Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-3871/2021 по иску Абзаловой Любови Шайсламовны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Абзаловой Любови Шайсламовны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Абзаловой Л.Ш, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абзалова Л.Ш. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование требований указала на то, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что звание "Ударник коммунистического труда" не включено в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". С отказом не согласна, полагала, что имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 декабря 2021 года исковые требования Абзаловой Л.Ш. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", признании права на присвоение звания "Ветеран труда" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 апреля 2022 года решение Ханты-Мансийского районного суда от 09 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в 1987 году ей присвоено звание "Ударник коммунистического труда", о чем выдано удостоверение председателем комитета профсоюза, а также она награждена почетной грамотой Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2015 году. Указанные награды являются ведомственными. Знак "Ударник коммунистического труда" является единственным общесоюзным знаком, утвержденным Центральным комитетом КПСС, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Данное обстоятельство не было учтено судами. Также ссылается на судебную практику по аналогичным делам.
Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Абзаловой Л.Ш. 20 июня 1987 года присвоено звание "Ударник коммунистического труда", выдано удостоверение. Также истец имеет благодарности, благодарственные письма и почетные грамоты Советской центральной районной больницы, почетную грамоту Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры, благодарственное письмо главы г. Советский.
Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 сентября 2021 года Абзаловой Л.Ш. было сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" (протокол заседания Комиссии по присвоению звания "Ветеран труда" N 36 от 23 сентября 2021 года) по причине того, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п, отсутствует звание "Ударник коммунистического труда", в систему государственных наград указанное звание не входит, ведомственным знаком отличия в труде не является. Иные награды истца, в том числе благодарственные письма и почетные грамоты к ведомственным знакам отличия в труде также не относятся.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Порядком присвоения звания "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п, Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442, исходил из того, что знак "Ударник коммунистического труда" и иные имеющиеся у истца награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, не являются основанием для присвоения истцу звания "Ветеран труда".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемыйдля назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений" определен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года N 142-п (далее Порядок).
Согласно указанному Порядку звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют заявление с приложением документов, в том числе удостоверения к награде, почетному званию, ведомственному знаку отличия: - для лиц, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде, включенными в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Исходя из указанных положений одним из оснований для присвоения звания "Ветеран труда" является наличие ордена, медали или почетного звания СССР или Российской Федерации, грамоты или благодарности Президента Российской Федерации либо награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято определенными органами.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п утвержден Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, а также наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Данное постановление не содержит указаний на отнесение знака отличия в труде "Ударник коммунистического труда" к числу ведомственных знаков, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно пункту 9 постановления Президиума ВЦСПС от 23 сентября 1966 года "Об улучшении организации социалистического соревнования" (протокол N 25, пункт 1) профсоюзные органы совместно с хозяйственными руководителями для поощрения передовиков движения за коммунистический труд были обязаны использовать меры материального и морального поощрения, применяемые в социалистическом соревновании. Наряду с этим введены дополнительные меры морального стимулирования участников движения за коммунистический труд, в частности, для рабочих, служащих и колхозников, которым присваивается звание ударника коммунистического труда, был введен единый по СССР нагрудный знак "Ударник коммунистического труда" и удостоверение.
При этом указанное постановление не содержит указаний об утверждении такого знака отличия в труде, как "Ударник коммунистического труда", в качестве ведомственного знака.
В систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" звание "Ударник коммунистического труда" также не входит.
Иные имеющееся у истца благодарности, благодарственные письма и почетные грамоты работодателя, региональных и муниципальных властей являются видом корпоративного поощрения сотрудников учреждения со стороны работодателя и органов власти за социально значимую деятельность, не являются ведомственным знаком отличия в труде в контексте приведенных выше правовых норм, поскольку не вручались истцу руководителем министерства или ведомства или от его имени, не отнесены к правительственным наградам и знакам, которые ранее действующим законодательством СССР и Российской Федерации, либо действующим законодательством Российской Федерации предоставляли право на определенные меры социальной поддержки.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах.
У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую аргументацию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационной жалобе не приведено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абзаловой Любови Шайсламовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.