Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сокола А.В. на решение Щелковского городского суда Московской области от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Московской области (далее Межрайонная ИФНС России N 16 по Московской области) к Соколу А.В. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 16 по Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просили взыскать с Сокола А.В. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени в размере 28 рублей 65 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по вмененному, за 2018 год в размере 6 841 рублей 17 копеек, за 2020 год в размере 20 318 рублей, пени в размере 69 рублей 08 копеек; по транспортному налогу за 2018 год в размере 2 465 рублей, пени в размере 40 рублей 14 копеек.
Заявленные требования обоснованы тем, что Сокол А.В. состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. Также с 2014 года является собственником транспортного средства - "данные изъяты". По месту жительства административному ответчику направлялось соответствующее требование об уплате недоимки за 2018, 2020 годы и пени, однако налоговая обязанность до настоящего времени не исполнена.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 21 февраля 2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2022 года, административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами Соколом А.В. 12 ноября 2022 года через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Первый кассационный суд общей юрисдикции 7 декабря 2022 года, в которой просит об их отмене, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. Обращает внимание, что в налоговый период 2020 года не вел деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; задолженности по налогам не имеет в связи с их уплатой; взысканная оспариваемым решением суда недоимка уже была ранее взыскана судебным приказом, что влечет двойное взыскание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Индивидуальный предприниматель исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производит самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем 2 настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При несвоевременной уплате налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (абзац 1 пункта 3 названной статьи).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 года составляют 5 840 рублей, за расчетный период 2020 года - 8 426 рублей.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2018 года составляют 9 462 рублей 30 копеек.
В соответствии с частью 1.1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, стразовые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база по общим правилам определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено названной статьей.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с данным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356).
На территории Московской области транспортный налог установлен Законом Московской области от 16 ноября 2002 года "О транспортном налоге в Московской области".
В силу положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Московского областного суда, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что налоговым органом соблюдена процедура по своевременному направлению требования об уплате образовавшейся недоимки по страховым взносам и транспортному налогу. Однако административным ответчиком не исполнена возложенная на него законом обязанность по их уплате, а обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освобождения от уплаты образовавшейся недоимки, не имеется. Расчет недоимки по страховым взносам, транспортному налогу, а также пени проверен и является правильным.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 6 августа 2018 года по 27 января 2021 года Сокол А.В. состоял в налоговом органе на учете в качестве индивидуального предпринимателя, а следовательно, являлся плательщиком страховых взносов на ОПС и ОМС, которые подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года.
С 18 декабря 2014 года административный ответчик является собственником автомобиля "данные изъяты", 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак N, а соответственно плательщиком транспортного налога.
Поскольку страховые взносы за 2018, 2020 годы и транспортный налог за 2018 год в установленный законом срок уплачены не были, налогоплательщику направлены по транспортному налогу за 2018 года направлено налоговое уведомление от 23 августа 2019 года N 80165292 сроком исполнения не позднее 2 декабря 2019 года, а в последующем требования по уплате недоимки по страховым взносам: от 07 февраля 2019 года N 10706 в размере 13 058 рублей 47 копеек, пени в размере 47 рублей 23 копеек, в срок до 04 марта 2019 года; от 25 января 2021 года N 2747 в размере 28 744 рублей, пени в размере 97 рублей 73 копеек, в срок до 17 февраля 2021 года; по транспортному налогу от 19 февраля 2020 года N 6888 в размере 2 465 рублей, пени в размере 40 рублей 14 копеек, в срок до 31 марта 2020 года, которые остались без исполнения.
В связи с неисполнением административным ответчиком в добровольном порядке обязанности по уплате задолженности по недоимкам, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, и который был выдан 14 мая 2021 года. Однако в связи с поданными должником возражениями определением мирового судьи судебного участка N Щелковского судебного района "адрес" от 28 мая 2021 года судебный приказ отменен.
6 октября 2021 года почтой с соблюдением положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, который принят судом 11 октября 2021 года.
25 октября 2021 года страховые взносы на ОМС за 2018 год в сумме 2 064 рублей 49 копеек, а также 28 октября 2021 года страховые взносы на ОПС за 2018 год в сумме 2 402 рублей 81 копейки Соколом А.В. были оплачены и зачтены налоговым органом.
С учетом изложенного, налоговым органом заявленные требования были уточнены, и размер недоимки составил по страховым взносам: на ОМС за 2020 год в сумме 8 426 рублей, пени 28 рублей 65 копеек; на ОПС за 2018 год - 6 841 рубля 17 копеек, за 2020 год - 20 318 рублей, пени в размере 69 рублей 08 копеек; транспортному налогу за 2018 год в размере 2465 рублей, пени в размере 40 рублей 14 копеек.
При этом сумма транспортного налога за 2018 год была предъявлена к уплате налогоплательщику в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона Московской области от 24 ноября 2004 года N 151/2004-ОЗ (ред. от 4 июля 2022 года) "О льготном налогообложении в Московской области", и составила 50% от суммы исчисленного налога на основании поданного им 10 января 2019 года заявления как ветерану боевых действий.
Размер задолженности по страховым взносам и пени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым судами в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что взысканная оспариваемым решением суда недоимка уже была ранее взыскана судебным приказом, что влечет двойное взыскание, не нашла своего подтверждения, судебный приказ мировым судьей был отменен.
Довод жалобы о необоснованном начислении задолженности по страховым взносам в налоговый период 2020 года, поскольку административный ответчик не вел деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит отклонению, поскольку начисление страховых взносов производится исходя из статуса налогоплательщика.
Материалы дела не содержат сведений о повторном взыскании с налогоплательщика предъявленной задолженности, которая ранее уже была взыскана либо оплачена им в добровольном порядке, Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, и обоснованно отклонены, отмены оспариваемых судебных актов не влекут.
Оснований, предусмотренных статьями 310, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 21 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сокола А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.