Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" о признании недействующими отдельных положений Территориальных программ обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2020 год, 2021 год, 2022 год, а также о признании недействующими отдельных положений Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области на 2020 год, 2021 год, 2022 год по апелляционным жалобам министерства здравоохранения Оренбургской области, акционерного общества "Страховой компании "СОГАЗ-Мед", территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области, по апелляционному представлению прокуратуры Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 9 февраля 2022 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" - Саакяна А.Р, представителя министерства здравоохранения Оренбургской области - Кистанкина Т.А, представителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области - Вастихиной И.Р, представителя акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - Петровой С.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Оренбургской области 25 декабря 2019 года принято постановление N 971-пп, пунктом 1.1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа на 2020 год).
Абзацем вторым пункта 3 раздела IV Территориальной программы на 2020 год предусмотрено, что тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное страховое обеспечение по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 декабря 2020 года N 1110-пп приведенная норма изложена в новой редакции, распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, в соответствии с которой тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Правительством Оренбургской области 24 декабря 2020 года принято постановление N 1161-пп, пунктом 1.1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Территориальная программа на 2021 год).
Абзацем вторым пункта 3 раздела IV Территориальной программы на 2021 год предусмотрено, что тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 7 июля 2021 года N 563-пп пункт 3 раздела IV Территориальной программы на 2021 год дополнен новым абзацем, предусматривающим, что в дополнение к видам и условиям оказания медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа входят расходы на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места лечения и обратно.
Правительством Оренбургской области 29 декабря 2021 года принято постановление N 1314-пп, пунктом 1.1 которого утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа на 2022 год).
Абзацами вторым, третьим пункта 3 раздела IV Территориальной программы на 2022 год предусмотрено, что в дополнение к видам и условиям оказания медицинской помощи, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в структуру тарифа входят расходы на транспортировку пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места лечения и обратно. Тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях включает в себя в том числе расходы на транспортировку пациентов до мест проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Названные постановления Правительства Оренбургской области опубликованы в установленном порядке на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru.
30 декабря 2019 года между министерством здравоохранения Оренбургской области (далее - Министерство), территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее - ТФОМС Оренбургской области), профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена Оренбургского регионального отделения общероссийской общественной организации "Российская медицинская ассоциация" (далее - ОРОООО "Российская медицинская ассоциация"), страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора филиала ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Оренбурге, заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год (далее - Тарифное соглашение на 2020 год).
Тарифным соглашением на 2020 год предусмотрено:
оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Тарифным соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа (абзац десятый подпункта 4.1 раздела II);
тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное страховое обеспечение по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7 (абзац третий пункта 12 раздела III);
в тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа с 1 января 2020 года включен тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 242, 97 рублей (позиция NA001 приложения 7).
Пунктом 2.7 раздела II Соглашения от 30 сентября 2020 года, заключенного между Министерством, ТФОМС Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена ОРОООО "Российская медицинская ассоциация", страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора Оренбургского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", о внесении изменений и дополнений в Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год (далее - Соглашение от 30 сентября 2020 года), действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2020 года, в приложении 7 к Тарифному соглашению на 2020 год стоимость позиции NA001 "Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно" изменена с 242, 97 рублей на 549, 20 рублей.
Пунктом 2.3 раздела II Соглашения от 30 декабря 2020 года, заключенного между Министерством, ТФОМС Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена ОРОООО "Российская медицинская ассоциация", страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора Оренбургского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", о внесении изменений и дополнений в Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год (далее - Соглашение от 30 декабря 2020 года), действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2020 года, в приложении 7 к Тарифному соглашению на 2020 год стоимость позиции NA001 "Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно" изменена с 549, 20 рублей на 731, 5 рубль.
30 декабря 2020 года между Министерством, ТФОМС Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена ОРОООО "Российская медицинская ассоциация", страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора Оренбургского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год (далее - Тарифное соглашение на 2021 год).
Тарифным соглашением на 2021 год предусмотрено:
оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется за законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа (абзац десятый подпункта 4.1 раздела II);
тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7 (абзац третий пункта 12 раздела III);
тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа включает в себя, в том числе, расходы на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (абзац седьмой пункта 15 раздела III);
в тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа с 1 января 2021 года включен тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 333, 00 рубля (позиция NA001 приложения 7).
Пунктом 2.4 раздела II Соглашения от 30 сентября 2021 года, заключенного между Министерством, ТФОМС Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена ОРОООО "Российская медицинская ассоциация", страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора филиала ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Оренбурге, о внесении изменений и дополнений в Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год (далее - Соглашение от 30 сентября 2021 года), действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2021 года, в приложении 7 к Тарифному соглашению на 2021 год стоимость позиции NA001 "Тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно" изменена с 333, 00 рублей на 391, 00 рубль.
29 декабря 2021 года между Министерством, ТФОМС Оренбургской области, профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) в лице председателя Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями в лице члена ОРОООО "Российская медицинская ассоциация", страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования Оренбургской области, в лице директора Оренбургского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", заключено Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год (далее - Тарифное соглашение на 2022 год).
