Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-732/2021 по иску Цыплякова Алексея Владимировича к отделу Министерства внутренних дел России по Пуровскому району, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкого автономному округу о признании незаконным решения о расчёта выслуги лет, признании незаконным и отмене приказа об установлении стажа службы (выслуга лет) для назначении пенсии, возложении обязанностей произвести перерасчёт выслуги лет и перерасчёт пенсии по выслуге лет, по кассационной жалобе Цыплякова Алексея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цыпляков А.В. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа) о признании незаконным решения в части расчета выслуги лет за период службы в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ямало- Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УФСКН России по Ямало- Ненецкому автономному округу) с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года как один месяц службы за один месяц; отменить приказ от 01 марта 2021 года N37л/с "О частичном изменении приказа от 22 января 2021 года N8л/с"; обязать осуществить перерасчет выслуги лет, включив в стаж службы (выслугу лет) период службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с 29 января 2021 года.
В обоснование иска указал, что с августа 1999 года по ноябрь 2001 года проходил службу в Главном управлении внутренних дел по Самарской области; с ноября 2001 года по август 2007 года продолжил службу в Пуровском Районном отделе внутренних дел Управлении внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу; с мая 2011 года проходил службу в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, был уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий 31 мая 2016 года. На момент увольнения выслуга лет в льготном исчислении составляла 19 лет 04 месяца 25 дней и не подлежала перерасчету. С августа 2017 проходил службу в подразделениях Управлении министерства внутренних дел России на транспорте, в декабре 2018 года был уволен на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на пенсию, выслуга лет на день увольнения составила 15 лет 05 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 21 год 06 месяцев 02 дня. Пенсию получал до сентября 2019 года. В сентябре 2019 года вновь поступил на службу в ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа, был уволен приказом N 8л/с от 22 января 2021 года на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на пенсию. Стаж службы для назначения пенсии в календарном исчислении на момент увольнения составил 16 лет 9 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 23 года 7 месяцев 10 дней. Однако приказом начальника УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N 37л/с в приказ N 8л/с от 22 января 2021 года были внесены изменения, выслуга лет в льготном исчислении была уменьшена до 21 года 00 месяцев 28 дней.
Полагает, что Министерство внутренних дел России является правопреемником Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, по пенсионному обеспечению сотрудников, поэтому его служба в органах наркоконтроля подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца). Считает, что право на пенсию не может ставиться в зависимость от того, из какого ведомства уволился сотрудник, он получает право на исчисление выслуги лет в льготном порядке, проходя службу в органах ФСКН, это право ранее признавалось государством и не было отменено, обратное приведет к нарушению его конституционного права на пенсионное обеспечение, так как влечет снижение размера ранее установленного пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Определением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление министерства внутренних дел Росси по Ямало - Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу).
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2021 года исковые требования Цыплякова А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года решение Пуровского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Цыплякова А.В. к УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу о признании незаконным приказа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет. Принято в указанной части новое решение, которым признан незаконным приказ УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N37л/с о внесении изменений в приказ УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 января 2021 года N8л/с в части продолжительности стажа службы (выслуги лет) Цыплякова А.В. в льготном исчислении. Возложена на УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу обязанность произвести перерасчет пенсии Цыплякову А.В, исходя из выслуги лет, составляющей на 28 января 2021 года в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 10 дней, с 29 января 2021 года. В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года решение Пуровского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Цыпляков А.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
От представителя УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу поступили возражения на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 09 августа 1999 года по 06 августа 2007 года Цыпляков А.В. проходил службу в органах внутренних дел.
В период с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года истец проходил службу оперуполномоченным и старшим оперуполномоченным в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, уволен со службы в соответствии подпунктом 6 пункта 142 Положения о службе в органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2003 года N613 по собственному желанию в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В период с 20 апреля 2017 года по 04 августа 2017 года, Цыпляков А.В. работал в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".
