Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску прокурора Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 61 "Малышок" г. Ставрополя", Администрации города Ставрополя, Комитету образования Администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 61 "Малышок" г. Ставрополя" (далее - МБДОУ "Малышок"), Администрации города Ставрополя, Комитету образования Администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ "Малышок", относящегося согласно паспорту безопасности ко третьей категории опасности. В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Данные нарушения в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования до подачи административного иска не устранены, денежные средства на вышеуказанные цели при формировании проекта бюджета г. Ставрополя на 2022 год администрацией г. Ставрополя не планировались, Комитетом образования администрации города Ставрополя МБДОУ "Малышок" не выделялись.
В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации города Ставрополя, Комитета образования администрации города Ставрополя, МБДОУ "Малышок" г. Ставрополя", выразившееся в необеспечении в полной мере МБДОУ "Малышок" комплексом мер, направленных воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) общеобразовательной организации, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) общеобразовательной организации, обязать Администрацию города Ставрополя в течение 3-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить Комитету образования администрации города Ставрополя денежные средства оснащение зданий МБДОУ "Малышок", расположенных по адресу: г. Ставрополь, ул. Репина, 71Б, системой охранной сигнализации, обязать Комитет образования Администрации города Ставрополя в течение 4-х месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить МБДОУ "Малышок" денежные средства на оснащение зданий системой охранной сигнализации, обязать МБДОУ "Малышок" в течение 9-ти месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение зданий общеобразовательной организации по указанному адресу системой охранной сигнализации.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г, требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 5 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБДОУ "Малышок".
В ходе проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства об образовании в Российской Федерации и требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), руководством МБДОУ "Малышок", а также учредителем данной общеобразовательной организации - Комитетом образования администрации города Ставрополя не обеспечена оснащенность объекта образования системой охранной сигнализации.
Прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя руководителю МБДОУ "Малышок" внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования.
Из ответа МБДОУ "Малышок" на представление прокуратуры района следует, что руководителем учреждения направлена заявка учредителю - в Комитет образования администрации города Ставрополя с приложением смет расходов на выделение из бюджета города Ставрополя денежных средств на оснащение объекта образования системой охранной сигнализации.
17 сентября 2021 г. в адрес и.о. руководителя Комитета образования администрации города Ставрополя прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя направлено требование о предоставлении информации о том, выделялись ли учредителем общеобразовательных организаций бюджетные средства на приобретение охранных сигнализаций.
Согласно ответу Комитета образования администрации города Ставрополя от 21 сентября 2021 г, ввиду ограниченности средств бюджета города Ставрополя в 2021 г. денежные средства на приобретение охранных сигнализаций для нужд муниципальных образовательных учреждений города Ставрополя (в том числе расположенных на территории Октябрьского района города Ставрополя) не выделялись.
14 января 2022 г. в адрес и.о. руководителя Комитета образования администрации города Ставрополя прокуратурой Октябрьского района города Ставрополя направлено требование о предоставлении информации о том, выделялись ли учредителем общеобразовательных организаций бюджетные средства на приобретение охранных сигнализаций, а также предусмотрены ли бюджетные средства на указанные цели в бюджете на 2022 г.
24 января 2022 г. на требование прокуратуры района Комитет образования администрации города Ставрополя сообщает, что денежные средства на финансирование работ по оснащению муниципальных учреждений образования системами охранной сигнализации в бюджете города Ставрополя на 2022 г. не предусмотрены.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что нарушения закона в части ненадлежащего обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования до настоящего времени не устранены, денежные средства на вышеуказанные цели при формировании проекта бюджета города Ставрополя на 2022 г. Администрацией города Ставрополя не планировались, Комитетом образования администрации города Ставрополя МБДОУ "Малышок" не выделялись.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права при соблюдении норм процессуального права.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся, что закреплено в пункте 15 части 3 статьи 28 названного Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 указанной статьи установлено, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно подпунктам "а, в" пункта 17 названных Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов "в, д" пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
Подпунктами "а, г, д" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации, оборудования основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), оснащения объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы о наличии перечисленных составляющих охранной сигнализации в образовательном учреждении, о ежегодной приемке и оценке готовности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную детальность на территории г. Ставрополя, к началу каждого учебного года, достаточность предпринятых мер охранной сигнализации, самостоятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены с учетом особой социальной значимости данного вопроса и отсутствия доказательств соблюдения предъявляемых к объекту третьей категории опасности требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрации города Ставрополя, Комитету образования Администрации города Ставрополя не наделены полномочиями по выделению денежных средств, не предусмотренных в бюджете города, не влекут отмену принятых судебных актов, поскольку отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает административных ответчиков от исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, направленных на реализацию конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Изложенные в жалобе доводы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств и направлены на их переоценку, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.