Тарифным соглашением на 2022 год предусмотрено:
оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа в амбулаторных условиях осуществляется законченный случай, которым является один календарный месяц (или период(ы) в рамках календарного месяца) по тарифу, рассчитанному с учетом количества сеансов за период лечения, и утвержденных Соглашением стоимости сеанса и средней стоимости (тарифа) транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно. Применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно является обязательным условием предъявления на оплату услуг гемодиализа (Подпункт 4.9.18 раздела II);
тариф (средняя стоимость) транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, обеспеченный за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с приложением 7 (абзац третий пункта 12 раздела III);
тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа включает в себя, в том числе, расходы на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа и обратно, обеспеченные за счет платежей из областного бюджета, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (абзац седьмой пункта 15 раздела III);
в тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа и перитонеального диализа на 2022 год включен тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 345, 36 рублей (позиция NA001 приложения 7).
ООО "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс", включенное в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Оренбургской области и оказывающих в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи лечение пациентов, нуждающихся в заместительной почечной терапии, методами гемодиализа и перитонеального диализа в амбулаторных условиях на базе центров амбулаторного диализа обособленных подразделений города Оренбурга, города Орска, города Бузулука, обратилось в Оренбургский областной суд с административным иском о признании приведенных положений Территориальных программ на 2020 - 2022 годы и Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы недействующими.
По мнению административного истца, оспариваемые нормы не соответствуют части 1 и части 2 статьи 30, части 7 статьи 35, части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ), пункту 186, подпункту 4 пункта 4 Приложения N 1 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года N 108н (далее - Правила).
Административный истец полагал, что включение в тариф на заместительную почечную терапию дополнительной составляющей в виде "тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно", оплата которого производится за счет средств областного бюджета Оренбургской области, вменение медицинской организации обязанности одномоментно применять два тарифа за сеанс и транспортировку больных при выставлении счета на оплату гемодиализа, установление экономически необоснованного размера тарифа не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушает его права и законные интересы.
Административный истец указал, что оспариваемые тарифы транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно занижены, объективно не обеспечивают возмещение расходов медицинской организации на приобретение транспортных услуг по перевозке пациентов и, как следствие, влекут необоснованное отнесение межтарифной разницы на финансовые результаты общества.
Решением Оренбургского областного суда от 9 февраля 2022 года требования административного истца удовлетворены в приведенной в судебном акте формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции отменить как принятое при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с применением закона, не подлежащего применению, при неправильном истолковании закона.
В апелляционной жалобе ТФОМС Оренбургской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на то, что судом неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" выражает несогласие с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В апелляционном представлении прокуратура Оренбургской области полагает решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об оставлении административного иска без удовлетворения ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб и апелляционного представления административным истцом представлены возражения.
Министерством и ТФОМС Оренбургской области в суд апелляционной инстанции представлены дополнительные письменные пояснения к апелляционным жалобам, а ООО "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" - в отношении них дополнительные письменные объяснения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2022 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22 ноября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Отменяя названное апелляционное определение, суд кассационной инстанции не согласился с суждениями суда апелляционной инстанции об экономическом обосновании установленного административными ответчиками тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в соответствии с Тарифными соглашениями на 2020 - 2022 годы и указал на то, что: суд апелляционной инстанции, разрешая спор по существу, не выяснил какой именно из методов (нормативный, структурный, экспертный) был применен административными ответчиками при расчете оспариваемого тарифа, не проверил их обоснованность и правильность; указание суда апелляционной инстанции на экономическую обоснованность установленного тарифными соглашениями тарифа исключительно со ссылкой на представленный в материалы дела расчет не может быть признан достаточным для целей правильного разрешения спора; с 2020 года по 2022 год тариф в соответствии с тарифными соглашениями изменялся многократно, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, причины, по которым административные ответчики, учитывая рост потребительских цен, сначала увеличили стоимость тарифа, а затем его произвольно снизили, судом апелляционной инстанции не выяснены, экономическое обоснование таких действий фактически не проверено; представленный в материалы дела расчет подтверждает лишь обоснование стоимости тарифа до 30 сентября 2020 года, но не в отношении иных периодов времени регулирования тарифными соглашениями.
При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции у Правительства Оренбургской области и Министерства истребованы: сведения о том, какой из методов установления тарифов (нормативный, структурный, экспертный) использовался при установлении Тарифными соглашениями на 2020, 2021, 2022 годы (соглашениями о внесении в них изменений и дополнений) тарифов на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно (по каждому из установленных тарифов); расчет экономической обоснованности (с приложением обосновывающих материалов) установленных Тарифными соглашениями на 2020, 2021, 2022 годы (соглашениями о внесении в них изменений и дополнений) тарифов на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно (по каждому из установленных тарифов); сведения о причинах, по которым, учитывая рост потребительских цен, установленные Тарифными соглашениями на 2020, 2021, 2022 годы (соглашениями о внесении в них изменений и дополнений) тарифы на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в течение названного периода изменялись многократно (сначала увеличены, а затем снижены), а также экономическое обоснование таких действий (по каждому из установленных тарифов).
