Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 августа 2022 г.
по административному делу по административному иску Головача А.И. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, МРЭО ГИБДД г. Изобильный Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, начальнику МРЭО ГИБДД г. Изобильный Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Маляндра Е.Ю. о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Головача П.И. Галустяна В.Я, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головач П.И. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, МРЭО ГИБДД г. Изобильный Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, начальнику МРЭО ГИБДД г. Изобильный Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Маляндра Е.Ю, в котором просил признать незаконными действия, выразившиеся в незаконном отказе предоставить государственный регистрационный знак " "данные изъяты"" для осуществления регистрационных действий, возложить на МРЭО ГИБДД г. Изобильный обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу предоставить Головачу П.И. государственный регистрационных знак "данные изъяты"" для совершения регистрационных действий.
В обоснование требований указано, что Головач П.И. направил обращение в МРЭО ГИБДД г. Изобильный с просьбой обеспечить предоставление государственного регистрационного знака " "данные изъяты"", оставленного ранее на хранение, для регистрационных действий в первый рабочий день, в чем ему было отказано за истечением годичного срока хранения, так как МРЭО осуществляет государственные услуги по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удовлетворений в штатном режиме, и в связи с чем у заявителя была возможность проведения регистрационных действий в установленные законодательством сроки. Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и письмо губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 г. N 01-19/5048, которыми установлены нерабочие дни и введен режим самоизоляции в период с 30 марта по 30 апреля 2020 г, административный истец указал, что возможность для обращения за совершением регистрационных действий в установленный срок отсутствовала. В дополнениях к административному исковому заявлению Головач П.И. также указал на наличие в его собственности транспортного средства, которому планировалось присвоить государственный регистрационный знак "данные изъяты"
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 2 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2021 г, требования Головача П.И. оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 мая 2021 г. вышеуказанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 8 июля 2021 г. требования Головача П.И. удовлетворены частично, признаны незаконными действия по отказу предоставить Головачу П.И. испрашиваемый государственный регистрационный знак, на административного ответчика возложена обязанность предоставить Головачу П.И. данный государственный регистрационный знак автомобиля для совершения регистрационных действий, в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 16 ноября 2021 г. вышеуказанное решение суда отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 марта 2022 г. требования Головача П.И. удовлетворены частично, действия начальника МРЭО ГИБДД г. Изобильный, выразившиеся в незаконном отказе предоставить Головачу П.И. государственный регистрационный знак "данные изъяты" для осуществления регистрационных действий, признаны незаконными; на МРЭО ГИБДД г. Изобильный возложена обязанность восстановить нарушенное право Головача П.И. путем предоставления Головачу П.И. государственного регистрационного знака "данные изъяты" для совершения регистрационных действий - внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства "данные изъяты", VIN N; в удовлетворении остальной части заявленных Головачом П.И. требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 августа 2022 г. вышеуказанное решение суда изменено в части возложения на административного ответчика обязанности восстановить нарушенное право Головача П.И. с возложением на Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Изобильный Главного управления Министерства внутренних дел России по Ставропольскому краю обязанность устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Головачом П.И. его прав и свобод путем повторного рассмотрения его заявления от 15 апреля 2020 г. о предоставлении государственного регистрационного знака "данные изъяты" для совершения регистрационных действий.
В кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, поданной 6 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 марта 2022 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 августа 2022 г. в части удовлетворенных требований, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 2 апреля 2019 г. по заявлению Головача П.И. в МРЭО ГИБДД г. Изобильный проведено регистрационное действие в связи с изменением учетных данных в связи с заменой регистрационного знака "данные изъяты" на транспортном средстве "данные изъяты". Регистрационный знак "данные изъяты" был оставлен Головачом П.И. на хранение в МРЭО ГИБДД г. Изобильный.
Срок хранения государственного регистрационного номера в автоматическом режиме истек 3 апреля 2020 г, после чего в отсутствие обращения Головача П.И. указанный номер автоматически был переведен в резерв государственных регистрационных номеров, подлежащих дальнейшему присвоению.
