Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Белоногова С.В. на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N115 от 28 мая 2021 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N115 от 28 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2022 года, акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Белоногов С.В. не соглашается с вынесенными по делу актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Управление Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе, уведомленное о подаче жалобы, возражения на жалобу не направило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частей 1 и 5 статьи 24 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и ч. 7 ст. 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
На основании названного федерального закона, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21. При этом гигиенические нормы к питьевой воде установлены СанПиН 1.2.3685-21.
Из указанных правовых норм следует, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с водоснабжением населения с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества поставляемой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям, в частности, соблюдение СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
Согласно статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе рассмотрения дела установлено, АО "Ямалкоммунэнерго" оказывает потребителям услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в городе Надыме, в том числе в отношении дома по адресу: г..Надым, ул. Набережная им. Оруджева, д. 10. 05 апреля 2021 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе в связи с поступлением жалобы жильцов дома по адресу: г..Надым, ул. Оруджева, д. 10 на неудовлетворительное качество воды вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о проведении административного расследования. На основании вышеуказанного определения поручением N 80 от 05 апреля 2021 года филиалу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе" поручено проведение 09 апреля 2021 года отбора проб горячей и холодной воды на объекте АО "Ямалкоммунэнерго" по адресу: г..Надым, ул. Оруджева, д. 10, (ближайшая точка к жилому дому N 10 по указанному адресу), обеспечение доставки проб в ИЛЦ и исследование полученных проб. 09 апреля 2021 года с применением видеозаписи в помещении техподполья был произведен отбор проб холодной и горячей воды на санитарно-химические исследования, о чем составлен соответствующий протокол. Согласно протоколу лабораторных испытаний N3597 от 15 апреля 2021 года горячая вода централизованного водоснабжения, распределительная сеть, отобранная в техподполье жилого 10 по ул. Оруджева, внутриквартальная тепловая сеть, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: массовая концентрация железа общего составляет 0, 33 +/- 0, 08 мг/дм3 при величине допустимого уровня не более 0, 3. Определением от 19 апреля 2021 года назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которая поручена ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО в Надымском районе.
Эксперт предупрежден об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется его подпись в заключении. В заключении N 2021-002-3 от 23 апреля 2021 года сделан вывод о несоответствии горячей воды централизованного водоснабжения, распределительная сеть, отобранная в техподполье жилого дома N 10 по ул. Набережная им. Оруджева, внутриквартальная тепловая сеть, по показателю массовая концентрация железа общего, с учетом действия межгосударственного стандарта ГОСТ 27384-2002 "Вода. Нормы, погрешности измерений показателей состава и свойств", не соответствует требованиям пунтка 75 главы IV СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", таблицы 3.13 главы III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
Указанные обстоятельства нарушения санитарно-эпидемиологических требований послужили основанием для привлечения АО "Ямалкоммунэнерго" к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО "Ямалкоммунэнерго" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, которым должностным лицом и судьями, дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Гигиенические нормативы по качеству и безопасности питьевой и горячей воды установлены СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с таблицей 3.13 указанного СанПиН 1.2.3685-21 установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков, при этом массовая концентрация железа в горячей воде не может быть более 0, 3 мг/л.
Вмененное нарушение указывает на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом при рассмотрении доводов общества судьями нижестоящих инстанций обоснованно отмечено, что конкретные числовые показатели отобранных образцов приведены в заключении, и они не соответствуют установленным нормативным требованиям. Обстоятельство, имеющее значение, в виде превышения показателя железо, уже с учетом величины допустимой ошибки метода определения и с учетом отклонений от нормы, установлено, сомнений не вызывает, свидетельствует о нарушении санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде.
Доводы о недопустимости доказательств являлись предметом проверки, как должностного лица, так и нижестоящих судебных инстанций, мотивировано отклонены. И заключение эксперта, и протокол взятия проб и образцов, и протокол лабораторных испытаний в ходе рассмотрения дела оценены как надлежащие, полученные с соблюдением требований закона.
Совокупность имеющихся доказательств, вопреки мнению подателя жалобы, отвечающих требованиям относимости и допустимости свидетельствует о доказанности нарушения санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде и наличии события административного правонарушения. При этом именно АО "Ямалкоммунэнерго" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, в его действиях содержится объективная сторона состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. АО "Ямалкоммунэнерго" поставляет горячую воду населению с использованием централизованных систем водоснабжения, в силу чего на нем лежит обязанность обеспечения качества воды. Допустимых и достоверных доказательств, которые бы вызвали сомнение в виновности АО "Ямалкоммунэнерго", либо свидетельствовали о невозможности со стороны юридического лица соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, не имеется.
При таких обстоятельствах действия АО "Ямалкоммунэнерго", допустившего нарушение санитарно-эпидемиологических требований к горячей воде в части несоответствия воды нормативам по показателю массовая концентрация железа, правильно квалифицированы по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с такими выводами и с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб на постановление судьями городского суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в Надымском районе N 115 от 28 мая 2021 года, решение судьи Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2022 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" оставить без изменения, жалобу директора акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" Белоногова С.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.