В ответ на судебный запрос Министерством представлены письменные объяснения относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а после объявления перерыва - дополнения к ним, которые судебной коллегией приобщены к материалам дела.
Относительно представленных Министерством письменных пояснений ООО "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства - Кистанкин Т.А. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ТФОМС Оренбургской области - Вастихина И.Р. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - Петрова С.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" - Саакян А.Р. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы и апелляционное представление - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами (Правительством Оренбургской области и созданной им комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования) в пределах их компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ТФОМС Оренбургской области, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" суд, проанализировав содержание Территориальных программ на 2020 - 2022 годы и Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы, обоснованно установилналичие в них признаков, характеризующих нормативные правовые акты (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 50)), в связи с чем отказал в удовлетворении ходатайств о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Оренбургской области.
Также суд, исходя из положений статей 213, 214 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, правомерно не нашел оснований для прекращения производства по делу и разрешилспор по существу.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к выводу, что оспариваемые положения Территориальных программ на 2020 - 2022 годы и Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно частям 1 и 2 статьи 30, части 7 статьи 35, части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, пункту 186 Правил и подпункту 4 пункта 4 Приложения N 1 к ним, поскольку: в федеральных программах обязательного медицинского страхования на 2020 - 2022 годы не предусмотрена возможность включения в тариф на заместительную почечную терапию методом гемодиализа в амбулаторных условиях дополнительных расходов - тарифа на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа амбулаторно и обратно; структура тарифа на оплату медицинской помощи и методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в составе Правил не предусматривают возможность включения в тариф медицинской помощи дополнительного тарифа, совмещения двух тарифов (тарифа на транспортировку пациентов на гемодиализ (амбулаторно) из места их жительства и обратно и тариф на оплату медицинской помощи (медицинской услуги)); структура тарифа не содержат условие, что оплата заместительной почечной терапии методом гемодиализа производится за законченный случай, который включает в себя стоимость сеанса гемодиализа и стоимость транспортировки пациента к месту проведения диализа и обратно, а также условия об обязательном применении одномоментно двух тарифов (за сеанс и транспортировку); возложение на медицинскую организацию сопутствующих обязанностей и установление условия оплаты лишь при исполнении этой дополнительной обязанности государственными программами гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не предусмотрено; доставка пациентов от дома на гемодиализ (амбулаторно) не относится непосредственно к медицинской помощи (медицинской услуге), поэтому не может быть включена в тариф на
заместительную почечную терапию.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ), который, среди прочего, определяет полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья (статья 1 названного Федерального закона).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации базируется на ряде основных принципов, к числу которых относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу положений статьи 10 названного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Частью 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
При этом, исходя из положений части 4 указанной статьи, при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются, в том числе, климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ определено, что названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (статья 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ:
территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1);
норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3);
в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, территориальная программа обязательного медицинского страхования должна предусматривать перечень направлений использования средств обязательного медицинского страхования (часть 5);
территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования при условии выполнения требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 7);
для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к Правилам (часть 9).
При этом пунктом 4 части 4, частью 7 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ предусмотрено, что доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и, среди прочих, включают в себя платежи субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Размер и порядок уплаты платежей субъекта Российской Федерации, указанных в пунктах 3 и 4 части 4 настоящей статьи, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что в территориальных программах обязательного медицинского страхования могут быть предусмотрены дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, которые хотя и не поименованы в базовой программе обязательного медицинского страхования, но исходя из особенностей и финансовых возможностей конкретного субъекта Российской Федерации, позволяют наиболее полно соблюсти на территории региона основные принципы охраны здоровья и реализовать на практике приоритет интересов пациентов, включая инвалидов и другие группы населения с ограниченными возможностями, при оказании им медицинской помощи, объективно требующей обеспечения транспортной доступности медицинских организаций.
Указанные выводы в полной мере соотносятся с нормами Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ и Правил, в силу которых:
структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату транспортных услуг (часть 7 статьи 35 Закона);
тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на оплату транспортных услуг, а также расходы, определенные территориальной программой в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда (подпункты 1, 3 пункта 186 Правил);
в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 192 Правил);
к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 194 Правил);
в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на приобретение транспортных услуг (подпункт 5 пункта 195 Правил).
Кроме того, подобное толкование приведенных положений федерального законодательства соответствует нормам постановлений Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", от 28 декабря 2020 года N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и на плановый период 2022 и 2023 годов", от 28 декабря 2021 года N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральные программы на 2020 год, 2021 год, 2022 год), которыми предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно (раздел V названных программ).
В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ в Оренбургской области принят и действует Закон Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ "О размере и порядке уплаты платежей Оренбургской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования" (далее - Закон Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ).
