Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Малоедовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобоназаровой Гульмиры Саидовны к администрации города Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, по кассационным жалобам Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, администрации города Нефтеюганска, администрации г. Нефтеюганска, Департамента муниципального имущества на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бобоназарова Г.С. обратилась в суд с иском к администрации города Нефтеюганска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, Департаменту муниципального имущества администрации города Нефтеюганска, о возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры N "данные изъяты", расположенной в доме N "данные изъяты" с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.
Указав в обоснование иска, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты" на основании договора купли-продажи от 25 мая 2017 г... Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 19 июня 2013 г. N 308-р многоквартирный дом N "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с заключением специалистов в результате обследования здания выявлены дефекты повреждения, оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций здания в целом. Наличие имеющихся дефектов конструкций находящихся в недопустимом состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома. При изложенных обстоятельствах, жилое помещение, в котором проживает истец, представляет опасность для жизни и здоровья. Поскольку многоквартирный дом включён в адресную региональную программу, истец полагает, что в силу действующего законодательства у неё имеется право выбора способа реализации жилищных прав. На получение возмещения за жилое помещение истец не согласна. Поскольку спор идёт о заключении соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры, как со стороны ответчика (с условием выплаты стоимости жилого помещения исходя из договора купли-продажи), так и со стороны истца, которая согласна с заключением соглашения, но с условием предоставления иного жилого помещения.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 мая 2022 г. удовлетворены исковые требования. На администрацию города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска возложена обязанность заключить с Бобоназаровой Г.С. соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: "данные изъяты", общей площадью 37, 9 кв.м. с условием мены на равнозначное благоустроенное жилое помещение без возмещения разницы в стоимости жилых помещений.
Взыскать с администрации города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в пользу Бобоназаровой Г.С. 20 000 рублей в возмещение понесённых расходов по оплате услуг представителя и 300 рублей по уплате государственной пошлины, всего 20 300 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2022 г. апелляционное определение отменено с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 25 октября 2022 года решение суда первой инстанции вновь оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи квартиры от 25 мая 2017 года Бобоназарова Г.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты".
Распоряжением администрации города Нефтеюганска от 19 июня 2013 года N 308-р вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
25 марта 2021 года истцу вручено требование о сносе дома.
Постановлением администрации города Нефтеюганска от 24 августа 2021 года N 1427-п земельный участок под вышеназванным домом и жилые помещения в нем изъяты для муниципальных нужд.
24 сентября 2021 года Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска Бобоназаровой Г.С. вручены проект соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимого имущества, отчёт об определении размера возмещения за изымаемые земельные участки и расположенных на нём объектов недвижимости и выписки из ЕГРН.
Истец отказалась от выплаты выкупной стоимости в размере 1080000 руб.
Департаментом муниципального имущества администрации города Нефтеюганска истцу отказано в заключении договора мены квартир со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бобоназаровой Г.С, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 2, статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и исходил из того, что жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соответственно, истцу принадлежит право выбора способа обеспечения ее жилищных прав. От получения возмещения за жилое помещение Бобоназарова Г.С. отказалась. Возмещение разницы стоимости нового жилья и признанного непригодным для проживания не предусмотрено ни жилищным законодательством, ни Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал на то, что выводы об отсутствии обязанности возмещения разницы за предоставляемое взамен непригодного жилого помещения приняты без учета положений муниципальной программы, предусматривающей доплату, и без исследовании источников финансирования.
При новом апелляционном рассмотрении суд апелляционной инстанции не усмотрел освоений для отмены решения суда первой инстанции, установив, что адресная программа города Нефтеюганска, утвержденная постановлением администрации города Нефтеюганска также не предусматривает средства собственников изымаемых помещение в качестве источника финансирования программы.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, включая выводы при новом рассмотрении в апелляционном порядке, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам 11 Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путём создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Из материалов дела следует, что Бобоназарова Г.С. избрала способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления ей жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, непригодному для проживания, что согласуется с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с предоставленными суду апелляционной инстанции полномочиями в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что ни адресная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства ХМАО - Югры от 01 апреля 2019 г. N 104-п, (таблица 4 плана План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), ни муниципальная адресная программа города Нефтеюганска по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением администрации города Нефтеюганска от 30 апреля 2019 года N 228-п не предусматривают средства собственников помещений в качестве источника финансирования программ.
Соглашение о предоставлении жилого помещения между сторонами заключено не было, соответственно, оснований для определения порядка уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений в случае, если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, у суда не имелось.
Таким образом, судами верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие существенных нарушений процессуального закона.
Доводы относительно изменения структуры и полномочий органов местного самоуправления были исследованы судом апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 октября 2022 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, администрации города Нефтеюганска, администрации г. Нефтеюганска, Департамента муниципального имущества - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.