Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Ладейщиковой М.В, Абдрахмановой Э.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года по административному делу N2а-979/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N21 по Челябинской области (далее - Инспекция) к Есиной Ларисе Владимировне о взыскании задолженности и пени по страховым взносам.
Заслушав доклад судьи Ладейщиковой М.В, объяснения представителей Инспекции Путилиной Т.П, Куликовой Ю.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы; административного ответчика Есиной Л.В, просившей оставить апелляционное определение без изменения, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Есиной Л.В. задолженности по страховым взносам за 2020, 2021 годы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в размере 34 018, 06 рублей и пени в сумме 190, 25 рублей; на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в размере 8 833, 71 рубля и пени в сумме 49, 40 рублей, указывая на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 25 апреля 2022 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В поданной 14 октября 2022 года кассационной жалобе Инспекция просит апелляционное определение отменить, как незаконное, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на получение Есиной Л.В. доступа к личному кабинету на основании заявления от 07 декабря 2020 года; надлежащее размещение документов в личном кабинете налогоплательщика, что свидетельствует об ошибочной позиции суда апелляционной инстанции о неисполнении Есиной Л.В. обязанности по уплате страховых взносов по независящим от налогоплательщика причинам и нарушении налоговым органом процедуры принудительного взыскания обязательных платежей.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие основания по настоящему делу имеются.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Как установлено при рассмотрении дела, Есина Л.В. в период с 21 мая 2013 года по 18 января 2021 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем состояла на учете в налоговом органе как плательщик страховых взносов.
В связи с неуплатой Есиной Л.В. страховых взносов на ОПС и ОМС в установленный срок, Инспекцией выставлено требование N3411 по состоянию на 11 февраля 2021 года на уплату задолженности по страховым взносам за 2020 год: на ОПС в размере 32 448 рублей, на ОМС в размере 8 426 рублей; за 2021 год - на ОПС в размере 1 570, 06 рублей, на ОМС в размере 407, 71 рублей, а также пени в сумме 239, 65 рублей, в срок до 30 марта 2021 года.
Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика.
08 июля 2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Есиной Л.В. в пользу налогового органа задолженности по обязательным платежам, который 02 сентября 2021 года отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
24 февраля 2022 года в суд поступил административный иск Инспекции.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что Есина Л.В, являясь плательщиком страховых взносов в 2020, 2021 годах, обязательные платежи в предусмотренные налоговым законодательством сроки не уплатила; Инспекцией правильно рассчитана сумма задолженности и пени за указанные налоговые периоды; соблюдена процедура принудительного взыскания обязательных платежей, установленная статьей 48 НК РФ, в связи с чем удовлетворил административные исковые требования.
Отменяя решение районного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам областного суда указала на нарушение налоговым органом процедуры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и отсутствие доказательств в подтверждение направления Есиной Л.В. требования N3411 от 11 февраля 2021 года.
С позицией суда апелляционной инстанции нельзя согласиться.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями НК РФ, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами.
Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункты 1, 2 статьи 69 НК РФ).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 11.2 НК РФ в частности установлено, что порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года NММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (далее - Порядок ведения личного кабинета), пунктом 9 которого предусмотрено, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика по форме в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) и документ, удостоверяющий личность физического лица.
При первом входе в личный кабинет налогоплательщику физическому лицу необходимо сменить первичный пароль. Первичный пароль физического лица действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика (пункт 14).
В соответствии с пунктом 18 данного Порядка физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе; в случае неполучения от физического лица указанного уведомления по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика (пункт 20 Порядка ведения личного кабинета).
В рассматриваемом случае, 07 декабря 2020 года Есина Л.В. обратилась с заявлением на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика с получением регистрационной карты непосредственно в налоговом органе (л.д.125), которая ей была предоставлена с первичным паролем (л.д.130).
По информации, содержащейся в базе АИС Налог-3 Пром, 07 декабря 2020 года Есиной Л.В. произведена смена пароля (л.д.129).
Инспекцией в материалы дела представлен снимок экрана (скриншот) с изображением страницы личного кабинета налогоплательщика Есиной Л.В, из которого следует, что требование N3411 от 11 февраля 2021 года размещено в личном кабинете налогоплательщика, получено 16 февраля 2021 года (л.д.22).
Доказательств направления административным ответчиком в налоговый орган уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, судам не представлено.
Последующее обращение Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пунктом 2 статьи 48 НК РФ, при этом соблюдение налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Мировой судья не усмотрел оснований для отказа в вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика, что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
24 февраля 2022 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть, с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа (02 сентября 2021 года + 6 месяцев).
При таких обстоятельствах, порядок принудительного взыскания задолженности и пени по страховым взносам не нарушен.
Учитывая изложенное, у апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения Златоустовского городского суда, поэтому апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда от 25 апреля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 05 сентября 2022 года отменить, оставить в силе решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 25 апреля 2022 года
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме принято 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.