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ (в редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года) предусмотрено, что годовой объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, утверждается законом Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (часть 1). Межбюджетные трансферты предоставляются на финансовое обеспечение расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи - заместительной почечной терапии методом гемодиализа в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, для организации транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа и обратно (часть 3).
Таким образом, на территории Оренбургской области Законом Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ во взаимосвязи с оспариваемыми положениями Территориальных программ на 2020 - 2022 годы и Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы реализован предусмотренный нормами федерального законодательства механизм финансового обеспечения за счет средств областного бюджета (межбюджетных трансфертов бюджету ТФОМС Оренбургской области) дополнительного условия оказания медицинской помощи, не установленного базовой программой обязательного медицинского страхования, - организации транспортировки по утвержденным тарифам пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно при оказании им медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа, а также применения двух тарифов (за сеанс и транспортировку) одномоментно.
Вопреки выводам суда положения Территориальных программ на 2020 - 2022 годы и Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы, предусматривающие вышеуказанный механизм, нормативным правовым актам большей юридической силы, регулирующим рассматриваемые правоотношения, в том числе частям 1 и 2 статьи 30, части 7 статьи 35, части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, пункту 186 Правил и подпункту 4 пункта 4 Приложения N 1 к ним, не противоречат, права и законные интересы административного истца не нарушают.
Напротив, организация рассматриваемых транспортных услуг, являясь одновременно составляющей и условием проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа, направлена на обеспечение возможности пациентам, в том числе с ограниченными возможностями, фактически воспользоваться медицинской помощью, гарантированной им базовой программой обязательного медицинского страхования, поскольку без их предоставления такая помощь являлась бы для них в силу объективных причин затруднительной или невозможной, требовала бы дополнительных затрат на проезд за счет средств самих пациентов, что соответствующим положениям статей 7, 41 Конституции Российской Федерации и основным принципам охраны здоровья (статьи 4 - 6, 9 - 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) признано быть не может.
Следовательно, исходя из приведенных выводов судебной коллегии и положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, административный иск в вышеназванной части удовлетворению не подлежал.
Удовлетворяя требования административного истца в части оспаривания размера тарифов транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно, установленных приложениями 7 к Тарифным соглашениям на 2020 - 2022 годы, пунктом 2.4 Соглашения от 30 сентября 2021 года, суд указал, что надлежащие доказательства их экономической обоснованности в деле отсутствуют, а представленный Министерством расчет (л.д. 33 т. 2) никем не подписан и не содержит сведений о том, кем и когда он составлялся, в связи с чем признан судом недопустимым доказательством.
В соответствии с частью 7, пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
В данном случае суд, ограничившись приведенными формальными суждениями и не приняв при этом должных мер по истребованию и оценке доказательств экономической обоснованности (необоснованности) оспариваемых тарифов, фактически уклонился от разрешения настоящего спора в данной части по существу, что приведенным нормам КАС РФ, задачам и принципам административного судопроизводства не соответствует.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции были истребованы, представлены Министерством и приобщены к материалам дела новые доказательства по указанному вопросу - дополнительные пояснения к апелляционной жалобе (л.д. 105 - 112 т. 4), а при новом рассмотрении - письменные объяснения относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, и дополнения к ним.
Относительно данных доказательств административным истцом представлены и приобщены к материалам дела дополнительные объяснения (л.д. 117 - 120 т. 4), а при новом рассмотрении - письменные возражения.
Рассмотрев по существу требования административного истца в части экономической необоснованности оспариваемых тарифов, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждена Правилами, пунктами 187 - 190 которых предусмотрено:
для установления тарифов используются следующие методы определения затрат: нормативный, структурный, экспертный;
в случае наличия утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, лекарственными препаратами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания медицинской помощи (медицинской услуги), указанные нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, используются при определении тарифов;
при применении структурного метода затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию, в том числе затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда работников, участвующих непосредственно в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); численности работников, участвующих непосредственно в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); площади помещения, используемого для оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
при применении экспертного метода затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки, в том числе оценки доли группы затрат (трудозатраты) в общем объеме затрат, необходимых для оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Из изложенного следует, что тариф на оплату медицинской помощи может быть рассчитан с использованием одного из указанных методов и в любом случае должен быть экономически обоснованным.
Из Тарифных соглашений на 2020 - 2022 годы, Соглашений от 30 сентября 2020 года, от 30 декабря 2020 года, от 30 сентября 2021 года следует, что с 2020 года по 2022 год тариф транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно изменялся многократно, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения:
242, 97 рублей (с 1 января 2020 года);
549, 20 рублей (с 1 сентября 2020 года);
731, 50 рубль (с 1 декабря 2020 года);
333, 00 рубля (с 1 января 2021 года);
391, 00 рубль (с 1 сентября 2021 года);
345, 36 рублей (с 1 января 2022 года).
