Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Родник" Обухова И.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны среды, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 января 2022 года и решение судьи Курского районного суда Курской области от 6 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Родник" (далее также - МУП ЖКХ "Родник") Обухова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны среды, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Курского районного суда Курской области от 6 мая 2022 года, директор МУП ЖКХ "Родник" Обухов И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП ЖКХ "Родник" Обухов И.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокуратура Курского района Курской области в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлена о подаче заявителем жалобы, заместитель прокурора Курского района Курской области Перов А.Ю. представил возражения, в которых указывает о законности состоявшихся по делу актов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Курского района Курской области в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что к основному виду деятельности МУП ЖКХ "Родник" (Курская область, Курский район, п. Маршала Жукова), руководителем которого является Обухов И.А, относится забор, очистка и распределение воды. МУП ЖКХ "Родник" осуществляет эксплуатацию и обслуживание 205 водозаборных скважин, расположенных на территории Брежневского (13 водозаборных скважин), Винниковского (10 водозаборных скважин), Пашковского (14 водозаборных скважин), Нижнемедведицкого (20 водозаборных скважин), Шумаковского (9 водозаборных скважин), Лебяженского (16 водозаборных скважин), Новопоселеновского (11 водозаборных скважин), Ноздрачевского (4 водозаборных скважин), Бесединского (21 водозаборная скважина), Ворошневского (4 водозаборных скважин), Клюквинского (19 водозаборных скважин), Полевского (12 водозаборных скважин), Полянского (12 водозаборных скважин), Камышинского (4 водозаборных скважин), Рышковского (5 водозаборных скважин), Щетинского (20 водозаборных скважин) и Моковского (11 водозаборных скважин) сельсоветов Курского района Курской области. Однако лицензии получены лишь в отношении 11 участков недр, расположенных на территории Моковского сельсовета. В отношении 194 участков недр лицензии отсутствуют.
Приведенные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20 декабря 2021 года, рапортом помощника прокурора Курского района Курской области Минаковой И.В. от 17 декабря 2021 года, информацией МУП ЖКХ "Родник" от 8 декабря 2021 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора МУП ЖКХ "Родник" Обухова И.А. правильно квалифицировано по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод Обухова И.А. о том, что при передаче МУП ЖКХ "Родник" в безвозмездное пользование и хозяйственное ведение водозаборных скважин не была предоставлена техническая документация на эксплуатируемые сооружения, не свидетельствует об отсутствии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам директора МУП ЖКХ "Родник" Обухова И.А. из материалов дела не следует, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных требований закона.
Поскольку МУП ЖКХ "Родник" осуществляет пользование участками недр, поэтому в соответствии со статьей 11 Закона о недрах данным юридическим лицом подлежат оформлению соответствующие лицензии.
Довод жалобы о том, что МУП ЖКХ "Родник" производит уплату водного налога с применением повышающего коэффициента, не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для освобождения руководителя названного юридического лица от административной ответственности.
Порядок и срок давности привлечения директора МУП ЖКХ "Родник" Обухова И.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено директору МУП ЖКХ "Родник" Обухову И.А. в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны среды, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Курской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21 января 2022 года и решение судьи Курского районного суда Курской области от 6 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Родник" Обухова И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Родник" Обухова И.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.