Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чаус И.А., рассмотрев единолично материалы гражданского дела N2-941/2022 по иску Карпова Виктора Александровича к ООО "Новогор-Прикамье" о взыскании штрафа, судебных расходов, по кассационной жалобе Карпова Виктора Александровича на решение мирового судьи судебного участка N 5 Индустриального судебного района г. Перми от 7 июня 2022 года и апелляционное определение Индустриального районного суда г. Перми от 12 сентября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Карпов В.В. обратился к мировому судье с иском к ООО "Новогор- Прикамье" о взыскании штрафа в соответствии с положениями ч. 6 ст. 157 ЖК РФ за период с ноября 2019 года по декабрь 2021 года в размере 1219, 69 руб, штрафа за прекращение подачи ГВС за период с июля по январь 2022 года в размере 382, 78 руб, а также почтовых расходов, расходов по оплате государственной пошлины, мотивируя тем, что проживает в коммунальной квартире, занимает одну комнату, его сестра занимает в квартире две других комнаты, в то время, как расчеты по водоснабжению производятся по прибору учета не учитывая соразмерность занимаемой жилой площади.
13.09.2021 г. истец направил ответчику заявление об уплате штрафа за обсчеты с ноября 2019 г. до сентября 2021 г. в размере 1026, 07 руб. (от суммы 2052, 14 руб.). Однако, в ответе от 05.10.2021 г. ответчик уклонился от рассмотрения требования об уплате штрафа. Дополнительно истец указал, что с 22.07.2022 г. в доме отсутствовало горячее водоснабжение по причине неисправности, однако ответчик в вышеуказанный период начислял истцу плату за ГВС.
Решением мирового судьи судебного участка N 5 Индустриального судебного района г. Перми от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Индустриального районного суда г. Перми от 12 сентября 2022 года, исковые требования Карпова В.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Карповым В.А. ставится вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов как незаконных.
В порядке части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судом единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела было установлено, Карпов В.А. является собственником одной комнаты площадью 22, 2 кв.м. в коммунальной трехкомнатной квартире по адресу: "данные изъяты" на праве общей долевой собственности (1/3 доли). Карповой Н.А. на праве собственности принадлежит 2 комнаты, общей площадью 32.2 кв.м.
С 01.11.2019 г. ООО "НОВОГОР-Прикамье" производит начисление услуги водоснабжения и водоотведения.
В квартире N "данные изъяты" у ответчика открыто два лицевых счета: N "данные изъяты" на Карпову Н.А. и N "данные изъяты" на Карпова В.А.
Соглашение о порядке определения объема водоснабжения водоотведения, потребленного в помещениях, между собственниками жилого помещения отсутствует.
Прибор учета в указанном жилом помещении введен в эксплуатацию 01.12.2021 г. до указанного периода начисление за холодное водоснабжение производилось ресурсоснабжающей организацией исходя из норматива потребления на двух проживающих человек.
Осенью 2021 г. истец обратился к ответчику с требованиями о перерасчете платы за предоставленные услуги с 01.11.2019 г, однако ввиду непредставления истцом справки управляющей организации о показаниях ХВС и ГВС на дату перехода на прямые расчеты (01.11.2019 г.), паспортов приборов учета с действующей поверкой и акта приемки ИПУ эксплуатацию, истцу было отказано в удовлетворении его требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 38, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлен коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов", исходил из отсутствия представленных доказательств нарушения ответчиком порядка расчета платы за коммунальные услуги, отсутствии соглашения между сособственниками коммунальной квартиры об определении порядка оплаты коммунальных услуг, а также из того, что законодательством предусмотрена уплата штрафа не денежными средствами в пользу собственника или нанимателя жилого помещения, а путем снижения размера платы за коммунальные услуги после такого обращения при наличии соответствующих доказательств. Также суд первой инстанции указал, что расчет оплаты за холодное водоснабжения спорной квартиры в отсутствии установленного прибора учета производился в установленном законом порядке исходя из норматива потребления на двух собственников, а не от площади занимаемого жилого помещения.
С вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, получивших оценку в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
В соответствии с положениями ст. ст. 153 - 156 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме возложена обязанность полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Расходы по оплате коммунальных услуг взыскиваются с собственников жилых помещений в многоквартирном доме в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В соответствии с положениями ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показании этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу п. 38 указанных Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) (п. 40 Правил).
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно установилюридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся доказательства, которым дал правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил к правоотношениям указанные выше положения закона, регулирующие спорные правоотношения и вопреки мнению заявителя, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличения размера такой платы, ответчиком не допущено, соответственно, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в порядке ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.
При разрешении вопроса о взыскании судебных расходов суд, отказав в удовлетворении основных требований, правомерно в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также отказал во взыскании судебных расходов.
По вышеуказанным основаниям доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, они направлены к иному толкованию норм материального права, ошибочны и не могут служить основанием к удовлетворению кассационной жалобы.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Принимая во внимание, что доводы заявителя сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Учитывая, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 5 Индустриального судебного района г. Перми от 07 июня 2022 года и апелляционное определение Индустриального районного суда г. Перми от 12 сентября 2022 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Карпова Виктора Александровича - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.