В обоснование размера тарифа и его последующего изменения Министерство представило расчеты, исходя из которых:
- тариф в размере 242, 97 рублей (с 1 января 2020 года) определен экспертным методом, при его расчете учтены следующие показатели: количество пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и получающих медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии, - 601 чел.; количество медицинских вмешательств, выполненных такому количеству пациентов в год в связи с соответствующим заболеванием, - 82 656 процедур; среднее количество медицинских вмешательств, выполняемых одному пациенту, - 138 процедур (82 656 ? 601); среднее расстояние, которое необходимо преодолеть указанному количеству пациентов от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи - 43 км; расстояние, которое необходимо преодолеть указанному количеству пациентов от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно - 7 077 816 км; количество смен работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, - 19; количество пациентов, медицинская помощь которым оказывается в одну смену, - 118; количество рейсов, которые необходимо выполнить для перевозки пациентов, получающих медицинскую помощь в одну смену, микроавтобусом ГАЗель, 14 посадочных мест - 28; расчетное количество километража для определения затрат на ГСМ - 1 541 859; количество автомобилей - 7 ед.; количество водителей (при круглосуточном режиме) - 28 чел.; расход бензина на 100 км - 15, 2 л.; стоимость 1 литра бензина АИ-92 - 41, 87 руб.; всего затраты на ГСМ (1 541 859 ? 100 ? 15, 2 ? 41, 87) - 9 813, 2 тыс. руб.; техобслуживание и ремонт (в т.ч. запчасти) - 1 750, 0 тыс. руб.; резина (всесезонная) на 1 машину 6 колес по 3, 5 тыс. руб. - 147, 0 тыс. руб.; ОСАГО - 35, 0 тыс. руб.; техосмотр - 5, 25 тыс. руб.; всего затраты на содержание автомобилей - 1 937, 3 тыс. руб.; затраты на оплату труда водителей (20, 0 тыс. руб. ? 28 ? 12 ? 1, 302) - 8 749, 5 тыс. руб.;
- тариф в размере 549, 20 рублей (с 1 сентября 2020 года) определен структурным методом, при применении которого затраты - тариф, определенный по состоянию на 1 января 2020 года, увеличен пропорционально выбранному основанию - количеству соответствующих медицинских вмешательств. Вследствие пандемии новой коронавирусной инфекции количество медицинских вмешательств пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, методом заместительной почечной терапии плановых значений (83 527) в течение года не достигалось. В этой связи и в соответствии с перечнем поручений по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 15 апреля 2020 года N Пр-665) тариф на транспортировку пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно увеличивался пропорционально размеру неиспользованного межбюджетного трансферта, предусмотренного Законом Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 2010/527-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и количеству медицинских вмешательств, которые будут фактически проведены пациентам, страдающим хронической почечной недостаточностью, методом заместительной почечной терапии в амбулаторных условиях.
Вышеуказанным законом бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов по организации транспортировки, направляемые в ТФОМС Оренбургской области в виде межбюджетных трансфертов, предусматривались в сумме 20 294 752, 48 руб.; по информации ТФОМС Оренбургской области за период с 1 января 2020 года по 31 августа 2020 года проведено 59 801 медицинских вмешательств, израсходовано 14 529 848, 97 руб.; Законом Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2557/715-VI-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" размер такого межбюджетного трансферта с 1 сентября 2020 года увеличен на 11 491 000, 0 руб.; остаток средств межбюджетного трансферта, предусмотренного Законом Оренбургской области от 18 декабря 2020 года N 2558/716-VI-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2557/715-VI-ОЗ), на период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года - 17 244 903, 51 руб. (20 294 752, 48, 0 - 14 529 848, 97 + 11 491 000, 0); прогнозируемое количество медицинских вмешательств на период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года - 31 400 (? (59 801 ? 8 ? 4); тариф - 549, 2 руб. (17 244 903, 51 ? 31 400);
- тариф в размере 731, 50 рубль (с 1 декабря 2020 года) определен структурным методом, при применении которого затраты - тариф, определенный по состоянию на 1 сентября 2020 года, увеличен пропорционально выбранному основанию - количеству соответствующих медицинских вмешательств. По информации ТФОМС Оренбургской области: израсходовано за период с 1 января 2020 года по 30 ноября 2020 года средств межбюджетного трансферта, предусмотренного Законом Оренбургской области от 18 декабря 2020 года N 2558/716-VI-ОЗ (в редакции Закона Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2557/715-VI-ОЗ) - 26 384 354, 43 руб.; остаток средств межбюджетного трансферта, предусмотренного вышеуказанным законом, на период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года - 5 390 398, 05 руб.; прогнозируемое количество медицинских вмешательств на период с 1 декабря 2020 года по 31 декабря 2020 года - 7 369; тариф: 731, 5 руб. (5 390 398, 05 ? 7 369).;
- тариф в размере 333, 00 рубля (с 1 января 2021 года) определен структурным методом, при применении которого затраты - тариф, определенный по состоянию на 1 января 2020 года, был увеличен пропорционально выбранному основанию - на величину не менее, чем это предусматривалось постановлением Правительства Оренбургской области от 27 октября 2020 года N 908-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". Согласно прогнозу социально-экономического развития Оренбургской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год составил 103, 6, то есть тариф не мог быть менее 251, 72 руб. (242, 97 ? 1, 036) - фактический (333, 00 руб.) больше. Законом Оренбургской области от 18 декабря 2020 года N 2558/716-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Оренбургской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, определены в размере 32 092 500, 0 руб, в том числе 317 747, 52 руб. на расходы страховых медицинских организаций на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию (часть 18 статьи 38 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ). Прогнозируемое количества медицинских вмешательств - 95 394; тариф: 333, 00 руб. (32 092 500, 0 - 317 747, 52) ? 95 394);
