Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу защитника - Буры Светланы Сергеевны, действующей по доверенности в интересах Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области Григорова П.А. N 4/837/118Э от 30 ноября 2020 года, решение судьи Сергиево -Посадского городского округа Московской области от 25 марта 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области Григорова П.А. N 4/837/118Э от 30 ноября 2020 года, Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Решением судьи Сергеев-Посадского городского суда Московской области в ходе рассмотрения жалобы представителя юридического лица в порядке статей 30.1-30.2 данного Кодекса постановление должностного лица изменено, в части назначения наказания, штраф снижен до 100 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Московского областного суда в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 указанного Кодекса, указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник - Бура С.С, просит указанные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в данном постановление, приведены в редакции действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основание для привлечения администрации Сергиево-Посадского городского округа к административной ответственности), установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 39 Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г. N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу части 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 51 ФЗ от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляет систему основных наиболее общих экологических требований к деятельности по обращению с отходами производства, потребления и с радиоактивными отходами. В силу части 1 указанной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Частью 2 статьи 13 ФЗ от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно статьи 8 ФЗ от 24.06.1998г. "Об отходах производства и потреблениям в редакции, действующей на момент совершения правонарушения, следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019г. N350-РВ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области.
В соответствии с п.1.1 Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) устанавливает порядок организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории Московской области.
Пунктом 2.6 Порядка установлено, что строительство и ремонт контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) ТКО осуществляют органы местного самоуправления Московской области, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 4.2 указанного Порядка, контейнерные площадки имеют твердое бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном в сторону проезжей части, удобным для выкатывания контейнеров к мусоровозам, а также для удобства подъезда к контейнерам маломобильных групп населения. Также необходимо наличие подъездного пути с твердым покрытием (бетон, асфальт, асфальтовая крошка) для автотранспорта. Расположение контейнерной площадки не должно мешать проезду транспорта. Место установки контейнерной площадки определяется на свободном земельном участке, в том числе от подземных и воздушных коммуникаций, с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз ТКО, с учетом возможного раздельного накопления ТКО.
Согласно пункта 4.9 Порядка, контейнеры и бункеры должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами, а контейнерные площадки очищаться и промываться по мере загрязнения.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2021 года в 10 часов 50 минут входе осмотра контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, между д.76/10 на ул. Клементьевская и д. 14/11 на ул. Куликова, балансодержателем которой является Администрация Сергиево-Посадского городского округа, выявлено, что на указанной контейнерной площадке с твердым основанием установлено пять контейнеров для сбора смешанных отходов и один для сбора сухих отходов; ограждение, крыша контейнерной площадки отсутствуют, чем нарушены п.2.6 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 N350-РМ "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области".
Вина юридического лица подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2021 года; предписанием об устранении выявленных нарушений 09.11.2021 года; постановлением по делу об административном правонарушении от 30.11.2020г, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, оцененными судом в соответствии со статьей 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным постановлением должного лица согласились судебные инстанции в ходе рассмотрения жалобы юридического лица.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Деяние юридического лица квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Доказательства, на основании которых установлена виновность юридического лица, получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1, 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Судебными инстанциями обоснованно указано на допущенное должностным лицом описки в протоколе в части (указания года) вынесения постановления, которая может быть устранена в порядке ст.29.12.1 данного Кодекса, данная описка не может повлечь отмену указанного постановления и судебных актов.
Доводы жалобы, сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление консультанта территориального отдела N 4 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области Григорова П.А. N 4/837/118Э от 30 ноября 2020 года, решение судьи Сергиево -Посадского городского округа Московской области от 25 марта 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 28 июня 2022 года, вынесенные в отношении Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - Буры Светланы Сергеевны - без удовлетворения.
Судья Ю.А. Чумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.