Дело N 2а-1879/2021
г. Краснодар 21.07.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 07.04.2022 кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N6 по Волгоградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.01.2022, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27.09.2021 по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N 6 по Волгоградской области к Мезинову В.Г. о взыскании недоимки по налогам.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Межрайонная ИФНС России N 6 по Волгоградской области (МИФНС N 6, налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО5, в котором просила взыскать с него недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 в размере 181 023 руб.
В обоснование требований инспекция указала на то, что административный ответчик, являясь в указанном налоговом периоде собственником транспортных средств, обязанность по уплате имущественного налога не исполнил.
Налоговое уведомление и требование об уплате недоимки налогоплательщик оставил без внимания.
Вынесенный по заявлению налогового органа судебный приказ от 17.02.2020 о взыскании с ФИО5 задолженности по транспортному налогу отменен определением мирового судьи от 20.11.2020 в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Ссылаясь на изложенное, налоговая инспекция просила удовлетворить заявленные требования.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27.09.2021 административные исковые требования удовлетворены.
С ФИО5 в пользу налогового органа взыскана недоимка по транспортному налогу в размере 181 023 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.01.2022 решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27.09.2021 отменено, административный иск инспекции оставлен без рассмотрения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 6 по Волгоградской области просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что повлияло на исход дела.
Представитель налогового органа указывает на то, что согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, административный ответчик с 11.05.2013 зарегистрирован по адресу: "адрес" Иные сведения о регистрации по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика в адрес инспекции не поступали.
Кроме того, само по себе неполучение уведомлений об уплате налога, а также требования о погашении недоимки, не освобождает налогоплательщика от установленной законом обязанности уплачивать законно установленные налоги, сборы, пени, штрафы.
У налогового органа отсутствует обязанность производить розыск места жительства налогоплательщика.
Согласно ответам из отдела адресно-справочной работы УФМС по Волгоградской области адресом регистрации ФИО5 с 11.05.2013 является: "адрес"
До рассмотрения дела в суде кассационной инстанции от налогового органа поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствии заявителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времен для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (статьи 68, 70 НК РФ).
Таким образом, законом установлены обязательный порядок начисления и уведомления физического лица (налогоплательщика) о сумме подлежащего уплате налога и сроке внесения платежа, в случае неисполнения обязанности после направления налогового уведомления и требования - право на отыскание недоимки в принудительном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налогового органа (как администратора обязательных платежей и санкций) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц недоимок, если требование контрольного органа об уплате задолженности не исполнено в добровольном порядке.
Аналогичный порядок обращения в суд предусмотрен статьей 48 НК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 196 КАС РФ.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается наличие у ФИО5 недоимки по транспортному налогу физических лиц.
Отменяя судебный акт нижестоящего суда, и оставляя административный иск инспекции без рассмотрения, областной суд руководствовался статьями пунктом 3 статьи 84, пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 196, статьей 286, частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что административным ответчиком не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку налоговое уведомление N 32309153 от 15.08.2019 и требование N 40619 от 20.12.2019 направлены налогоплательщику по адресу: "адрес", тогда как согласно копии паспорта ФИО5 с 01.07.1994 зарегистрирован по адресу: "адрес".
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости оставления административного иска без рассмотрения.
С выводами судебной коллегии надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены состоявшегося апелляционного определения в суде кассационном инстанции, не содержат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N6 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 01.08.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.