- тариф в размере 391, 00 рубль (с 1 сентября 2021 года) определен структурным методом, при применении которого затраты - тариф, определенный по состоянию на 1 января 2021 года, был увеличен пропорционально выбранному основанию - количеству соответствующих медицинских вмешательств (по аналогии с увеличениями от 1 сентября 2020 года и от 1 декабря 2020 года). По информации ТФОМС Оренбургской области за период с 1 января 2021 года по 31 августа 2021 года: проведено 59 801 медицинских вмешательств (при плане 63 596 (95 394 ? 12 ? 8); израсходовано средств межбюджетного трансферта, предусмотренного Законом Оренбургской области от 18 декабря 2020 года N 2558/716-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", - 19 568 079, 0 руб.; остаток средств межбюджетного трансферта, предусмотренного вышеуказанным законом, - 12 206 673, 48 руб. (31 774 752, 48 - 19 568 079, 0); прогнозируемое количество медицинских вмешательств на период с 1 сентября 2021 по 31 декабря 2022 года - 31 200 (? (59 801 ? 8 ? 4); тариф: 391, 00 руб. (12 206 673, 48 ? 31 200);
- тариф в размере 345, 36 рублей (с 1 января 2022 года) определен структурным методом, при применении которого затраты - расчетный тариф, определенный по состоянию на 1 января 2021 года (251, 72 руб.), подлежал увеличению пропорционально выбранному основанию - на величину не менее, чем это предусматривалось постановлением Правительства Оренбургской области от 26 октября 2021 года N 992-пп "О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". Согласно прогнозу социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год составил 104, 4, то есть тариф не мог быть менее 262, 8 руб. (251, 72 ? 1, 044) - фактический (345, 36 руб.) больше. Законом Оренбургской области от 16 декабря 2021 года N 154/56-VII-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" межбюджетные трансферты бюджету ТФОМС Оренбургской области на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, определены в размере 32 092 500, 0 руб, в том числе 302 009, 66 руб. на расходы страховых медицинских организаций на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию (часть 18 статьи 38 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ). Прогнозируемое количество медицинских вмешательств - 92 049. Тариф: 345, 36 руб. (32 092 500, 0 - 302 009, 66) ? 92 049).
Оценив приведенное обоснование и расчеты Министерства во взаимосвязи с иными представленными в материалы дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что экономическую обоснованность тарифов они не подтверждают.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2011 года N 296-п "О социальной поддержке граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью", которое действовало до 1 июля 2020 года, была установлена мера социальной поддержки граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, в виде возмещения расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно, а также утвержден порядок возмещения гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно (далее - Постановление N 296-п, Порядок).
В силу положений пункта 2 Порядка возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на транспорте общего пользования (кроме легкового такси) междугородного и пригородного сообщения к месту проведения гемодиализа и обратно, подтвержденные проездными документами. При отсутствии маршрута регулярных перевозок транспортом общего пользования на отдельных участках пути следования от населенного пункта проживания гражданина до населенного пункта, где расположена медицинская организация, и обратно возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на легковом такси к месту проведения гемодиализа и обратно, подтвержденные проездными документами, оформленными в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В случае невозможности прибытия гражданина на транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок к установленному времени проведения гемодиализа, возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на легковом такси, подтвержденные проездными документами, оформленными в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, справкой о времени получения лечения.
При использовании индивидуального легкового автотранспорта для проезда к месту проведения гемодиализа и обратно возмещение расходов производится исходя из стоимости возмещения расходов за каждый километр пробега от населенного пункта проживания гражданина до населенного пункта, где расположена медицинская организация, и обратно индивидуально каждому гражданину по соответствующей формуле (пункт 3 Порядка).
Пунктом 1 Постановления N 296-п установлено, что возмещению подлежат расходы на проезд, понесенные гражданами, указанными в настоящем пункте, до 1 января 2020 года, а пунктом 2 Министерству социального развития Оренбургской области поручено обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по возмещению расходов на проезд, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год по разделу "Социальная политика".
Законом Оренбургской области от 20 декабря 2018 года N 1417/367-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" было предусмотрено финансирование расходов, связанных с возмещение гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно в следующем размере: 2019 год - 20 127 300 рублей, 2020 год - 20 499 100 рублей, 2021 год - 20 499 100 рублей.