С 07 августа 2017 года по 28 декабря 2018 года истец проходил службу в Линейном отделе МВД России на транспорте УМВД России по Уральскому федеральному округу, уволен на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом от 18 декабря 2018 года N429 л/с Цыплякову А.В. произведен расчет выслуги в календарном исчислении по состоянию на 28 декабря 2018 года - 15 лет 04 месяца 18 дней и в льготном исчислении - 21 год 06 месяцев 02 дня.
Заключением от 21 декабря 2018 года N74/11737 определен размер пенсии Цыплякова А.В. в сумме 18 990, 89 руб, подлежащей выплате с 29 декабря 2018 года.
В период с 22 января 2019 года по 30 августа 2019 года истец, являясь получателем пенсии по выслуге лет, работал в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".
В связи с поступлением 03 сентября 2019 года истца на службу в органы внутренних дел, выплата пенсии ему была приостановлена.
С 03 сентября 2019 года по 28 января 2021 года Цыпляков А.В. проходил службу в должности начальника отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. Уволен со службы с 28 января 2021 года приказом от 22 января 2021 года N8л/с по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; произведен расчет выслуги по состоянию на 28 января 2021 года в календарном исчислении - 16 лет 09 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - 23 года 07 месяцев 10 дней.
28 января 2021 года Цыпляков А.В. обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
На основании письма ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года N81/4720 о выявлении допущенной ошибкой при исчислении периода службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу издан приказ от 01 марта 2021 года N37л/с "О внесении изменений в приказ от 22 января 2021 года N8л/с" в части исчисления льготной выслуги лет Цыплякова А.В, который уменьшен до 21 года 00 месяцев 28 дней.
10 марта 2021 года произведен расчет выслуги лет, из которого следует, что период службы Цыплякова А.В. с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу исчислен календарно. С данным расчетом Цыпляков А.В. не согласился.
Заключением от 24 марта 2021 года N74/12828 Цыплякову А.В. назначена пенсия в сумме 23 725, 31 руб. с 29 января 2021 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", Федерального закона от 03 июля 2016 года N305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", исходил из того, что применение льготного исчисления выслуги лет сотрудникам органов наркоконтроля, возможно только при их переводе в органы внутренних дел в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы
органов внутренних дел засчитывается календарно служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а поскольку Цыпляков А.В. уволился со службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу из-за проведения организационных мероприятий, а не в связи с переводом в органы внутренних дел, то период с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года подлежит только календарному исчислению, то пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Также судом первой инстанции в качестве дополнительного основания отказа в удовлетворении требований указано на пропуск Цыпляковым А.В. срока обращения в суд в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проверяя при новом рассмотрении дела законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласился с тем, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, указав, что после произведенного ответчиком перерасчета пенсии, права на ее получение истцом не утрачено, в связи с чем отсутствуют основания для признания данного перерасчета незаконным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что нарушения срока обращения Цыплякова А.В. в суд не имеется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 58 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и с учетом того, что в данном случае истцом заявлен спор о защите пенсионных прав, то его право на обращение в суд не может быть ограничено каким-либо сроком.
Поскольку истцом обжалуется только апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года, то только данный судебный акт подлежит проверке судом кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в данной статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации (статья 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регулируются положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного закона установил, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяется Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление).
Постановление устанавливает порядок исчисления выслуги лет поименованных в нем категорий граждан; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца указанные в данной правовой норме периоды.
Включение названным категориям лиц периодов службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) осуществляется на основании пункта 1 постановления, то есть в календарном исчислении.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в частности, в определении от 28 сентября 2021 года N 1987-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 3 постановления, что специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов наркоконтроля, в том числе на льготных условиях, регулируется пунктами 3 - 7 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N254.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" не подлежит применению при исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку действие данного постановления распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 5 апреля 2016 года N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что МВД России является правопреемником упраздняемой службы (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, подпункты "а", "б" пункта 6).
