Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе
судьи судебной коллегии по административным делам Кольцюка В. М, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал N9а-76/2022 по частной жалобе индивидуального предпринимателя ФИО7 И.Ю. на определение Ярославского областного суда от 2 ноября 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО7 И.Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
определением Ярославского областного суда от 2 ноября 2022 года отказано в принятии административного искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО7 И. Ю. (далее - ИП ФИО7 И. Ю.) к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Не соглашаясь с указанным определением суда в частной жалобе ИП ФИО7 И. Ю. просит его отменить как незаконное.
В обоснование доводов частной жалобы указано, что пока кадастровая стоимость применяется для целей расчета налогов или иных платежей заинтересованному лицу должно быть предоставлено право ее оспорить. В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Нормы пункта 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ о дате начала применения оспоренной кадастровой стоимости противоречат нормам части 15 статьи 378.2 и части 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления уполномоченным бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ. Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации, пересмотренная кадастровая стоимость должна применяться с начала действия кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания, тогда как нормами Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ указано на применения пересмотренной кадастровой стоимости с 1 января года, в котором было подано заявление в Государственное бюджетное учреждение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрение судом частной жалобы на данное определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Исследовав поступивший административный материал N9а-76/2022, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Из административного материала следует, что по договору аренды от 28 июля 2015 года N2-6563 земельный участок с кадастровым номером N передан в аренду ИП ФИО7 И. Ю. на срок до 28 июля 2018 года для завершения строительства жилого дома. По условиям договора аренды арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из размера его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21 октября 2019 года N20-н по состоянию на 1 января 2019 года в размере "данные изъяты" рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 октября 2022 года N.
Поскольку срок действия договора аренды от 28 июля 2015 года N2-6563 после 28 июля 2018 года не продлевался, а земельный участок с кадастровым номером N продолжал находиться в пользовании административного истца, арендодателем инициирован судебный процесс по взысканию задолженности за фактическое пользование земельным участком, размер которой исчислен исходя из кадастровой стоимости данного земельного участка.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости завышена административный истец обратилась в "данные изъяты" для определения его рыночной стоимости. Согласно составленного данной оценочной организацией отчета об оценке от 12 октября 2022 года N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года составляла "данные изъяты" рублей.
31 октября 2022 года административный истец обратилась в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, определенной отчетом об оценке "данные изъяты" от 12 октября 2022 года N в размере "данные изъяты" рублей.
Отказывая в принятии административного искового заявления ИП ФИО7 И. Ю. суд исходил из того, что с 1 июля 2022 года на территории Ярославской области для целей установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости применяется статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, в соответствии с которой кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости на дату составления отчета об оценке по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц. Решение бюджетного учреждения может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд отказал в принятии административного искового заявления поскольку заявление ИП ФИО7 И. Ю. об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости не было предметом рассмотрения бюджетного учреждения в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" или Федеральным законом N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона N237-ФЗ).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 1 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ (в редакции Федерального закона N269-ФЗ) установлено, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
По результатам рассмотрения указанного заявления бюджетное учреждение вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ в редакции Федерального закона N269-ФЗ).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 1 января 2023 года) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Ярославской области от 10 июня 2022 года N459-П установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ - 1 июля 2022 года. С указанной даты на территории Ярославской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости и подлежат применению положения статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ, согласно пункта 15 которой в суде может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении заявления об установлении рыночной стоимости объекта. При этом одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения также может быть заявлено требование об установлении кадастровой стоимости расположенных на территории Ярославской области и учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Аналогичное по своему содержанию толкование вышеприведенных норм Федеральных законов изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2(2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Отказывая в принятии административного искового заявления ИП ФИО7 И. Ю. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной суд первой инстанции верно указал, что исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания действующей кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на указанную административным истцом дату, после 1 июля 2022 года утрачена.
Поскольку с 1 июля 2022 года на территории Ярославской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, и требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения и не носит самостоятельного характера, доводы частной жалобы об отсутствии оснований для отказа в принятии административного иска и нарушении права административного истца на судебную защиту при установленных обстоятельствах не могут быть признаны состоятельными.
Учитывая изложенное, а также то, что процессуальных нарушений, приведенных в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Ярославского областного суда от 2 ноября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО7 И.Ю. - без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Кольцюк В. М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.