Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Константиновой Ю.П, Щербаковой Н.В, при секретаре Постниковой К.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-109/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь" о признании недействующим в части приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 14 июля 2022 года N 90-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей города Ржева и деревни Хорошево муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный округ на 2020 - 2024 годы" (в редакции приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" от 11 августа 2022 года N 104-нп)
по апелляционной жалобе Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" на решение Тверского областного суда от 5 октября 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" по доверенности В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь" по доверенности Н.Д, возражавшего относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь" (далее по тексту ООО "Регионэнергоресурс-Тверь", Общество, административный истец) определено единой теплоснабжающей организацией на территории города Ржева постановлением администрации города Ржева Тверской области от 14 ноября 2017 года N 1053.
Общество с 2016 года осуществляет регулируемую деятельность по производству в режиме некомбинированной выработки тепловой энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности 12 котельных и тепловых сетей.
Приказом Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" (далее по тексту ГУ РЭК Тверской области) от 19 декабря 2019 года N405-нп были установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" для потребителей города Ржева на второй долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов с применением метода индексации. Приказами ГУ РЭК Тверской области от 17 декабря 2020 года N 416-нп и от 22 июля 2020 года N 44-нп в указанный приказ внесены изменения.
Данное тарифное решение было оспорено Обществом. Решением Тверского областного суда от 8 октября 2021 года, вступившим в законную силу 3 февраля 2022 года, приказ ГУ РЭК Тверской области N 405-нп с изменениями, внесенными приказами от 17 декабря 2020 года N 416-нп и от 22 июля 2020 года N 44-нп, признан не действующим с даты принятия. На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 21 апреля 2022 года N43-нп были вновь установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы.
По иску Общества решением Тверского областного суда от 16 июня 2022 года приказ ГУ РЭК Тверской области от 21 апреля 2022 года N43-нп признан не действующим с даты принятия. На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим приказ.
Во исполнение решения суда от 16 июня 2022 года ГУ РЭК Тверской области издан приказ от 14 июля 2022 года N 90-нп, которым установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020 - 2024 годы согласно приложению 1.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 11 августа 2022 года N 104-нп в приказ от 14 июля 2022 года N 90-нп внесены изменения: в наименовании, тексте приказа и приложении 1 заменены слова "муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев" словами "города Ржева и деревни Хорошево муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный округ".
Приложением 1 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 14 июля 2022 года N 90-нп в действующей редакции ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" установлены тарифы на тепловую энергию на 2020-2024 годы.
Пунктом 2 приказа ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" определены долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации на 2020-2024 годы согласно приложению 2, базовый уровень операционных расходов на 2020 год установлен в размере 103 922, 42 тыс. рублей.
Определено, что установленные тарифы не облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии Федеральным законом от 15 октября 2020 года N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 3).
Признан недействительным приказ ГУ РЭК Тверской области от 21 апреля 2022 года N 43-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей муниципального образования Тверской области городской округ город Ржев на 2020-2024 годы" (пункт 4).
Установлено применение Приказа к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пункт 4).
ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" обратилось в суд с административным иском об оспаривании указанного тарифного решения, просило признать недействующим приказ ГУ РЭК Тверской области от 14 июля 2022 года N 90-нп (в редакции приказа ГУ РЭК Тверской области от 11 августа 2022 года N 104-нп) в части установленных Обществу тарифов на 2022, 2023 и 2024 годы, указанных в приложении 1, возложить на орган регулирования обязанность внести изменения в приложение 1, учесть экономически обоснованные расходы Общества на 2022 год и последующие периоды регулирования.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что орган регулирования при установлении нового тарифа на тепловую энергию учел выводы решения суда только в части расчета плановых затрат на оплату труда, а также производных расходов по отчислениям на социальные нужды, расчетной предпринимательской прибыли на 2020 и 2021 годы. При установлении тарифов на тепловую энергию на 2022 год и последующие периоды орган регулирования при исполнении требований пункта 15 части 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации определилбазовый уровень операционных расходов в размере 81 721, 25 тыс. рублей, что соответствует приложению 2 к приказу ГУ РЭК Тверской области от 21 апреля 2022 года N 43-нп, которое было признано недействующим решением Тверского областного суда от 16 июня 2021 года.
На 2022 год и последующие периоды орган регулирования произвел корректировку операционных расходов в сторону их увеличения на сумму НДС до 91 937, 96 тыс. руб, однако не произвел изменения расходов по оплате труда. Соответственно уменьшены производные от расходов на оплату труда плановые затраты по отчислениям на социальные нужды, с нарушением произведен расчет предпринимательской прибыли, соответственно снижены тарифы на тепловую энергию.
Решением Тверского областного суда от 5 октября 2022 года административные исковые требования ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" удовлетворены.
