Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ишимов И.А., рассмотрев кассационную жалобу администрации города Губкинского на определение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 августа 2022 года, вынесенные по заявлению администрации Пуровского района о замене стороны в исполнительном производстве по гражданскому делу N 2-281/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Пуровского района обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве по гражданскому делу N 2-281/2020 по исковому заявлению прокурора Пуровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования поселок Пурпе, администрации муниципального образования Пуровский район, департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, департаменту транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации Пуровского района о возложении обязанности определить и оборудовать места размещения и устройства снежных "сухих" свалок.
Определением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 августа 2022 года, заявление администрации Пуровского района удовлетворено: произведена замена должника администрации муниципального образования послок Пурпе на правопреемника - администрацию горда Губкинский.
В кассационной жалобе администрация города Губкинский просит отменить судебные акты. Ссылаясь на произведенное преобразование населенных пунктов в форме присоединения поселка Пурпе к городу Губкинский, полагает, что исполнения решения суда в части определения и оборудования места размещения и устройства снежных "сухих" свалок на территории муниципального образования поселка Пурпе не соответствует административно-территориальному устройству Ямало-Ненецкого автономного округа, следовательно, данное требование утратило свою актуальность и ограничивает администрацию города Губкинский в самостоятельном определении места для накопления отходов от зимней уборки улиц. Обращает внимание на проводимую работу по строительству полигона накопления снега. Отмечает, что в силу ч. 4 ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа N 34-ЗАО от 23 апреля 2021 года до 01 января 2022 года определение и оборудование места размещения и устройства снежных" сухих" свалок на территории муниципального образования поселок Пурпе должны были осуществлять органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район, в частности администрация Пуровского района, при этом возложенная судом обязанность должна была быть исполнена до 31 декабря 2021 года. Таким образом, бездействия администрации поселка Пурпе и администрации Пуровского района по исполнению решения суда нарушает права администрации города Губкинский, которое вынуждено нести дополнительную финансовую нагрузку. Обращает внимание, что согласно п. 1 распоряжения администрации Пуровского района от 20 апреля 2022 года N 186-РА правопреемником по исполнительным производствам, стороной по которым является администрация поселка Пурпе, выступают отраслевые структурные подразделения администрации Пуровского района в соответствии с возложенными полномочиями.
В возражениях на кассационную жалобу администрация Пуровского района просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
В порядке ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, о поступлении и принятии к производству суда кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья кассационной инстанции не усматривает приведенные выше основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Пуровсского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2020 года на администрацию муниципального образования поселок Пурпе возложена обязанность определить и оборудовать места размещения и устройства снежных "сухих" свалок на территории муниципального образования поселок Пурпе в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05 декабря 2019 года N 20, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88, а также иными требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок по 31 декабря 2021 года.
На основании указанного судебного акта возбуждено исполнительное производство.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа N 34-ЗАО от 23 апреля 2021 года установлено преобразовать населенные пункты поселок Пурпе, расположенный в границах Пуровского района, и город Губкинский в форме присоединения поселка Пурпе к городу Губкинскому, сохранив за населенным пунктом статус и наименование - город Губкинский. Поселок Пурпе утрачивает статус поселка, и его территория становится частью территории города Губкинского (далее - территория присоединяемого поселка Пурпе).
До 01 января 2022 года на территории присоединяемого поселка Пурпе полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа в соответствии со статьями 16 и 17 Федерального закона N 131-ФЗ, осуществление прав органов местного самоуправления муниципального округа в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ, исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ, осуществляют органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район, за исключением полномочий, указанных в части 5 настоящей статьи.
Решением Думы Пуровского района от 21 октября 2021 года N 320 администрация поселка Пурпе ликвидирована.
Разрешая заявление о правопреемстве, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами размещение и устройство снежных "сухих" свалок" на территории поселка Пурпе входит в компетенцию администрации города Губкинский, в связи с чем имеются предусмотренные ст. 44 ГПК РФ, ст. 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" основания для замены стороны в исполнительном производстве.
Судья судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
На основании ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Часть 1 ст. 52 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" также устанавливает, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В порядке п. 1 ч. 2 этой же статьи Закона судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
В связи с тем, что по настоящему делу установлена реорганизация поселка Пурпе в форме присоединения его к городу Губкинский, а также истечение переходного периода, когда до 01 января 2022 года на территории присоединяемого поселка Пурпе полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа осуществляли органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район, суды правомерно произвели замену должника администрации поселка Пурпе на администрацию города Губкинский.
Вопреки доводам кассационной жалобы то обстоятельство, что исполнение решения суда в части определения и оборудования места размещения и устройства снежных "сухих" свалок на территории муниципального образования поселка Пурпе в связи с произведенным преобразованием населенных пунктов не соответствует административно-территориальному устройству Ямало-Ненецкого автономного округа, не может служить препятствием для замены стороны в исполнительном производстве, напротив, данное обстоятельство послужило непосредственным основанием для такой замены.
Ссылки в кассационной жалобе на наличие у администрации города Губкинский права самостоятельно определять места для накопления отходов от зимней уборки улиц, на проводимую работу по строительству полигона накопления снега подлежат отклонению, поскольку не позволяют игнорировать вступившее в законную силу решение суда, которое в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Само по себе указание на то, что в силу ч. 4 ст. 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 апреля 2021 года N 34-ЗАО до 01 января 2022 года определение и оборудование места размещения и устройства снежных" сухих" свалок на территории муниципального образования поселок Пурпе должны были осуществлять органы местного самоуправления муниципального округа Пуровский район, в частности администрация Пуровского района, при этом возложенная судом обязанность должна была быть исполнена до 31 декабря 2021 года, в настоящее время не может служить препятствием для правопреемства, поскольку, как указывалось выше, для этого имеются все необходимые основания.
В связи с тем, что после 01 января 2022 года на территории присоединяемого поселка Пурпе полномочия администрация города Губкинский по решению вопросов местного значения муниципального округа прекратились, не принимается во внимание изложенное в п. 1 распоряжения администрации Пуровского района от 20 апреля 2022 года N 186-РА указание на то, что правопреемником по исполнительным производствам, стороной по которым является администрация поселка Пурпе, выступают отраслевые структурные подразделения администрации Пуровского района в соответствии с возложенными полномочиями.
В этой связи судья кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу ст. 379.7 ГПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судья
определил:
определение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 июня 2022 года, апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Губкинского - без удовлетворения.
Судья И.А. Ишимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.