15 апреля 2020 г. в адрес МРЭО ГИБДД г. Изобильный поступило обращение Головача П.И. о предоставлении государственного регистрационного знака "данные изъяты" для совершении регистрационных действий, в котором заявитель указал, что срок хранения государственного регистрационного знака не истек в связи Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 и письмом губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 г. N 01-19/5048.
Начальником отдела МРЭО ГИБДД г. Изобильный 15 апреля 2020 г. направлен ответ N 3/202602768276, согласно которому заявителю разъяснено, что у него была возможность в предусмотренный законом срок обратиться в МРЭО ГИБДД г. Изобильный ГУ МВД России по Ставропольскому краю для проведения регистрационных действий, так как МРЭО ГИБДД г. Изобильный ГУ МВД России по Ставропольскому краю на дату его обращения оказывало государственные услуги по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удовлетворений в штатном режиме.
Из ответа начальника МРЭО ГИБДД г. Изобильный Маляндра Е.Ю. от 26 января 2022 г. N 53/66 следует, что на основании приказа МВД России от 1 июня 2017 г. N 336 "О порядке заказа, распределения, хранения, учета и расходования специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении", государственные регистрационные знаки после истечения срока их хранения, и невостребованные в установленном порядке, заносятся в резерв подразделения и выдаются в соответствии с решением об использовании резерва, которое принимает руководитель подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне в случае израсходования в регистрационном подразделении запаса государственных регистрационных знаков и отсутствия объективной возможности их своевременного получения. Выдача государственных знаков из резерва осуществляется в порядке их хронологического учета в реестре резерва. После 9 апреля 2020 г. (переведение в резерв) государственный регистрационный знак "данные изъяты" никому не выдавался.
Несогласие Головача П.И. с отказом в предоставлении регистрационного знака послужило основанием к подаче настоящего административного иска.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Российской Федерации были установлены нерабочие дни, в связи с чем административный ответчик обязан был перевести государственный регистрационный номер в резерв, так как последний день его хранения приходится на нерабочий день, а следующим за ним рабочим днем является 12 мая 2020 г. В связи с этим суд пришел к выводу о нарушении прав и законных интересов административного истца Головача П.И. Приняв во внимание, что государственный регистрационный знак "данные изъяты", находящийся в резерве подразделения МРЭО ГИБДД г. Изобильный, до настоящего времени никому не предоставлен, суд пришел к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца будет возложение обязанности на административного ответчика предоставить Головачу П.И. государственный регистрационный знак "данные изъяты" для совершения регистрационных действий - внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства "данные изъяты", VIN "данные изъяты". При этом в остальной части требования о возложении обязанности в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить вышеназванный регистрационный знак, суд счел необоснованными.
С такими выводами суда первой инстанции в части признания незаконными действий начальника МРЭО ГИБДД г. Изобильный, выразившихся в незаконном отказе предоставить Головачу П.И. государственный регистрационный знак "данные изъяты" для осуществления регистрационных действий согласился суд апелляционной инстанции, учитывая установленные обстоятельства дела и нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно: пункт 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", согласно которому срок сохранения государственного регистрационного номера доставляет один год со дня проведения регистрационного действия, в результате которого он был сохранен, либо со дня прекращения государственного учета транспортного средства; если последний день срока хранения государственного регистрационного номера приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. При этом суд второй инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы административного ответчика, ссылавшегося на факт работы МРЭО ГИБДД г. Изобильный, как органа внутренних дел органов исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий безопасность в сфере дорожного движения, в приводимый период в штатном режиме, как не свидетельствующие о безусловной возможности и обязанности гражданам реализовать свои права, при установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней и объявленной самоизоляции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда в части возложенных обязанностей, указал, что суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий, тогда как нарушенные права административного истца подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком заявления.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановленных судебных актов по доводам кассационной жалобы, полагает выводы суда первой инстанции с учетом изменений суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам дела, а обжалуемые судебные акты постановленными при соблюдении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 8 названного Федерального закона перечислены права владельца транспортного средства, в числе которых указано право на сохранение за собой присвоенного транспортному средству государственного регистрационного номера.