Судом признан не действующим со дня принятия приказ ГУ РЭК Тверской области от 14 июля 2022 года N 90-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс-Тверь", для потребителей города Ржева и деревни Хорошево муниципального образования Тверской области Ржевский муниципальный округ на 2020 - 2024 годы" (в редакции приказа ГУ РЭК Тверской области от 11 августа 2022 года N 104-нп) в части установленных в приложении 1 тарифов на тепловую энергию на 2022, 2023, 2024 годы.
На ГУ РЭК Тверской области возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в силу настоящего решения принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ.
Не согласившись с постановленным решением, ГУ "РЭК" Тверской области подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик со ссылкой на незаконность и необоснованность судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела при определении части затрат по статьям "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды", "Расчетная предпринимательская прибыль".
Указывает, что увеличение расходов по отдельным статьям затрат обусловлено непредставлением сетевой организацией надлежащих документов, подтверждающих расчеты, объемы и экономическую обоснованность заявленных расходов.
Относительно доводов апелляционной жалобы, участвовавшим в деле прокурором, ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" - представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения сторон и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции установиласледующее.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Законодательство Российской Федерации в сфере теплоснабжения состоит из Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен), а также приказа Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
Проанализировав положения пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 13 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года N 141-пп, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
Согласно протоколу заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 14 июля 2022 года N 19 оспариваемое Обществом тарифное решение принято во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2022 года и решения Тверского областного суда от 16 июня 2022 года.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2022 года по делу N А66-11162/2021 ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Как следует из материалов дела основанием для открытия дела об установлении тарифов и проведении экспертизы на 2020 год явилось заявление Общества от 26 апреля 2019 года входящий N и приказ об открытии дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжении от 6 мая 2019 года N 165/Т, на 2021 год - заявление Общества от 29 апреля 2020 года и приказ об открытии дела о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения от 12 мая 2020 года N, на 2022 год - заявление Общества от 16 июня 2022 года входящий N и приказ об открытии дела о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения от 28 июня 2022 года N.
В рамках дел об установлении тарифов и их корректировке административным ответчиком была проведена экспертиза предложений административного истца об установлении тарифов, что подтверждается экспертным заключением.
ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" было своевременно уведомлено о дате заседания правления, приказ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 июля 2022 года.
Оспариваемый нормативный правовой акт был принят 14 июля 2022 года на заседании правления ГУ РЭК Тверской области. Форма оспариваемого приказа соответствует требованиям пунктов 28 и 31 Правил регулирования, Приказа Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 года N 163 "Об утверждении Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения".
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что примененное нормативное регулирование не в полной мере соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, установленные тарифы на 2022, 2023, 2024 годы не соответствуют принципу экономической обоснованности, нарушают экономические интересы административного истца.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием пересмотра установленных тарифов и долгосрочных параметров регулирования (п. 51 Основ ценообразования).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", нормативный правовой акт, принимаемый регулирующим органом в целях замены акта, признанного судом недействующим, не нарушает принцип запрета придания тарифам обратной силы. Принятие такого акта не вводит новое правовое регулирование с распространением его на ранее возникшие отношения, а направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределенности в уже существующих отношениях.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2022 года по делу N А66-11162/2021 ООО "Регионэнергоресурс-Тверь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно протоколу заседания Правления ГУ РЭК Тверской области от 14 июля 2022 года N оспариваемое Обществом тарифное решение принято во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2022 года и решения Тверского областного суда от 16 июня 2022 года.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, орган регулирования должен был пересмотреть ранее принятое тарифное решение в соответствии с выводами, содержащимися в судебном акте от 16 июня 2022 года, то есть пересмотреть базовые операционные расходы регулируемой организации в части затрат на оплату труда (п.п. 57, 58 Основ ценообразования), производных отчислений на социальные нужды, расходы на величину расчетной предпринимательской прибыли (п. 74 (1) Основ ценообразования).
Кроме того, подлежал корректировке тариф на периоды после признания Общества банкротом (со второго полугодия 2022 года) по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 51 Основ ценообразования N 1075, в целях перерасчета операционных расходов в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым организацией - банкротом для выполнения работ (оказания услуг) в процессе осуществления хозяйственной деятельности ("входной" НДС), к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Согласно решению Тверского областного суда от 16 июня 2022 года органом регулирования в нарушение пункта 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее Отраслевое тарифное соглашение) при расчете тарифной ставки рабочего первого разряда использовалась величина 8671 руб, тогда как необходимо было использовать на 2020 год величину 10746 руб.
При расчете фонда оплаты труда цехового персонала ГУ РЭК Тверской области не применил положения пункта 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера выплатах компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Коллективным договором, Положением об оплате труда и системе премирования работников, которые включают в себя (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12, 5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, при том, что фактические расходы Общества за 2018 год по осуществлению указанных выплат подтверждены оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 "расчеты с персоналом по оплате труда", согласно которой сумма причитающихся работникам, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации начислений стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда, составила 2 736 174, 61 руб. - 5, 57% от общей суммы начислений по тарифным ставкам.
