Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Надымского района на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года по административному делу N2-1223/2022 по иску Надымского городского прокурора к администрация Надымского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения прокурора Трошкиной А.В, против удовлетворения кассационной жалобы возражавшей, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Надымский городской прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Надымского района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма, возложении обязанности определить границы территориальных зон охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований действующего законодательства на территории г. Надым не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной их эксплуатации, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей города Надым. 18 апреля 2022 года в адрес главы администрации Надымского района внесено представление, которое было рассмотрено, но мер для устранения выявленных в ходе проверки нарушений не принято.
Решением Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично. На администрацию Надымского района возложена обязанность определить границы охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2022 года представителем администрации Надымского района со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2022 г, кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции в порядке административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судами на основании материалов дела, в том числе результатов прокурорской проверки, установлено, что на территории г. Надыма не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает препятствия для надлежащей и безопасной эксплуатации тепловых сетей, угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей города Надыма.
Городской прокуратурой 18 апреля 2022 года в адрес главы Администрации Надымского района внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Представление рассмотрено, меры, направленные на устранения нарушений закона, не приняты.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение об установлении, изменении, о прекращении существования зоны принимают федеральные органы исполнительной власти, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 2, пункта 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документов территориального планирования поселений, правил землепользования и застройки муниципальных образований, в том числе границ зон с особыми условиями использования территорий.
Определение таких зон в виде земельных участков, расположенных в пределах муниципальных образований, в силу статьи 11 ЗК РФ относится к вопросам местного значения в области использования и охраны земель и относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Кроме того, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения бесперебойного и надежного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" организация теплоснабжения в границах муниципального образования является вопросом местного значения городского поселения, муниципального района, городского и муниципального округа и полномочием органов местного самоуправления.
Таким образом, именно органы местного самоуправления принимают соответствующие комплексные технологические решения по установлению охранных зон при реализации своих полномочий по организации теплоснабжения.
Удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь положениями статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 104, подпункта 28 пункта 1 статьи 105, части 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, части 16 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ), приказа Минстроя России от 17 августа 1992 года N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила), суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что бездействие администрации Надымского района по непринятию мер к установлению на территории г. Надыма охранных зон тепловых сетей приводит к нарушению требований земельного законодательства, невозможности обеспечения сохранности элементов тепловых сетей и бесперебойного теплоснабжения потребителей, что может причинить вред неопределенному кругу лиц, что является основанием для возложения на административного ответчика обязанности по определению границ охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с выводами судов, с учетом доводов кассационной жалобы, не усматривается.
Судами в полном объеме установлены обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, с правильным применением норм материального права. Рассмотрение дела по правилам гражданского судопроизводства к принятию неправильного решения не привело.
Доводы жалобы, сводящиеся к позиции об отсутствии у административного ответчика соответствующей обязанности в отношении тепловых сетей, переданных иным лицам на основании заключенных соглашений в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ, а также с учетом установления законодателем предельно возможного срока для установления границы зон с особыми условиями использования территории, а именно до 01 января 2028 года, основанием для отмены судебных постановлений не являются.
Пунктом 16 статьи 26 Закона от 03 августа 2018 года предусмотрено, что до 1 января 2025 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019 года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 настоящей статьи.
Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей установлены Типовыми правилами, пунктом 1 которых предусмотрено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4).
Согласно пункту 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 апреля 2000 года N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Таким образом, часть 16 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ сохраняет ранее установленный порядок установления, изменения или прекращения зон с особыми условиями использования территорий, которым определение охранной зоны не поставлено в зависимость от волеизъявления, а также подготовки правообладателем земельного участка или сетевой организацией, эксплуатирующей тепловые сети, указанных в пункте 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации сведений, а установленный частью 14 статьи 26 Закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ срок (не позднее 01 января 2028 года) является пресекательным, не освобождает орган местного самоуправления от предусмотренной законом обязанности.
Определение охранной зоны тепловых сетей обусловлено законодателем необходимостью обеспечения безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункт 9 статьи 3 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года).
При этом с данной обязанностью органа местного самоуправления в неразрывной связи находится обязанность правообладателей земельного участка, сетевых организаций, эксплуатирующей тепловые сети и иных лиц соблюдать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок (пункт 1, 3 статьи 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении").
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что до истечения установленных статьей 26 Закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ сроков при определении охранных зон тепловых сетей надлежит руководствоваться строительными нормами и правилами, подлежат отклонению.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Надымского района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01 февраля 2023 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.