Согласно пункту 44 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" сохранение государственного регистрационного номера осуществляется на основании соответствующего волеизъявления владельца транспортного средства, за которым оно было зарегистрировано, содержащегося в заявлении о проведении регистрационного действия, в результате которого он высвобождается; после совершения регистрационных действий государственный регистрационный знак остается у владельца транспортного средства.
В силу пункта 45 названного постановления Правительства Российской Федерации срок сохранения государственного регистрационного номера доставляет один год со дня проведения регистрационного действия, в результате которого он был сохранен, либо со дня прекращения государственного учета транспортного средства. Если последний день срока хранения государственного регистрационного номера приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день. На следующий день после даты окончания срока хранения государственный регистрационный номер автоматически переводится в резерв государственных регистрационных номеров, подлежащих дальнейшему присвоению.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и от 28 апреля 2020 г. N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в целях обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, с 30 марта 2020 г. по 3 апреля 2020 г, в период с 4 апреля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. и с 6 мая 2020 г. по 8 мая 2020 г. были установлены нерабочие дни.
Принимая во внимание названные правовые положения в их взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о том, что срок хранения государственного регистрационного знака, оставленного на хранение 2 апреля 2019 г, истекал 12 мая 2020 г.
Таким образом, учитывая, что последний день срока хранения государственного регистрационного номера приходился на нерабочий день, следовательно, оставленный Головачом П.И. на сохранение государственный регистрационный номер мог быть переведен в резерв не ранее 12 мая 2020 г.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что принятый отказ административного ответчика в установке на транспортное средство сохраненного государственного регистрационного знака, не основан на законе, нарушает права Головача П.И. на совершение регистрационных действий с сохраненным ранее регистрационным знаком, которое изложено в заявлении от 15 апреля 2020 г, то есть в пределах срока хранения регистрационного знака.
Доводы жалобы о том, что в силу пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" федеральным государственным органам поручено определить численность федеральных государственных служащих и работников обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих органов, что влечет невозможность распространения нерабочих дней на административного ответчика, подлежат отклонению, поскольку функционирование федеральных органов государственной власти в период установления нерабочих дней в штатном режиме не исключало распространение режима нерабочих дней на административного истца, передвижение которого было ограничено особым порядком передвижения на соответствующей территории.
Кроме того, судебными инстанциями при новом рассмотрении дела проверен и установлен факт наличия на официальном сайте административного ответчика информации об ограничении приема граждан указанным подразделением.
Ссылка заявителя на отсутствие у Головача П.И. каких-либо уважительных причин невозможности подачи обращения в электронном виде либо личной явки до 3 апреля 2020 г, позволивших восстановить пропущенный срок обращения за совершением регистрационного действия, несостоятельна, так как сроки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" не являются процессуальными. В связи с этим, восстановление процессуального срока для обращения в МРЭО ГИБДД для совершения регистрационных действий с использованием сохраненного государственного регистрационного знака не предусмотрено, судебными инстанциями применено правило исчисления, когда последний день срока хранения государственного регистрационного номера приходится на нерабочий день.
Доводы жалобы о том, что перевод государственного регистрационного номера был произведен 3 апреля 2020 г. автоматически в резерв государственных регистрационных номеров, подлежащих дальнейшему присвоению, были предметом обсуждения судов и мотивированно отклонены с учетом того, что исчисление и фиксация сроков хранения регистрационных знаков специальной программой в автоматическом режиме не может свидетельствовать о законности действий административного ответчика в данной неординарной ситуации.
Утверждение заявителя жалобы о том, что обращение Головача П.И. от 15 апреля 2020 г. уже рассмотрено с направлением ответа и не может быть рассмотрено повторно с учетом положений ведомственной инструкции об организации рассмотрения обращений граждан, а также положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не влечет отмену либо изменение обжалуемых судебных актов, поскольку названными правовыми актами определены сроки и последовательность действий административного ответчика, рассматривающего обращение гражданина впервые в отсутствие таких обстоятельств как признание незаконным отказа, выданного по результатам рассмотрения первоначального обращения, в судебном порядке.
При таком положении, выводы суда первой инстанции с учетом изменений суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 322 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых судебных актов осуществляется до окончания производства в суде кассационной инстанции, в связи с чем такие меры, принятые по ходатайству заявителей жалоб, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 24 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 2 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.