Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Альтемирова И.Э. на решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-274/2022 по административному исковому заявлению Альтемирова И.Э, Кацаевой А.Х. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Альтемиров И.Э, Кацаева А.Х. обратились в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайоная ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения.
В обоснование своих требований указали, что в их совместной собственности имеется недвижимое имущество, Альтемиров И.Э. является ветераном боевых действий, и с целью получения налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц 6 октября 2021 г. обратились в Межрайонную ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю с соответствующим заявлением, однако 22 ноября 2021 г. налоговым органом сообщено об отказе в предоставлении налоговой льготы, решением заместителя руководителя управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее также - УФНС по Ставропольскому краю) от 17 марта 2022 г. их жалоба на решение инспекции оставлена без удовлетворения. Полагают отказ в предоставлении налоговой льготы незаконным, поскольку Альтемиров И.А. как ветеран боевых действий имеет налоговые льготы. Просили признать незаконным сообщение Межрайонной ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю от 22 ноября 2021 г. N 548184 об отказе в предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, возложить обязанность устранить нарушения их прав и законных интересов.
Решением Андроповского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 2 ноября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2022 г, Альтемиров И.Э. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцам Кацаевой А.Х. и Альтемирову И.Э. на праве совместной собственности принадлежат: жилой дом, земельный участок, а также незавершенный строительством объект недвижимости, которые согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН, госреестр) зарегистрированы за Кацаевой А.Х.
На обращение Кацаевой А.Х. в Межрайоную ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, с приложением соответствующих документов, в том числе подтверждающих заключение брака в 1996 г, а также право Альтемирова И.Э. на льготы, как ветерана, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", Межрайоной ИФНС России N 8 по Ставропольскому краю направлено сообщение от 22 ноября 2021 г. N 548184 об отказе в предоставлении налоговой льготы, со ссылкой на отсутствие оснований для предоставления такой льготы.
По результатам рассмотрения жалобы Альтемирова И.Э. и Кацаевой А.Х. УФНС по Ставропольскому краю принято решение от 17 марта 2022 г. N об отказе в удовлетворении жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих возникшие правоотношения, пришел к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа, при этом исходил из того, что по информации из ЕГРН право собственности на принадлежащее супругам недвижимость зарегистрировано за Альтемировой И.Э, в отношении которого оснований для предоставления налоговой льготы не имеется, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении административного иска, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В силу пункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
В силу статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1). Данной статьей определены особенности исчисления сумм налога, когда имущество находится в общей собственности: если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения; если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях (пункт 3).
Для исчисления налога на имущество физических лиц источником сведений о праве собственности физического лица на имущество, для налоговых органов являются в том числе сведения из органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное. При этом при государственной регистрации права общей совместной собственности на недвижимое имущество оба супруга указываются в Едином государственном реестре недвижимости в одной записи о вещном праве (пункт 109 Приложения N 1 к Приказу Росреестра от 1 июня 2021 г. N П/0241).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, действующее правовое регулирование не исключает регистрации права общей совместной собственности супругов на недвижимое имущество - объект налогообложения. Следовательно, указанный в ЕГРН режим права собственности на объект налогообложения (совместная или индивидуальная) определяется не органами государственной регистрации, а субъективным выбором супругов. Именно ЕГРН служит источником информации о юридических фактах, которые признаются в качестве подтверждающих возникновение налоговой обязанности, а осуществление супругами по своему усмотрению имущественных прав, совершение ими тех или иных действий подразумевает и соответствующие правовые последствия, в том числе в налоговой сфере.
С учетом изложенного, исходя из того, что начисление налога налоговым органом производится на основании информации, полученной от органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установив, что в данном случае недвижимое имущество зарегистрировано за одним из супругов, который не имеет право на льготы по налогу, правильно признали оспариваемый отказ соответствующим действующему законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов, изложенную при рассмотрении дела, фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Альтемирова И.Э. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.