Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А, Судей Коренева А.С, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-73/2022 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в лице Территориального отдела в г. Нягани и Октябрьском районе в защиту неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью "ПриобьСтройГарант", администрации муниципального образования сельское поселение Перегребное о прекращении нарушений санитарного законодательства, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ПриобьСтройГарант" на решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в лице Территориального отдела в г..Нягани и Октябрьском районе (далее Управление Роспотребнадзора ХМАО-Югра), обратилось в суд, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, с исковыми требованиями к ООО "ПриобьСтройГарант", администрации МО сельское поселения Перегребное о признании незаконным бездействие ООО "ПриобьСтройГарант", в части неподачи уведомления об установлении санитарно-защитной зоны на канализационно-очистные сооружения, по адресу Октябрьский район, с. Перегребное, ул. Строителей, д. 81А/1, котельные по адресам: ХМАО-Югра, с. Перегребное, ул. Строителей, д. 8, мощностью 12.6 Мвт, д. Чемаши, ул. Ленина, 10Г, д. Нижние Нарыкары, пер.Клубный, д. 5, в части не оформления проектов санитарно-защитных зон на указанные котельные и канализационно-очистные сооружения; не проведения производственного контроля качества питьевой и сточной воды, дезинвазии сточной воды. Просило обязать ООО "ПриобьСтройГарант" осуществлять производственный контроль качества питьевого водоснабжения и сточной воды, а также дезинвазию сточной воды в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, обязать ООО "ПриобьСтройГарант" и администрацию МО сп. Перегребное в срок до 23 января 2023 года оформить проекты санитарно-защитных зон на котельные, по адресам: с. Перегребное, ул. Строителей, д.8; д. Чемаши, ул. Ленина, д. 10Г; д. Нижние Нарыкары, пер. Клубный, д. 5, на канализационно-очистные сооружения, по адресу с. Перегребное, ул.
Строителей, д. 81А/1 канализационно-очистные сооружения-1000; обязать ООО "ПриобьСтройГарант" в срок до 23 января 2023 года подать в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре уведомление об установлении санитарно-защитной зоны на указанные канализационно-очистные сооружения и котельные, а также в срок не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, довести до сведения граждан-потребителей решение суда о признании действий ответчика незаконными через средства массовой информации.
Требования мотивированы тем, что в 2020 и 2021 годах в отношении ООО "ПриобьСтройГарант" проведены плановая и внеплановая проверки. Согласно акту плановой проверки от 12 февраля 2020 N 27 зафиксированы нарушения санитарного законодательства, общество привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 12 февраля 2020 года, срок исполнения до 18 января 2021 года. Согласно акту внеплановой проверки от 5 февраля 2021 года выявлено, что в нарушение санитарного законодательства: не поданы уведомления об установлении санитарно-защитной зоны на канализационно-очистные сооружения по адресу: Октябрьский район, с. Перегребное, ул. Строителей, д. 81А/1 и котельные по адресам: с. Перегребное, ул. Строителей, д. 8, д. Чемаши, ул. Ленина, д. 10Г, д. Нижние Нарыкары, пер. Клубный, д. 5; не оформлены проекты санитарно-защитных зон на указанные котельные и канализационно-очистные сооружения; не проведен производственный контроль качества питьевой и сточной воды, дезинвазии сточной воды.
Решением Октябрьского районного суда ХМАО-Югры от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам ХМАО-Югры от 30 августа 2022 года, частично удовлетворены исковые требования, удовлетворены требования к ООО "ПриобьСтройГарант", в удовлетворении требований к Муниципальному образованию сп. Погребное отказано.
В кассационной жалобе ООО "ПриобьСтройГарант" просит отменить апелляционное определение, полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку судом первой инстанции на ООО "ПриобьСтройГарант" была возложена обязанность по оформлению проектов санитарно-защитных зон, а также по подаче уведомления об установлении санитарно-защитной зоны в срок до 23 января 2023 года, между тем, действующее законодательство устанавливает срок для совершения указанных действий не позднее 1 января 2028 года; не была дана оценка доводам о том, что ООО "ПриобьСтройГарант" не относится к числу обязанных субъектов в силу пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон"; что уведомление об установлении санитарно-защитной зоны на указанные канализационно-очистные сооружения и котельные подлежит подачи в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе Нягани и Октябрьском районе, а не в Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре просят оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами, 11 января 2017 года между администрацией сельского поселения Перегребное и ООО "ПриобьСтройГарант" заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности МО сп. Перегребное. Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения, на территории Муниципального образования сп.Перегребное, предназначенная для осуществления деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению, включая подготовку, очистку сточных вод.