При расчете фонда оплаты труда цехового и административно-управленческого персонала органом регулирования не применены положения пункта 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда, при том, что оборотно-сальдовой ведомостью по счету 70 за 2018 год фактически понесенные организацией расходы подтверждены в сумме 14 019 515, 18 руб, то есть 27 % тарифной составляющей с учетом доплат и надбавок.
Признанным недействующим со дня принятия приказом ГУ РЭК Тверской области от 21 апреля 2022 года N 43-нп базовый уровень операционных расходов на 2020 год утвержден в размере 81 721, 25 тыс. руб. (приложение 2).
Приказом N 90-нп от 14 июля 2022 года базовый уровень операционных расходов на 2020 год для регулируемой организации в качестве долгосрочного параметра регулирования утвержден в размере 103 922, 42 тыс. руб. (приложение 2).
Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год в рамках исполнения решения Тверского областного суда от 16 июня 2022 года при расчете плановых расходов на оплату труда к расчету принята величина ставки рабочего первого разряда - 10 746 руб, учтены требования Отраслевого тарифного соглашения, Коллективный договор организации (пункты 9.3.2.1, 9.3.2.5.8 Заключения).
Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год операционные расходы регулируемой организации учтены в размере 106 586, 99 тыс. руб. путем индексации базового уровня операционных расходов, установленного на первый год долгосрочного периода регулирования.
Базовый уровень операционных расходов (приложение 2) и установленные Обществу приказом N 90-нп в приложении 1 тарифы на тепловую энергию на 2020 и 2021 годы административным истцом не оспариваются.
Как следует из экспертного заключения об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год экспертом учтен фонд оплаты труда в размере 77 289, 64 тыс. руб. при численности 206, 72 шт.ед. и средней заработной плате в размере 31 157, 14 руб./мес, в том числе промышленно-производственный персонал 158 единиц со средней заработной платой 24 009, 96 руб./мес. (ФОТ 45 522, 88 тыс.руб.), цеховой персонал 32, 22 шт.ед. со средней заработной платой 46 297, 56 руб./мес. (ФОТ 17 900, 49 тыс.руб.), административно-управленческий персонал 16, 5 шт.ед. со средней заработной платой 70 031, 68 руб./мес. (ФОТ 13 866, 27 тыс.руб.)
Согласно экспертному заключению органа регулирования о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2022 год операционные (подконтрольные) расходы составили 91 937, 96 тыс.руб.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика в суде первой инстанции, расчет операционных расходов на 2022 год произведен от операционных расходов от базового уровня на 2020 год согласно приложению 2 приказа от 21 апреля 2022 года N 43-нп.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности подобного тарифного решения, поскольку вступившим в законную силу судебным актом от 16 июня 2022 года приказ N 43-нп от 21 апреля 2022 года признан недействующим со дня принятия. Определенный приложением 2 приказа базовый уровень операционных расходов в сумме 81 721, 25 тыс. рублей являлся предметом спора, его исчисление признано судом необоснованным, поскольку не учитывало в полном объеме расходы, подлежащие включению в состав плановых расходов на оплату труда.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда.
Как следует из экспертного заключения, экспертом произведен перерасчет затрат операционных (подконтрольных) расходов в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2022 года по делу N 66-11162/2021.
Между тем, расходы на оплату труда учтены экспертом в размере 58 341, 17 тыс.руб. при численности 206, 72 шт.ед, в том числе промышленно-производственный персонал 158 единиц со средней заработной платой 19 454, 15 руб./мес, цеховой персонал 32, 22 шт.ед. со средней заработной платой 30 173, 03 руб./мес, административно-управленческий персонал 16, 5 шт.ед. со средней заработной платой 49 444, 46 руб./мес.
Правовых оснований для изменения размера фонда оплаты труда при корректировке тарифа на 2022 год ГЭУ РЭК Тверской области не приведено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Таким образом, решение Тверского областного суда от 16 июня 2022 года при формировании тарифного решения на 2022 год и последующие периоды органом регулирования не исполнено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что данные нарушения не позволяют сформировать экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в 2022 году и в последующие периоды в течение долгосрочного периода регулирования, поскольку привели к неверному расчету необходимой валовой выручки организации, в связи с чем расчет тарифов на тепловую энергию по формуле, предусмотренной пунктом 121 Методических указаний N 760-э как отношение необходимой валовой выручки к объему отпуска тепловой энергии в расчетный период регулирования, является некорректным, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца при осуществлении регулируемой деятельности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили соответствующую оценку, правомерность которой сомнений не вызывает.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского областного суда от 5 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.