Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пономарева А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 11 октября 2022 г.
по административному делу по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к Пономареву А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам в виде штрафа на общую сумму 2 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя) обратилась в суд с административным иском к Пономареву А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в виде штрафа на общую сумму 2 000 рублей (1 000 рублей за 2014 г. и 1 000 рублей за 2015 г.).
В обоснование требований указано, что Пономарев А.Н. с 6 марта 2008 г. по 29 апреля 2015 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица и применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Должностным лицом налогового органа проведена проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период 2014-2015 годы. 9 февраля 2018 г. вынесены решения N 59278, N 59276 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 рублей за каждый год. Налоговым органом в отношении Пономарева А.Н. выставлены требования от 5 апреля 2018 г. NN 1849, 1848, по которым, несмотря на указанный срок добровольного исполнения до 25 апреля 2018 г, сумма в бюджет не поступила. Мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Ставрополя 8 ноября 2021 г. по указанным требованиям вынесен судебный приказ, который отменен определением от 13 декабря 2021 г, что послужило к обращению в суд с административным иском 18 февраля 2022 г.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 25 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 11 октября 2022 г, требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Пономарева А.Н, поданной 15 декабря 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 декабря 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта суда второй инстанции, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Пономарев A.Н. (ИНН "данные изъяты") состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, в период с 6 марта 2008 г. по 29 апреля 2015 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица и применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Должностным лицом налогового органа проведена проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период 2014-2015 годы, по результатам которой 9 февраля 2018 г. заместителем начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя вынесены решения N 59278, N 59276 о привлечении Пономарева A.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей по каждому нарушению.
Налоговым органом в отношении Пономарева А.Н. выставлены требования от 5 апреля 2018 г. N 1849 и от 5 апреля 2018 г. N 1848, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сроке добровольного исполнения до 25 апреля 2018 г. Однако сумма штрафов в бюджет не поступила.
Мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района города Ставрополя 8 ноября 2021 г. по указанным требованиям вынесен судебный приказ N 2а-645-21-477/2021, который отменен определением того же мирового судьи от 13 декабря 2021 г.
18 февраля 2022 г. налоговый орган обратился с административным иском в суд.
Удовлетворяя требования ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, суд первой инстанции исходил из того, что Пономаревым А.Н. не исполнено требование налогового органа об уплате налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность, предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют, расчет недоимки произведен верно.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, поскольку административный ответчик, своевременно и надлежащим образом информированный о необходимости уплаты задолженности, доказательств исполнения обязанности по уплате суммы штрафа в ходе рассмотрения дела не представил, отклонив доводы апелляционной жалобы на том основании, что установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа налоговым органом соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, оценив выводы судов первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационной жалобы, считает данные выводы верными.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения могут быть доходы и доходы, уменьшенные на сумму расходов. В первом случае ставка единого налога составляет 6 процентов, что предусмотрено пункт 1 статьи 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом расходы налогоплательщика, осуществленные в течение налогового периода, при расчете единого налога не учитываются.
Налоговый период составляет 1 год, отчетный период для целей УСН - один квартал, полугодие и девять месяцев. В эти временные промежутки производится отчисление авансовых платежей по налогу без предоставления декларации согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется согласно статье 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Как следует из пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.
В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности, что предусмотрено статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на период спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что факт принятия решений ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя о привлечении административного ответчика за совершение налогового правонарушения установлен судами по представленным материалам дела, доказательств обжалования таких решений в судебном порядке либо в вышестоящую налоговую инспекцию не имеется, названные решения являются обоснованными и обязательными для исполнения, а доказательств оплаты штрафа не представлено, суды пришли к верному выводу о взыскании с Пономарева А.Н. задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 2 000 рублей.
Ссылка заявителя жалобы на пропуск срока обращения в суд подлежит отклонению как несостоятельная, нижестоящими судебными инстанциями осуществлена проверка указанного срока, который налоговым органом был соблюден с учетом отмены судебного приказа 13 декабря 2021 г. и поступлением в суд административного иска 18 февраля 2022 г, то есть в течение 6 месяцев.
Вопреки доводам жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд, вопрос соблюдения срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, разрешен при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа. В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, тем самым восстановил срок обращения в суд (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы жалобы о применении к спорным правоотношениям положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (о сроках давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения), о чем административный ответчик заявлял в своих возражениях в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе в суде второй инстанции, не влекут отмены постановленных судебных актов, поскольку основаны на неверном исчислении срока привлечения к налоговой ответственности. Названные в статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат применению в совокупности со сроками предоставления декларации, предусмотренными статьями 346.19, 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации (не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом), таким образом, если нарушение выражается в бездействии (не сдана в срок декларация), дата совершения правонарушения - это день, следующий за последним днем срока, когда налогоплательщик мог выполнить свои обязанности. Налоговым органом указанный трехлетний срок, исчисляемый за 2014 г. с даты окончания срока подачи декларации 26 апреля 2015 г, соблюден.
Общие сроки исковой давности, установленные в соответствии с гражданским законодательством сроком 3 лет, также не подлежат применению к налоговым правоотношениям с учетом специального порядка взыскания налоговой задолженности.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда 11 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пономарева А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.