Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 г. об отмене определения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 сентября 2022 г. об отказе в принятии административного иска по административному материалу N 9а-14/2022 по административному исковому заявлению Ириговой А.Р. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛА:
Иригова А.Р. обратилась в суд с административным иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - здания коттеджа на 12 номеров, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 7 июля 2015 г. в размере 20 587 000 руб.
Определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 сентября 2022 г. в принятии административного иска отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 г. определение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 сентября 2022 г. отменено, материалы направлены в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики для решения вопроса о его принятии к производству суда.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 14 декабря 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 декабря 2022 г, Правительство Кабардино-Балкарской Республики просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем административного истца по доверенности Масаевым И.А. по даны письменные возражения.
Согласно части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, оценив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, прихожу к следующему.
Отказывая в принятии административного иска к производству суда, судья первой инстанции исходил из того, что постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2021 г. N 63-ПП "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ) установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 названного закона для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Кабардино-Балкарской Республики - с 1 апреля 2021 г.; распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2016 года N 620-рп в целях организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, предусмотренной Федеральным законом N 237-ФЗ, и в соответствии с Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, а также утверждения уставов государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики и внесения в них изменений, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2011 г. N 126-ПП, создано государственное бюджетное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости", в этой связи судья полагал, что с 1 апреля 2021 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения названного бюджетного учреждения, соответственно, с указанной даты в судебном порядке, предусмотренном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости.
Не соглашаясь с указанным выводом судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, судья апелляционной инстанции указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
С выводом судьи апелляционной инстанции следует согласиться.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению этого права, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению норм статьи 22.1 закона для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение).
С даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости; б) не применяются положения статьи 22 указанного федерального закона; в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ) не осуществляется.
Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2016 г. N 620-рп создано государственное бюджетное учреждение Кабардино-Балкарской Республики "Государственная кадастровая оценка недвижимости".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики 29 марта 2021 г. N 63-ПП дата перехода к применению на территории Кабардино-Балкарской Республики положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ установлена с 1 апреля 2021 г.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, в частности, затрагивать права и обязанности лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, за который налог исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
В силу положений части 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу названного закона проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно "Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)", утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2021 г, в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ).
Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.
Проанализировав вышеприведенные законоположения и их разъяснения, судья апелляционной инстанции, отменяя определение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 сентября 2022 г. об отказе в принятии административного иска, правильно исходил из того, что в данном случае административный истец оспаривает архивную кадастровую стоимость объекта, определенную по состоянию на 7 июля 2015 г, которая применяется до 1 января 2022 г. в связи с утверждением приказом Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики от 25 ноября 2021 N 112 новых результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений), расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, оспариваемая кадастровая стоимость имеет правовое значение для административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, в связи с чем правила статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ, предусматривающих внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной, не могут быть применены.
Оснований не согласиться с выводом судьи суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку данный вывод основан на нормах материального права и процессуального права, мотивирован и соответствует установленным по данному делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебных актов, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья, определила:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.