Дело N 3а-1215/2021
г. Краснодар 25.08.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 23.05.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 06.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.12.2021 по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Кавказ М" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ", заинтересованные лица: Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кавказ М" (ООО "Кавказ М", Общество) обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование требований указало, что является собственником земельных участков: с кадастровым номером N, площадью 8078+/-31, 46 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", в районе здания N; с кадастровым номером N, площадью 8529+/-32, 32 кв.м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес".
По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает права Общества, поскольку влечет необходимость внесения налоговых платежей в завышенном размере.
Ссылаясь на изложенное, Общество просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 06.09.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.12.2021, административный иск удовлетворен.
Суды установили в отношении земельных участков:
-с кадастровым номером N кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 в размере 62881000 руб.;
-с кадастровым номером N кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2020 в размере 66392000 руб.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, как постановленные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимого имущества была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у суда, по мнению Департамента, не имелось. Экспертное заключение, положенное в основу решения суда первой инстанции, выполнено с нарушением законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены постановленных по делу судебных актов не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На территории Краснодарского края государственная кадастровая оценка земель произведена в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Поскольку земельный налог рассчитывается из кадастровой стоимости участка, Общество как собственник земельных участков имеет материально-правовой интерес в части приведения их кадастровой стоимости в соответствие с их рыночной стоимостью.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости земельных участков судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС".
Согласно заключению эксперта ООО "Центр судебных экспертиз "АПЕКС" N К8-23205/2021 от 23.07.2021 отчет об оценке от 14.04.2021 N 140421.08-01-ЗУ не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Итоговая величина рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N на дату определения кадастровой стоимости - 01.01.2020 составляет 62881000 руб. и 66392000 руб, соответственно.
По мнению судов, вышеуказанное заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам
статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос. Рыночная стоимость в заключении судебной оценочной экспертизы определялась экспертом с использованием сравнительного подхода. Сведения об объектах проанализированы экспертом с учетом всех ценообразующих факторов с применением корректирующих коэффициентов по отличающимся параметрам. Использованная информация, по мнению судов, соответствует критериям достаточности и проверяемости.
Кассационный суд полагает выводы судов первой и апелляционной инстанции верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как не содержащие ссылок на обстоятельства, являющиеся в силу процессуального закона основанием для отмены постановленных решений судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 06.09.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.