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предписано, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, названным выше федеральным законом предусмотрено сохранение стажа службы (выслуги лет) сотрудникам органов наркоконтроля, исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения, которые поступили в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (часть 1 статьи 33).
В отношении иных сотрудников органов наркоконтроля, поступивших на службу в органы внутренних дел (не в порядке перевода на основании указанного выше закона), а в качестве вновь принятых на службу в органы внутренних дел после увольнения из органов наркоконтроля, выслуга лет исчисляется на основании постановления, то есть в календарном исчислении.
В связи с этим различие порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля и по различным правовым основаниям прекратившим службу, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками данных органов их права на пенсионное обеспечение.
Сотрудники органов наркоконтроля, уволившиеся со службы, которым была назначена пенсия в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, при поступлении на службу в органы внутренних дел вправе выбрать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с повторным поступлением на службу (статья 6, часть вторая статьи 14 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
В соответствии с частью 3 статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части третьей статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае обнаружения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, в частности за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, устранение ошибки, допущенной при исчислении размера пенсии, в том числе при изменении законодательства, осуществляется путем перерасчета пенсии.
Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обнаружение ошибки, допущенной соответствующим органом и выразившейся в назначении пенсии за большую выслугу лет, чем имеется в соответствии верно произведенным исчислением, влечет за собой безусловное произведение ее перерасчета.
Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как перерасчет пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, отсутствия виновных действий со стороны пенсионера.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной соответствующим органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Таким образом, в случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Указанная сумма выплачивается ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с указанным Законом либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением накопительной пенсии и социальной пенсии), и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что при произведении перерасчета пенсии, в том случае, когда после него пенсионер утрачивает право на ее получение, указанным выше нормативным регулированием возложены обязательства на орган, ее назначивший, по продолжению выплаты пенсии до возникновения у пенсионера права на ее получение по выслуге лет либо права на назначение любой другой пенсии. При этом возможность перерасчета пенсии в том случае, когда право на ее получение пенсионером не утрачивается, но снижается размер пенсии, установлена без возложения каких-либо обязательств на орган, ее назначивший.
Исходя из вышеприведенного правового регулирования, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что выслуга лет Цыплякова А.В. в период его работы с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу подлежит календарному, а не льготному исчислению, поскольку увольнение истца из органов наркоконтроля произошло в связи с организационными мероприятиями, а не в связи с переводом на службу в органы внутренних дел.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что при увольнении из УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу ему был произведен расчет выслуги в льготном исчислении за указанный период и не может полежать перерасчету, основан на неверном толковании вышеуказанных норм пенсионного законодательства, поскольку в соответствии со статьей 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и статьей 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае обнаружения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, в частности за выслугу лет, производится устранение этой ошибки путем перерасчета пенсии, что в данном случае и было произведено.
Вопреки доводам кассационной жалобы истца, получаемая им пенсия, после произведенного ответчиком перерасчета не стала для него меньше получаемой ранее.
Так, из материалов дела следует, что при увольнении в декабре 2018 года истцу была назначена пенсия в сумме 18 990, 89 руб, которая выплачивалась ему до возвращения на службу в органы внутренних дел, то есть до 03 сентября 2019 года.
В период с 03 сентября 2019 года по 28 января 2021 года выплата пенсии истцу была приостановлена, поскольку он проходил службу в органах внутренних дел, а с 29 января 2021 года Цыплякову А.В. назначена пенсия в сумме 23 725, 31 руб, то есть больше ранее получаемой.
Ссылки истца в кассационной жалобе на необходимость применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", в котором выслуга лет сотрудникам наркоконтроля производится в льготном, а не календарном исчислении не подлежит применению при исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку действие данного постановления распространяется на сотрудников, увольняющихся из органов наркоконтроля.
Доводы кассационной жалобы истца не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на результат рассмотрения дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления. Обжалуемое апелляционное определение содержит все необходимые суждения по соответствующим вопросам.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цыплякова Алексея Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.