Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Храмцовой О.Н, Горбуновой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-870/2022 по иску Оренбургского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности, по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.09.2022.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Храмцовой О.Н, выслушав объяснения представителя ответчика ФГКУ "Росгранстрой" - по доверенности Рябкову С.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, прокурора Потапченко А.Е, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Оренбургский транспортный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ "Росгранстрой"), просил возложить обязанность в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1", расположенный по адресу: Оренбургская область, 90 км от государственной границы на ж.д. линии Илецк-1-Актюбинск и в 75 км от государственной границы по ж.д. линии Илецк-1-Уральск, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
- оборудовать железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1" помещением для инструкторов служебных собак, кухней для приготовления пищи служебным собакам;
- площадку, на которой расположены вольеры для служебных собак подразделения органа пограничного контроля на железнодорожном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1", оградить сплошным забором высотой не менее 2000 мм, оборудовать освещением, вдоль наружных сторон фронтальной и тыловой стенки указанных вольеров оборудовать бетонированные (металлические или асбестоцементные) лотки с уклоном, обеспечивающим сток (слив) нечистот, дождевых или талых вод в систему канализации или жижесборника;
- административное здание "данные изъяты" Оренбургской области, предназначенное для размещения должностных лиц подразделения органа пограничного контроля на железнодорожном грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1", оборудовать системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией людей в здании. При недостаточности денежных средств у ФГКУ "Росгранстрой" возложить эти обязанности на Министерство транспорта Российской Федерации.
В обоснование исковых требований указано, что Оренбургской транспортной прокуратурой в сентябре 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации и техническом оснащении железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1" Уральского филиала ФГКУ Росгранстрой (далее - ЖДПП Илецк-1), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. В ЖДПП Илецк-1 осуществляется пограничный контроль, размещены должностные лица контрольно-пропускного пункта "Илецк-железнодорожный" Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области. Ответственным за эксплуатацию ЖДПП Илецк-1 является Уральский филиал ФГКУ "Росгранстрой". Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930 утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска. 05.10.2001 Федеральной службой безопасности Российской Федерации утверждены Типовые технические требования по комплексному оборудованию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и оснащению их техническими средствами пограничного контроля, нарушения которых установлены в ходе проведенной проверки.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 25.05.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.09.2022, исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель ФГКУ "Росгранстрой" просит об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 12 данного закона, открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Судами установлено, что в соответствии с паспортом железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1", утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 22.06.2011 N 688, по адресу: 90 км от государственной границы на ж.д.линии Илецк-1-Актюбинск и в 75 км от государственной границы по ж.д.линии Илецк-1-Уральск, установлен железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1".
Оренбургской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации и техническом оснащении железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации "Илецк-1" Уральского филиала ФГКУ "Росгранстрой".
В ходе осмотра 15.09.2021 территорий и помещений железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Илецк-1 было обнаружено следующее: фактически в территорию пункта пропуска ЖДПП Илецк-1 входит территория железнодорожной станции Илецк-1, прилегающие к станции железнодорожные пути общего пользования, помещения в здании железнодорожного вокзала Илецк-1. Железнодорожный вокзал Илецк-1 и железнодорожная станция Илецк-1 находятся в ведении АО НК "Казахстан Темир Жолы" Республики Казахстан. Сотрудники КПП "Илецк-железнодорожный" пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области занимают помещения, расположенные в пределах территории ЖДПП Илецк-1: помещения в одноэтажном административном здании по "данные изъяты" в г..Соль-Илецк Оренбургской области, площадью 123, 6 кв.м. В данном здании расположены помещения дежурного по КПП, оперативного сотрудника, руководства КПП, санитарно-бытовое помещение (1 туалет). Указанное здание передано администрацией МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области по договору ссуды Уральскому филиалу ФГКУ Росгранстрой. Помещение в здании железнодорожного вокзала станции Илецк используется сотрудниками в качестве помещения для содержания временно не пропущенных через государственную границу. В помещениях, используемых сотрудниками КПП "Илецк Железнодорожный" в качестве административно-хозяйственных, отсутствуют помещения для приема пищи, душевые, раздевалка (гардеробная). Помещения для проведения предварительного разбирательства задержанных лиц отсутствуют. Помещения, специально оборудованные для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, отсутствуют. В ЖДПП Илецк-1 паспортный контроль осуществляется в помещении железнодорожного вокзала станции Илецк-1. Кабины для осуществления паспортного контроля размещены в здании вокзала, по 2 кабины на въезд и выезд с территории Российской Федерации, выполнены кустарным способом.
