("данные изъяты" и 73, 0 кв.м. на цокольном этаже ("данные изъяты"). Остальные площади спорного помещения используются как производственно-складские, бытовые и вспомогательные.
Из представленного в материалы дела договора аренды помещения (части здания) N 01/19 от 01.03.2019, следует, что арендатор ИП Савельева Н.Ю. передает арендатору "данные изъяты" во временное владение и пользование нежилое помещение, находящееся в подвальном помещении здания, расположенного по адресу: "Адрес" Площадь сдаваемого помещения составляет 531, 1 кв.м, в том числе 73, 0 кв.м. под офис, 458, 1 кв.м. - под производство жалюзи всех видов, рулонных штор, плиссе, роль ставень, ворот, шлагбаумов и перегрузочного оборудования, включая вентиляционные камеры (п.1.1 Договора).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02 октября 2015 года N635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, пунктом 4 которого предусмотрено, что уполномоченным органом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях формирования Перечня и по определению Перечня в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" является министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - уполномоченный орган).
В целях формирования Перечня подлежат выявлению в частности, объекты недвижимого имущества, которые фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац 3 пункт 3 Порядка).
Для выявления объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце третьем пункта 3 настоящего Порядка, используются: акты обследования объектов недвижимого имущества; решения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов включения объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - межведомственная комиссия); иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества; информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 6 Порядка).
В материалах дела имеются сведения представленные департаментом предпринимательства и туризма Администрации города Нижнего Новгорода, департаментом развития предпринимательства Администрации города Нижнего Новгорода согласно которым по состоянию на 1 января 2019 года, 1 января 2020 года, 1 января 2021 года по адресу: "Адрес" находится парикмахерская площадью 29 кв.м. Факт нахождения парикмахерской в спорном объекте недвижимости истцом не спаривалось.
В материалы дела представлено сведения Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, согласно которым по адресу "Адрес" осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания без указания площади. Истцом не оспаривалось, что адресу спорного объекта недвижимости имеется торговая площадь в размере 66, 1 кв.м. На указанное обстоятельство также обращалось внимание административным ответчиком.
Также истцом не спаривалось, что в спорном объекте недвижимости в юридически значимый период имелись офисные помещения площадью 124, 2 кв.м. Надлежащих доказательств подтверждающих, что в спорном помещении имеются офисы большей площади в материалы дела не представлено.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств под цели указанные в статье 378.2 НК РФ используется 219, 3 кв.м. (66, 1+29+124, 2), что составляет 18, 09 процента.
В материалах дела имеется договор аренды нежилого помещения от 1 сентября 2016 года, акт приема-передачи нежилого помещения от 1 сентября 2016 года, согласно которому "данные изъяты" передал "данные изъяты" часть нежилого встроено-пристроенного помещения N1 площадью 103, 2 кв.м. по адресу "Адрес" для использования под розничную продажу алкогольной продукции по договору б/н аренды нежилого помещения от 1 августа 2016 года.
В тоже время в материалах дела имеется соглашение о праве и порядке пользования нежилым помещением по адресу: "Адрес", пояснения "данные изъяты" из которых следует, что "данные изъяты" владеет и пользуется помещениями на первом этаже: пом. N7 - 26, 1 кв.м, пом.N8 - 4, 6 кв.м, пом.N9 - 66, 1 кв.м, пом.N10 - 18, 9 кв.м. Между "данные изъяты" и "данные изъяты" был заключен указанный выше договор аренды нежилого помещения от 1 сентября 2016 года. Арендаторы "данные изъяты" использовали часть арендуемого помещения площадью 66, 1 кв.м. (пом.9) для торговой деятельности, оставшиеся площадь в размере 37, 1 кв.м. для размещения складов и вспомогательных целей. При фактическом обследовании 19.12.2019 года административным ответчиком установлено, что только 66, 1 кв.м. используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, учитывая, что в техническом паспорте помещение N7 имеет назначение коридор, помещение N8 - тамбур, то есть являются местами общего пользования через которые может осуществляться доступ к помещениям иных долевых собственников они в рассматриваемом случае не могут учитываться при подсчете площади используемой под торговлю. С учетом изложенного для целей указанных в статье 378.2 НК РФ (даже с учетом площади помещения N10) используется менее 20 процентов (19, 65%).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административными ответчиками относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта недвижимости в Перечни не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 НК РФ), судебная коллегия находит верным заключение суда первой инстанции о том, что объект недвижимости не мог быть включен в Перечни.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.