Таким образом, до 2020 года на территории Оренбургской области была установлена мера социальной поддержки граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью, в виде возмещения расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно.
Указанная мера социальной поддержки носила заявительный характер - возмещение расходов на проезд осуществлялось ежемесячно на основании обращения (в письменном или электронном виде) гражданина и прилагаемых к нему документов путем перечисления денежных средств на его счет (пункт 4 Порядка).
Размер фактически произведенных расходов на реализацию данной меры социальной поддержки в 2019 году составил 19 956 736, 30 рублей (л.д. 34 т. 2), то есть в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
С 2020 года в связи с принятием Закона Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ, Территориальной программы на 2020 год и Тарифного соглашения на 2020 год, а также истечением срока действия Постановления N 3296-п вышеназванная мера социальной поддержки на территории Оренбургской области была отменена, при этом введен в действие новый механизм организации транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно при оказании им медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа - данная обязанность возложена на медицинские организации одновременно в качестве составляющей и условия проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа, ее оплата осуществляется за счет средств областного бюджета по утвержденным тарифам, при этом одномоментное применение двух тарифов (за сеанс и транспортировку) является обязательным.
Из изложенного следует, что в связи с изменением органами государственной власти Оренбургской области нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений оплата транспортных услуг пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, перешла из носящей заявительный характер меры социальной поддержки данной категории граждан в обязательное условие оказания и последующей оплаты медицинской помощи в виде заместительной почечной терапии методом гемодиализа и перитонеального диализа, что с очевидностью предполагает необходимость утверждения соответствующего тарифа в экономически обоснованном размере.
Вместе с тем, Законом Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 2010/527-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" финансирование на указанные цели в 2020 году сохранилось на ранее запланированном уровне (как в период действия мер социальной поддержки) и составило 20 497 700 рублей.
Оснований полагать, что данный размер финансирования был определен как произведение экономически обоснованного размера тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно на планируемое количество процедур, при этом в результате произведенного расчета он полностью совпал с объемом финансирования ранее действовавших мер социальной поддержки, у судебной коллегии, исходя из представленных в материалы дела доказательств, не имеется.
Напротив, судебная коллегия приходит к убеждению, что тариф в размере 242, 97 рублей является не результатом расчета его экономически обоснованного уровня, а результатом деления (частным) выделенного в 2020 году объема финансирования на планируемое количество процедур, что представленными Министерством расчетами не опровергается.
При этом такой подход - формальное определение тарифа исходя из выделенных средств областного бюджета - экономически обоснованным признан быть не может, поскольку ставит размер обязательного для медицинских организаций тарифа в зависимость не от расходов, необходимых для надлежащей организации транспортных услуг, а от размера бюджетного финансирования ранее действовавших в регионе мер социальной поддержки по оплате представленных пациентами проездных документов.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает позицию административного истца, не опровергнутую в ходе рассмотрения дела, о произвольности и неподтвержденности исходными данными таких показателей, которые использовались в расчетах, как прогнозируемое количество медицинских вмешательств, расход бензина на 100 км в размере 15, 2 л, стоимость 1 литра бензина АИ-92 в размере 41, 87 руб. (л.д. 118 (оборот) т. 4).
В нарушение пункта 204 Правил в составе расходов на содержание автомобилей, которые использовались в расчетах, не учтены затраты на уплату налогов или на арендную плату.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что письмом Министерства от 2 апреля 2021 года N 4107/10 в адрес административного истца был представлен расчет суммы прямых расходов на транспортировку пациентов в 2020 году, который существенно отличается от расчета, представленного в суд:
расходы на ГСМ - 8 071, 9 тыс. руб. при пробеге 1 877 203, 0 км, расходе бензина 10 л. на 100 км и стоимости бензина 43 руб. за 1 литр (согласно расчетам, представленным в суд, - 9 813, 2 тыс. руб, 7 077 816 км, 15, 2 л. на 100 км, 41, 87 руб. за 1 литр бензина);
расходы на оплату труда - 16 334, 1 тыс. руб. при заработной плате 29 000 рублей и количестве водителей 36 человек (согласно расчетам, представленным в суд, - 8 749, 5 тыс. руб, 20 000 рублей, 28 водителей).
Об экономической необоснованности тарифа в размере 242, 97 рублей свидетельствует и то обстоятельство, что Законом Оренбургской области от 17 декабря 2020 года N 2557/715-VI-ОЗ "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" размер финансирования на указанные цели был увеличен с 20 497 700 рублей до 32 092 500 рублей.
По аналогичным основаниям судебная коллегия приходит к выводу об экономической необоснованности тарифов на 2021 год в размере 333, 00 рубля и на 2022 год в размере 345, 36 рублей, поскольку самостоятельных расчетов по ним не представлено, размер этих тарифов также является результатом деления (частным) выделенного объема финансирования на планируемое количество процедур, а в качестве подтверждения их экономической обоснованности Министерством приводится единственный довод о превышении их размера над размером тарифов предыдущих периодов, увеличенных на установленные Правительством Оренбургской области индексы потребительских цен на товары и услуги.