Помещения и проходы в зоне проведения паспортного контроля между кабинами не оборудованы турникетами, жалюзи, зеркалами. Кабины для осуществления паспортного контроля оборудованы техническими средствами для проверки документов и осуществления документов и осуществления проверки по учетам ОПК. Для осуществления пограничного контроля используется кинологическая группа, имеются вольеры для содержания собак, представляют собой сооружения из металлического каркаса, обшитого досками, передняя стенка вольеров - металлическая решетка. Вольеры не утеплены. У вольеров отсутствует водоснабжение и водоотведение, вольеры расположены на земле, бетонное основание под вольерами отсутствует. Освещение участка, на котором расположены вольеры, отсутствует. Ограждение вольеров отсутствует, имеется свободный доступ к вольерам со стороны перрона железнодорожного вокзала, со стороны железнодорожных путей станции Илецк-1. Помещения для инструкторов служебных собак, помещения для приготовления пищи собакам (кухня) отсутствуют. Для осуществления радиационного контроля используется АКДРМ "Янтарь", стойки которого расположены на главных железнодорожных путях в горловинах станции по линии въезда и выезда на территорию РФ. Оборудование для проведения контроля источников ионизирующего излучения у лиц, убывающих с территории РФ, на ЖДПП Илецк-1 отсутствуют. ЖДПП Илецк-1 оборудован проводной и радиосвязью. Система телевизионного наблюдения на ЖДПП Илецк-1 отсутствует, за исключением подсистемы видеонаблюдения в составе ПТК ТК (паспортный технический комплекс паспортного контроля). Видеокамеры установлены в помещении железнодорожного вокзала в количестве 4 штуки, 5 видеокамер установлены в административных зданиях КПП, 2 видеокамеры в северной (1 внутри, 1 снаружи). Данные видеокамеры предназначены для недопущения проникновения посторонних лиц к системе ПТК ПК. Имеющихся видеокамер недостаточно для осуществления контроля за соблюдением режима в ЖДПП Илецк-1.
Система инженерных средств охраны, контроля доступом и охранной сигнализации в ЖДПП Илецк-1 отсутствует, за исключением подсистемы контроля доступа в административное здание. Ограждение ЖДПП Илецк-1 отсутствует, за исключением частичного ограждения периметра железнодорожной станции со стороны железнодорожного вокзала Илецк-1. При этом имеющееся ограждение не препятствует свободному проходу на территорию пункта пропуска ЖДПП Илецк-1 и территорию железнодорожной станции Илецк-1. Система часофикации ЖДПП Илецк-1 отсутствует. Система резервного электропитания в ЖДПП Илецк-1 отсутствует. Система речевого оповещения персонала о возникновении аварийных и угрожающих ситуаций, радиофикации (проводного вещания) в ЖДПП Илецк-1 отсутствует. ЖДПП Илецк-1 не оборудован перекидными мостиками, досмотровыми колодцами и наблюдательными вышками. Фактически для проведения досмотра железнодорожного состава администрацией железнодорожной станции Илецк-1 выделены железнодорожные пути общего пользования 42, 43, 44, 46 Указанное место, используемое в качестве досмотровой площадки, не оборудовано для досмотра, переходные мостики, досмотровые колодцы для досмотра состава снизу отсутствуют. ЖДПП Илецк-1 не оборудован помещениями (постройками) для обогрева, укрытия от дождя для досмотровых групп пограничного наряда КПП "Илецк-железнодорожный". Помещения ЖДПП Илецк-1, занимаемые должностными лицами органов пограничного контроля (административное здание), не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей при пожаре. Ширина коридора в указанном административном здании на путях эвакуации менее 1 м (фактически 0, 80 м). Ширина дверей в кабинетах указанного административного здания на путях эвакуации выполнена менее 0, 80 м (фактически 0, 67 м), высота указанных дверей выполнена менее 1, 90 м (фактически 1, 87 м). На путях эвакуации указанного административного здания имеются перепады высот (на выходе на улицу и в коридоре).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции исходил из того, что выявленные в ходе прокурорской проверки и отраженные в акте от 15.09.2021 несоответствия пункта пропуска "Илецк-1" нормативным требованиям свидетельствуют о ненадлежащем обеспечении деятельности государственных контролирующих органов и нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности и охраны здоровья на территории Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив обязанность по оборудованию спорного пункта пропуска на ФГКУ "Росгранстрой". При недостаточности у ФГКУ "Росгранстрой" денежных средств для выполнения возложенной на него судом обязанности к субсидиарной ответственности привлечено Министерство транспорта Российской Федерации. Также с учетом характера спорных правоотношений, мнения лиц, участвующих в деле, требований разумности и исполнимости судебного постановления, установилсрок для оборудования спорного пункта пропуска через государственную границу в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Выводы судов основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования, установленные нормативными правовыми актами, на которые ссылается прокурор, и их действие распространяется на случаи открытия новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска, не могут быть признаны состоятельными, данные доводы не являются основаниями для освобождения ФГКУ "Росгранстрой", осуществляющего функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, от обязанности привести вышеуказанный пункт в состояние, соответствующее действующим нормативным требованиям. Удовлетворенные судом требования прокурора направлены на установление обязанности по выполнению предусмотренных мероприятий, которые в силу закона возложены на ответчика ФГКУ "Росгранстрой", а не иных лиц.
