Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-400/2022 по иску Сенчук Лины Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании решения, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в льготном исчислении, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сенчук Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области), в котором, уточнив заявленные требования, просила признать незаконным решение N 224181/21 от 24 сентября 2021 г. в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. диспетчером-фельдшером, фельдшером-диспетчером, выездным фельдшером Станции скорой медицинской помощи Усть-Янской Центральной улусной (районной) больницы, расположенной в районах Крайнего Севера, в поселке городского типа Депутатский, в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 9 месяцев, включить в специальный стаж указанный период работы в льготном исчислении, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований Сенчук Л.Н. ссылалась на то, что решением территориального пенсионного органа N 224181/21 от 24 сентября 2021 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа. В специальный стаж ответчиком не зачтен период работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. в должности диспетчера-фельдшера Станции скорой медицинской помощи Усть-Янской Центральной улусной больницы. Считала данное решение незаконным, поскольку в силу постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 право на льготное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 22 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 июня 2022 г, исковые требования Сенчук Л.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) N 224181/21 от 24 сентября 2021 г. в части отказа во включении в специальный стаж Сенчук Л.Н. периода работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. в должности диспетчера-фельдшера на Станции скорой медицинской помощи Усть-Янской Центральной улусной больницы в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца. На ОПФР по Челябинской области возложена обязанность включить в специальный стаж Сенчук Л.Н. данный период работы в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца. С ОПФР по Челябинской области в пользу Сенчук Л.Н. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ответчик ОПФР по Челябинской области просит отменить судебное постановление суда апелляционной инстанции, как незаконное, принятое с существенными нарушениями норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку апелляционным определением оставлено без изменения решение суда первой инстанции, предметом проверки в кассационном порядке являются оба судебных акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 1 апреля 2021 г. Сенчук Л.Н, "данные изъяты" г. рождения, обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Миассе Челябинской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г. Миассе) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФР в г. Миассе N 224181/21 от 24 сентября 2021 г. Сенчук Л.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа. Пенсионным органом не зачтен в специальный стаж период работы истца с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. (3 года 1 месяц 28 дней) диспетчером-фельдшером Станции скорой медицинской помощи "Усть-Янской Центральной улусной больницы", так как наименование должности не предусмотрено Номенклатурой должностей среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1997 г. N 659. Общая продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ составила 24 года 6 месяцев 12 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - более 30.
Согласно записям в трудовой книжке истца, справке N 72, уточняющей периоды работы, лицевым счетам, приказу N 172-к от 6 июля 1993 г, приказу N 158-К от 27 августа 1996 г. Сенчук Л.Н. 7 июля 1993 г. принята диспетчером-фельдшером на Станцию скорой медицинской помощи Усть-Янской Центральной улусной больницы, 4 сентября 1996 г. уволена по статье 31 КЗоТ РСФСР. Во время отпуска Биленко В.М. в период с 20 мая по 27 сентября 1996 г. и во время отпуска Смолиной А.И. в период с 22 июля по 25 октября 1994 г. Сенчук Л.Н. была временно переведена на работу выездным фельдшером.
Актом выездной проверки отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) установлено, что целью деятельности ГБУ "Усть-Янская Центральная районная больница" является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере охраны здоровья граждан. Основными видами деятельности являются доврачебная, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, скорая помощь, а также оказание вспомогательной деятельности для достижения поставленных целей. По лицевым счетам установлено, что Сенчук Л.Н. заработная плата оплачивалась по отработанным часам, дням в месяц с итоговыми суммами за соответствующий год, тем самым можно определить, что работа протекала полный рабочий день.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которым по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", исходил из того, что, работая с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. в должности диспетчера-фельдшера истец выполняла функции, изложенные в Положении о станции скорой медицинской помощи, Положении о фельдшере пункта (отделения) медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства СССР от 20 мая 1988 г. N 404. Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Должности, по которым работала истец в спорный период, относятся к категории среднего медицинского персонала, в связи с чем пришел к выводу, что имеются основания для включения периода работы в специальный стаж истца.
Установив, что работа истца в спорный период протекала в поселке городского типа, суд пришел к выводу, что период работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца на основании пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Отклоняя довод истца о возможности включения периода работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год 9 месяцев, суд первой инстанции указал, что основания возникновения права на включение периода работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, регламентированы постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, которое не предусматривает возможность такого исчисления. Кроме того, возможность соответствующего подсчета не регламентирована и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Такой же порядок исчисления стажа работы в сельской местности и поселках городского типа предусмотрен подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Содержание обжалуемых судебных постановлений дает основание для вывода о том, что вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела правильно, требования процессуального закона к доказательствам и доказыванию соблюдены.
Доводы заявителя о несогласии с выводами суда о включении в специальный стаж истца периода работы с 7 июля 1993 г. по 4 сентября 1996 г. со ссылкой на действующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, учитывая, что вывод суда о включении спорного периода работы в специальный стаж истца сделан применительно к Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, применяемому для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, которым предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеет средний медицинский персонал (независимо от наименования должности) лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Доводы жалобы о недоказанности отнесения должности истца к среднему медицинскому персоналу также не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР N 693 от 25 июня 1981 г. "О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения" наименование должности "диспетчер-фельдшер" изменено на "фельдшер", "медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездной бригаде".
Приказом Минздрава России от 23 ноября 1992 г. N 301 "Об оплате труда работников здравоохранения" утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которой предусмотрена должность фельдшера, относящаяся к среднему медицинскому персоналу.
Аналогичные положения предусмотрены Номенклатурой, утвержденной приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35, применявшейся до 15 октября 1999 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что должность фельдшера-диспетчера, переименованная в должность фельдшера, в период осуществления истцом соответствующей деятельности относилась к среднему медицинскому персоналу. Следовательно вывод суда о наличии оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж медицинской деятельности истца по Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, является правильным.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что спорный период работы учтен пенсионным органом в общий стаж истца в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев стажа (как работа в районах Крайнего Севера), не опровергает правильность вывода суда о наличии оснований для льготного исчисления данного периода для подсчета специального стажа как 1 год 3 месяца за год работы, поскольку такой порядок исчисления стажа предусмотрен пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Учитывая изложенное, основания для отмены определения суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.