Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Авдонкина В.С. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-56/2022 по кассационной жалобе административного истца Подлесного В.А. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 марта 2022 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 24 июня 2022 года, принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N. "звание" Подлесного Виталия Александровича об оспаривании действий начальника филиала " "данные изъяты"" федерального государственного автономного учреждения " "данные изъяты" (далее по тексту - ФГАУ "Росжилкомплекс"), связанных с предоставлением ему и членам его семьи субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, кассационный военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Севастопольский гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения Южным окружным военным судом, отказал в удовлетворении названного административного иска Подлесного.
В поданной 13 декабря 2022 г. кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение и принять по делу новое решение об удовлетворении его административного иска.
В обоснование, воспроизводя доводы апелляционной жалобы, он утверждает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных им ходатайств об истребовании из филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" журналов и документов, исследование которых позволило бы суду установить точно, какому количеству военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, исходя из даты постановки на указанный учет, была распределена выделенная сумма.
Подлесный полагает необоснованным выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что неполучение им решения о предоставлении жилищной субсидии ввиду нахождения его на лечении в госпитале не влияет на законность принятого жилищным органом решения, поскольку это позволяет административному ответчику не соблюдать инструкции, правила и законы, изданные для работы по обеспечению военнослужащих жильем.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В силу разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Исходя из содержания жалобы, а также учитывая, что апелляционным определением решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта.
Судебными инстанциями установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что Подлесный составом семьи ("данные изъяты") принят на жилищный учет с 10 октября 2016 года.
В заявлении в адрес жилищного органа от 13 июня 2017 года он выразил желание получить жилищную субсидию.
12 октября 2020 года, 29 января, 14 мая, 12 июля и 23 августа 2021 года административный истец обращался в жилищный орган с просьбами о принятии решений о предоставления ему жилищной субсидии.
При этом, в заявлении в адрес ФГАУ "Росжилкомплекс" от 23 августа 2021 года в целях перечисления жилищной субсидии им были предоставлены банковские реквизиты.
Согласно решениям филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс" от 10 декабря и 21 декабря 2021 Подлесному на состав семьи была предоставлена жилищная субсидия в размере "данные изъяты" рублей, которая 17 декабря 2021 года перечислена на его банковский счет, и он с членами семьи снят жилищного учета.
Из письменного сообщения начальника отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 23 июля 2021 года следует, что по состоянию на 19 июля 2021 года на учете нуждающихся в жилых помещениях состоит 54 военнослужащих, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, и 78 военнослужащих, признанных нуждающимися до 10 октября 2016 года. Между тем данному учреждению в целях предоставления военнослужащим жилищной субсидии в 2021 году были выделены денежные средства из расчета на 211 военнослужащих, принятых на жилищный учет до 13 сентября 2016 года.
Полагая обоснованным обеспечение денежными средствами военнослужащих, принятых на жилищный учет после указанной даты, в том числе и Подлесного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о правомерности решения жилищного органа от 10 декабря 2021 года.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются, в частности, жилищная субсидия в установленном размере.
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
При этом в соответствии с п. 2 - 4 приказа Министра обороны РФ от 21 июля 2014 года N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" основным условием для принятия решения о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии является наличие достаточных бюджетных ассигнований на ее выплату, позволяющую обеспечить граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Кроме того, как верно указал суд апелляционной инстанции, расчет размера субсидии административному истцу произведен в соответствии с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76.
Вопреки доводам автора жалобы, гарнизонный военный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им ходатайств, так как предпринятые действия начальника филиала " "данные изъяты"" ФГАУ "Росжилкомплекс", связанные с предоставлением ему жилищной субсидии, были направлены на реализацию обязанности государства по обеспечению его жилым помещением.
Также ч. 2 ст. 328 КАС РФ определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и судом апелляционной инстанции судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 31 марта 2022 года и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 24 июня 2022 года по административному иску Подлесного В.А. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 319 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 2 февраля 2023 года.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.С. Авдонкин
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.