Дело N 3а-1234/2021
г. Краснодар 11.10.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Борс Х.З, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 11.08.2022 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2022 по административному делу по административному иску ФГБНУ "Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, заинтересованные лица: Администрация г. Краснодара, Администрация Абинского городского поселения, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный центр зерна имени ФИО5" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью 1355549 +/- 418.53 кв. м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для научно-исследовательской работы; для научно-исследовательских целей, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 3334960 000 руб. по состоянию на 01.01.2020.
В обоснование требований указало на то, что участок принадлежит административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Р-ГРУП" в отчете об оценке от 22.04.2021 N 220421.01-01-3, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, административный истец просил об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 15.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2022, заявленные требования удовлетворены.
Судами установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 4455690 000 руб.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить постановленные по делу судебные акты, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение об отказе в административном иске. Отмечает, что кадастровая стоимость участка установлена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель, что исключает нарушение прав административного истца. Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости участка, поскольку судебная экспертиза выполнена с нарушением Закона об оценочной деятельности.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных частями 2-3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФГБНУ "Национальный центр зерна имении П.П. Лукьяненко" является правообладателем упомянутого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2020 в размере 6147149824, 2 руб.
Поскольку административный истец является правообладателем земельного участка, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и законные интересы как плательщика земельного налога, в связи с чем могут быть им оспорены в установленном законом порядке.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчет об оценке от 22.04.2021 N 220421.01-01-ЗУ, выполненный оценщиком ООО "Р-ГРУП", из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составила 3334960 000 руб.
Исследовав отчет об оценке земельного участка, в связи с возникшими сомнениями в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции назначил судебную оценочную экспертизу с целью определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "ЮГПРОЭКСПЕРТ".
Из заключения эксперта ООО "ЮГПРОЭКСПЕРТ" Надгериева Р.В. от 28.08.2021 N СЭ-1234/2021 следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составила 4455690000 руб.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы по правилам статьи 84 КАС РФ, суды посчитали его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос, выводы эксперта являются проверяемыми.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела судами не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 15.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.10.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.