Право прокурора обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения закона, прав и законных интересов значительного круга лиц предусмотрено положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также статей 26, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Согласно статье 26 данного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФГКУ "Росгранстрой" не располагает иными источниками финансирования (помимо средств федерального бюджета), не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность финансирования не может служить основанием для освобождения государственного органа или специально созданного учреждения от надлежащего выполнения возложенных на них нормативным правовым актом обязанностей.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования прокурора вытекают из бюджетных правоотношений и не могут быть разрешены судом, в силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку судебные акты компетенцию и полномочия ответчика не устанавливают и его деятельность не подменяют, а устанавливают обязанность по выполнению предусмотренных законом мероприятий.
Доводы кассационной жалобы о том, что все здания и сооружения не являются собственностью ФГКУ "Росгранстрой", а принадлежат третьему лицу, в связи с чем заявитель не обязан нести ответственность по оборудованию пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание.
Проверяя аналогичные доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отметил, что обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на учреждение, подведомственное Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации. Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что разграничение полномочий касается обеспечения режима в пунктах пропуска, а не по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу, с учетом вида международного сообщения.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, проанализировав условия договора безвозмездного пользования имуществом от 20.10.2014, суд первой инстанции отметил, что обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности лежит на учреждении как на лице, уполномоченном пользоваться имуществом.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования об оборудовании площадки, на которой расположены вольеры для собак, непосредственно связаны с земельным участком, на который у ФГКУ "Росгранстрой" не имеется прав, судом не определен собственник вольера, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокурором заявлены требования об оборудовании площадки, на которой уже расположены вольеры для собак. При рассмотрении дела Пограничным управлением ФСБ РФ по Оренбургской области предоставлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, расположенный в пределах железнодорожного пункта пропуска Илецк-1, согласно которой на земельный участок права не зарегистрированы (т.2, л.д.148, 156-164). В отсутствие доказательств самовольного занятия земельного участка, суды обоснованно возложили на ответчика ФГКУ "Росгранстрой" обязанность по оборудованию вольера в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами. Принимая во внимание, что Уральский филиал ФГКУ "Росгранстрой" ответственен за эксплуатацию ЖДПП Илецк-1, возложение на указанное лицо обязанности по оборудованию сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, соответствует полномочиям, установленным Уставом ФГКУ "Росгранстрой".
Доводы кассационной жалобы о том, что в решении суда имеется ссылка на недействующий нормативный акт - Приказ Росграницы от 27.12.2010 N 451-ОД, не могут быть основанием для отмены судебных актов. Аналогичные нормы относительно обеспечения режима в пунктах пропуска приведены в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 31.03.2022 N 107 "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". В силу пункта 5 данного приказа комплекс постоянных инженерно-технических, административных, хозяйственных мер и мероприятий, своевременно проводимых и направленных на поддержание инфраструктуры пунктов пропуска в надлежащем состоянии с целью предотвращения нарушений Правил, осуществляются в пунктах пропуска, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от Государственной границы Российской Федерации участках местности вне пределов объектов транспортной инфраструктуры (далее - участки местности) - подразделением ФГКУ "Росгранстрой".
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой представленных сторонами доказательств, что находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По сути, доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с постановленными по делу решениями, повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, которая обоснованно не принята во внимания исходя из установленных обстоятельств по делу на основании доказательств, представленных сторонами, которые были оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права при рассмотрении данного спора судами применены правильно, а при исследовании и оценке доказательств нарушений норм процессуального права, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, не допущено.
Несогласие с оценкой, данной доказательствам, фактически является субъективным мнением заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
Обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Челябинска от 25.05.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15.09.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.