1 февраля 2021 года администрация сельского поселения передала ООО "ПриобьСтройГарант" во временное владение и пользование муниципальное имущество - земельные участки, находящееся в муниципальной собственности сп. Перегребное, в составе, указанном в приложении 1 к договору, предназначенное для обеспечения беспрерывного технологического процесса (водоочистные сооружения, канализационные сооружения и так далее).
В 2020 и 2021 годах, в отношении ООО "ПриобьСтройГарант" Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре были проведены плановая и внеплановая проверки, зафиксированы нарушения санитарного законодательства, ответчик привлечен к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 12 февраля 2020 года, со сроком исполнения до 18 января 2021 года.
Согласно акту внеплановой проверки от 5 февраля 2021 года установлено, что требования надзорного органа ответчиком игнорируются, в нарушение санитарного законодательства ответчиком не поданы уведомления об установлении санитарно-защитной зоны на канализационно-очистные сооружения по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, с. Перегребное, ул. Строителей, 81А/1, котельные по адресам: ХМАО-Югра, Октябрьский район, с. Перегребное, ул. Строителей, д. 8, мощностью 12.6 Мвт, д. Чемаши, ул. Ленина, д. 10Г, мощностью 1 Мвт, д. Нижние Нарыкары, пер.Клубный, 5; не оформлены проекты санитарно-защитных зон на указанные котельные и канализационно-очистные сооружения; не проведен производственный контроль качества питьевой и сточной воды, дезинвазии сточной воды.
По результатам проверки ответчик был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу было прекращено Мировым судьей судебного участка N1 Октябрьского судебного района ХМАО - Югры.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам суда ХМАО-Югры руководствуясь положениями статей 11, 12, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", статьями 14, 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", исходил из того, что ООО "ПриобьСтройГарант" в срок не исполнило предписание истца об устранении выявленных нарушений санитарных правил, факт не устранения выявленных нарушений санитарного законодательства ответчиком не оспаривается, чем нарушило права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Исходя из пункта 1.5, 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, именно на ООО "ПриобьСтройГарант", которое эксплуатирует объекты при осуществлении своей деятельности по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, включая подготовку, очистку сточных вод согласно концессионному соглашению, распространяется требование об установлении санитарно-защитной зоны и подачи уведомления об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами установлено, что в срок, предусмотренный названными правилами, который наступил 3 декабря 2019 года, ответчик свои обязанности не выполнил.
Как верно указали суды нижестоящих инстанций, сроки, установленные пунктами 13, 14 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для обращения с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, распространяется на юридические лица, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение на ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, между тем судами установлено, что к таким лицам не относится, санитарно-эпидемиологическое заключение на ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны им не получено, в связи с чем доводы о преждевременности обращения в суд подлежат отклонению.
Несостоятельны доводы о том, что уведомление об установлении санитарно-защитной зоны на указанные канализационно-очистные сооружения и котельные подлежит подачи в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в городе Нягани и Октябрьском районе, а не в Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в связи с чем по мнению заявителя решение является неисполнимым.
Как указано ранее в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" заявление об установлении санитарно-защитной зоны представляется в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы).
Согласно пункту 1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 апреля 2006 года N 308 территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, в состав которого входят территориальные отделы (пункт 15 Типового положения), являющиеся структурным порождением территориального органа, в связи с чем возложение на отве6тчика представить соответствующие документы в Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы полностью повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права с учетом установленных обстоятельств по делу.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств (пункт 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции")
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотру по существу. Отступления от этого принципа оправданы только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера, между тем таких обстоятельств не выявлено.
Поскольку доводов к отмене состоявшегося судебного акта кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения норм права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПриобьСтройГарант" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.