Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2054/2022 по иску Худайгулова Артура Хайдаровича к ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности принять на учет, по кассационной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Худайгулов А.Х. обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 10 декабря 2020 года о снятии Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что решением комиссии ФСИН России от 10 декабря 2020 года Худайгулов А.Х. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Считает указанное решение незаконным, поскольку из него неясно по какому основанию Худайгулов А.Х. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Определением суда в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН по Пермскому краю (л.д. 64).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2022 года, признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 10 декабря 2020 года, оформленное выпиской из протокола N 20. На ФСИН России возложена обязанность поставить на учет Худайгулова А.Х. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения с 27 февраля 2014 года.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что истцом совершены действия по ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, в результате снятия с регистрационного учета из жилого помещения, площадью 33, 7 кв.м, и регистрации в жилом помещении, площадью 34, 7 кв.м, с количеством зарегистрированных 4 человека, с обращением о внесении изменений в учетное дело с включением супруги.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Худайгулов А.Х. является лейтенантом внутренней службы, помощником оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. Выслуга лет в календарном исчислении на 19 июня 2020 г. составляет 20 лет 04 месяца 08 дней.
27 февраля 2014 года Худайгулов А.Х. обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в заявлении супругу "данные изъяты", сына "данные изъяты".
Согласно выписке из протокола N 39 от 07 июня 2016 года заседания комиссии ФСИН России Худайгулов А.Х. составом семьи 1 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 февраля 2014 года.
22 июня 2020 года Худайгулов А.Х. обратился с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи со сменой места регистрации, а также с просьбой включить его супругу и сына как совместно проживающих членов семьи.
Согласно выписке из протокола N 20 от 10 декабря 2020 года заседания комиссии ФСИН России Худайгулов А.Х. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (л.д. 10-11).
В выписке указано, что в период с 13 марта 2009 года по 31 марта 2017 года Худайгулов А.Х. был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 25, 5 кв.м по адресу: "данные изъяты". В период с 19 июля 2017 года по 10 февраля 2020 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 33, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты", которое на праве собственности принадлежит "данные изъяты" Супруга Худайгулова А.Х. и сын с 12 ноября 2010 года по 11 сентября 2017 года были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении площадью 57, 1 кв.м по адресу: "данные изъяты" принадлежащем на праве общей долевой собственности (по 1/3 в праве каждому или по 19, 03 кв.м.), супруге заявителя, матери супруги заявителя, отцу супруги заявителя. 20 июля 2017 года жилое помещение по адресу: "данные изъяты" продано, право собственности прекращено 24 июля 2017 года. Худайгулов А.Х. с 10 февраля 2020 года, супруга и сын с 11 августа 2017 года по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 34, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты" которое принадлежит на праве собственности матери супруги заявителя "данные изъяты"
Худайгулову А.Х. и несовершеннолетнему "данные изъяты" жилые помещения на праве собственности не принадлежат.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации Худайгулов А.Х. и члены его семьи не имеют.
Ранее Худайгулову А.Х. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
При рассмотрении рапорта (заявления) Худайгулова А.Х. от 22 июня 2020 года о внесении изменений в учетное дело в связи со сменой регистрации, а также просьбой о включении супруги - "данные изъяты" и сына "данные изъяты", как совместно проживающих с ним членов семьи, комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что Худайгулов А.Х. в 2017 году, снявшись с регистрационного учета в жилом помещении общей площадью 33, 7 кв.м, принадлежащем на праве собственности "данные изъяты", встав на регистрационный учет в жилом помещении, общей площадью 34, 7 кв.м, принадлежащем на праве собственности "данные изъяты", улучшил жилищные условия, в связи с чем утратил основания для получения единовременной социальной выплаты. Установив названные обстоятельства, комиссия ФСИН России пришла к выводу о снятии Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком и условиями предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г.N 369, ст.ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Худайгуловым А.Х. не было совершено намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию его нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку снявшись с учета в жилом помещении, общей площадью 33, 7 кв.м, где на каждого проживающего приходилось 6, 74 кв.м, он зарегистрировался в жилом помещении 34, 7 кв.м, где на каждого проживающего приходится 8, 675 кв.м, и пришел к выводу о том, что истец не утратил основания для получения единовременной социальной выплаты, признав незаконным решение комиссии ФСИН России от 10 декабря 2020 года о снятии Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом совершены действия по ухудшению жилищных условий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере, в результате снятия с регистрационного учета из жилого помещения, площадью 33, 7 кв.м, и регистрации в жилом помещении, площадью 34, 7 кв.м, с количеством зарегистрированных 4 человека, с обращением о внесении изменений в учетное дело с включением супруги, основанием для отмены судебных актов не являются.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительством Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 8 Правил сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из пп. "б" пункта 15 Правил следует, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единой социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единой социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Проанализировав действия истца Худайгулова А.Х, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для снятия Худайгулова А.Х. с учета на получение единовременной социальной выплаты, поскольку действий, повлекших ухудшение жилищных условий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, истец и члены его семьи не совершали.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что истец до 2020 года был зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей лицу, сведений о наличии родственных связей с которым в деле не имеется. Также отсутствуют сведения, что истец был вселен в указанное жилое помещение в качестве члена семьи собственника.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, при указанных обстоятельствах, у суда не имелось оснований для вывода о возникновении у истца равных с собственником прав пользования жилым помещением и соответственно, о том, что снятие с регистрации в этом случае свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку проживание лица в квартире в отсутствие правомочий по пользованию, возникающих на основании права собственности либо на основании договора социального найма, предоставляет лицу иной объем прав в отношении жилого помещения и их прекращение не всегда обусловлено его волеизъявлением, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий такие права в силу положений законодательства не учитываются.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.