Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Красношапки В.Б. и Дубова Ю.А. при секретаре судебного заседания Орловой Е.В. в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело N 2а-376/2022 по кассационной жалобе представителя административного ответчика Кикеевой Любови Андреевны на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 июля 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 ноября 2022 года, принятые по административному иску "звание" Ковалева Александра Владимировича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части N 1. и федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты"" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и определением величины инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, суд
установил:
решением Московского гарнизонного военного суда от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением 2-го Западного окружного военного суда от 3 ноября 2022 года, административный иск Ковалева удовлетворен частично.
Суд признал незаконными действия командира войсковой части N 2, связанные с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС и возложил на Министерство обороны РФ обязанность перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" сумму недополученного Ковалевым с 4 мая 2009 года по 31 декабря 2020 года инвестиционного дохода в размере "данные изъяты", а на ФГКУ "Росвоенипотека" - обязанность учесть на индивидуальный накопительный счет участника НИС (далее - ИНС) Ковалева указанную сумму.
В удовлетворении административного иска в учете инвестиционного дохода на ИНС Ковалева за период, превышающий установленный по рассмотренному спору, судом отказано.
В кассационной жалобе, поданной 15 декабря 2022 года, представитель административного ответчика, считая обжалованные судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на отдельные положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также на Правила формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, отмечает, что ФГКУ "Росвоенипотека" и Министерство обороны РФ действовали в соответствии с законодательством о накопительно-ипотечной системе.
Также представитель Кикеева обращает внимание на то, что в соответствии с п. 10 приказа Министра обороны РФ от 24 сентября 2020 года N 477 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" ответственность за подготовку и направление в регистрирующий орган документов на включение административного истца в реестр участников НИС возложена на командира воинской части.
Кроме того, она утверждает, что со стороны Министерства обороны РФ в отношении административного истца не было допущено каких-либо нарушений, которые повлекли или могли бы повлечь неполучение административными истцом денежных средств в размере дохода от инвестирования накоплений на ИНС участника НИС за оспариваемый период.
По ее мнению, возложение на Министерство обороны РФ обязанности по перечислению за счет бюджетных средств рассчитанной судом суммы инвестиционного дохода не соответствует требованиям законодательства, поскольку инвестиционный доход является результатом рисковой деятельности по инвестированию денежных средств и его перечисление за счет средств федерального бюджета противоречит принципам бюджетного законодательства.
В заключение автор жалобы делает вывод, что взыскание суммы инвестиционного дохода с бюджета Российской Федерации невозможно, поскольку он является результатом деятельности управляющих компаний и предоставляется в распоряжение ФГКУ "Росвоенипотека" на основании их запроса.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Кассационный военный суд, рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по делу не имеется.
Судами установлено, что Ковалев проходит военную службу в войсковой части N 1. по контракту, впервые заключенному 4 мая 2006 года.
На момент достижения выслуги трех лет (4 мая 2009 года) Ковалеву было присвоено воинское звание "звание", но в связи с ненадлежащим исполнением воинскими должностными лицами войсковой части N 2. должностных обязанностей Ковалев не был своевременно включен в реестр участников НИС.
4 августа 2020 года Ковалев был включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - 4 мая 2009 года.
Учет накоплений на ИНС участника НИС и передача их в доверительное управление произведен 1 сентября 2020 года, а инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС Ковалева с 3 квартала 2020 года.
27 января 2021 года в связи с достижением общей продолжительности военной службы 20 лет накопления, учтенные на его ИНС (включая доход от инвестирования накоплений в сумме "данные изъяты"), были перечислены ФГКУ "Росвоенипотека" на банковский счет Ковалева.
Полагая, что инвестиционный доход был перечислен в меньшем, чем причитается размере, Ковалев обратился в суд с административным исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив на основании исследованных доказательств фактические обстоятельства по делу, правильно истолковали и применили положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 3-5, 7, 9, 11 и 14 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 года N 89.
Дав надлежащую оценку исследованным по делу доказательствам, суды установили, что поскольку Ковалев в реестр участников НИС включен более чем через 14 лет со дня возникновения у него на это основания, по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью командования воинской части, то он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, своевременно включенными в реестр участников НИС и имевшими возможность фактически реализовать это право.
Выводы судебных инстанций относительно порядка осуществления каждым из административных соответчиков действий по восстановлению нарушенных прав административного истца основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента РФ от 20 апреля 2005 года N 449, которым на Министерство обороны РФ возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2005 года N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с п. 7 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 года N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала, а доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 646-р "О создании федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа выполняет федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГКУ "Росвоенипотека").
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства и установленные обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций вопреки мнению автора жалобы, пришли к правильным выводам о том, что в связи с несвоевременным включением Ковалева в реестр участников НИС накопления на ИНС последнего необоснованно учтены ФГКУ "Росвоенипотека" в меньшем размере, а именно - без учета доходов от их инвестирования за период с 4 мая 2009 года по 31 августа 2020 года, что является нарушением права административного истца.
При таких обстоятельствах, проверив представленный административным истцом расчет недополученного дохода от инвестирования, с учетом ранее выплаченного Ковалеву инвестиционного дохода, ("данные изъяты") суды пришли к обоснованному выводу о необходимости частичного удовлетворения требований административного истца, а именно о возложении на административных ответчиков обязанностей учесть на его ИНС денежную сумму в размере "данные изъяты".
Что касается ссылок в жалобе на отсутствие вины административного ответчика, то данное обстоятельство, как разъяснено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (заявления).
С учетом изложенного, обжалованные судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в кассационной жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Кассационный военный суд, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 июля 2022 года и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 3 ноября 2022 года по административному иску Ковалева Александра Владимировича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика Кикеевой Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в установленный ч. 2 ст. 318 КАС РФ срок.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи В.Б. Красношапка
Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.