Судебная коллегия не может согласиться с позицией Министерства об экономической обоснованности изменения (увеличения пропорционально размеру неиспользованного межбюджетного трансферта и количеству медицинских вмешательств, которые будут фактически проведены пациентам) тарифов в течение финансового года, увеличение размера которых произведено не в результате перерасчета актуальной стоимости транспортных услуг, а, как указало само Министерство, в целях недопущения наступления последствия, предусмотренного частью 6 статьи 3 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2019 года N 2023/537-VI-ОЗ, - возврата ТФОМС Оренбургской области не использованных на 1 января текущего финансового года остатков межбюджетных трансфертов в областной бюджет в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (л.д. 106 т. 4, л.д. 149 т. 5).
Является очевидным, что размер установленного на финансовый год тарифа на одну и ту же услугу не может быть разным в зависимости исключительно от того, в каком месяце она оказана (в августе, сентябре или декабре), что ставит медицинские организации в неравное положение, а приведенная Министерством аргументация может подтверждать лишь отсутствие надлежащего подхода к определению планируемого количества процедур, стремление освоить в полном объеме выделенное финансирование и не допустить возврата межбюджетных трансфертов в областной бюджет, но не экономическую обоснованность измененных (увеличенных) тарифов.
Приказом Минздрава России от 29 декабря 2020 года N 1397н утверждены Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения.
Пунктом 9.1 данного Приказа предусмотрено, что тарифное соглашение заключается на один финансовый год и распространяется на правоотношения, связанные с оплатой медицинской помощи, оказанной в течение данного финансового года, а пунктом 9.2 - исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в тарифное соглашение вносятся изменения.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела таких оснований для заключения Соглашения от 30 сентября 2021 года не имелось.
Статьей 178 КАС РФ установлено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7).
В силу названных процессуальных норм суд не вправе выйти за пределы заявленных административным истцом требований.
В этой связи, исходя из объема требований административного истца, которым утвержденные Соглашением от 30 сентября 2020 года и Соглашением от 30 декабря 2020 года тарифы не оспариваются, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении административного иска в части признания тарифов, утвержденных Тарифным соглашением на 2020 год, Тарифным соглашением на 2021 год, Соглашением от 30 сентября 2021 года и Тарифным соглашением на 2022 год, экономически необоснованными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце седьмой пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В силу приведенной нормы и разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, результатом рассмотрения дела, в котором будет установлено противоречие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, является удовлетворение административного иска и признание этого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вместе с тем, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции часть оспариваемых нормативных положений признал не соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу, а часть - недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, что требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации по его применению не соответствует.
Учитывая изложенное, а также разъяснения, содержащиеся в абзаце третьем пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административным истцом требований в части признания не действующими со дня вступления решения суда в законную силу тарифов, утвержденных Тарифным соглашением на 2020 год, Тарифным соглашением на 2021 год, Соглашением от 30 сентября 2021 года и Тарифным соглашением на 2022 год.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 50, исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Учитывая изложенное, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" о том, что применительно к обстоятельствам настоящего дела надлежащими административными ответчиками являются Правительство Оренбургской области и созданный постановлением Правительства Оренбургской области от 21 декабря 2011 года N 1237-п во исполнение части 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ коллегиальный орган - комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в связи с чем в удовлетворении требований административного истца к остальным привлеченным к участию в деле административным ответчикам, представители которых являются членами Комиссии, надлежит отказать.
Также в силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть подлежит включению указание на размещение сообщения о принятии настоящего апелляционного определения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 9 февраля 2022 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования общества с ограниченной ответственностью "Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс" удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу:
позицию NA001 приложения 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2020 год от 30 декабря 2019 года об утверждении тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 242, 97 рублей;
позицию NA001 приложения 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год от 30 декабря 2020 года об утверждении тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 333, 00 рубля;
пункт 2.4 соглашения от 30 сентября 2021 года о внесении изменений и дополнений в Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2021 год;
позицию NA001 приложения 7 к Тарифному соглашению в системе обязательного медицинского страхования граждан в Оренбургской области на 2022 год от 29 декабря 2021 года об утверждении тарифа транспортировки пациентов до места проведения гемодиализа (амбулаторно) и обратно в размере 345, 36 рублей.
В удовлетворении остальной части требований административного истца - отказать.
В удовлетворении требований административного истца к министерству здравоохранения Оренбургской области, территориальному фонду обязательного медицинского страхования Оренбургской области, Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Оренбургскому региональному отделению общероссийской общественной организации "Российская медицинская ассоциация", акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Оренбургского филиала, обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" в городе Оренбурге - отказать.
Сообщение о принятии настоящего апелляционного определения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (http://www.pravo.orb.ru).
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 7 февраля 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.