Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е.В. к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Танаис" г. Калач-на-Дону Волгоградской области, администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании приказа об отстранении от работы незаконным, выплате денежной компенсации за период отстранения от работы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Е.В. на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 01.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Е.В. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Танаис" г. Калач-на-Дону Волгоградской области (далее - МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис"), в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать приказ от 28.09.2021 N 168 об отстранении от работы незаконным, обязав ответчика допустить к исполнению трудовых обязанностей; взыскать средний заработок за период незаконного отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 69 901, 60 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. и судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере 1 500 руб.
Решением Калачевского районного суда Волгоградской области от 01.02.2022 в удовлетворении исковых требований Е.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Е.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что суды не дали надлежащей оценки тому обстоятельству, что работодатель не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об иммунопрофилактике профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина. Указывает, что положения действующего законодательства не предусматривают возможность нахождения этих документов в распоряжении Работодателя, а также обязанности работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. Обращает внимание, что работодатель не имеет права обязать истца пройти профилактические прививки и предоставить подтверждающие медицинские документы.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Е.В. работает в МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону в должности сторожа и по совместительству в должности дворника.
МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону является муниципальным казенным учреждением дополнительного образования, которое реализует дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие и предпрофессиональные) программы туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности для детей и молодежи в возрасте преимущественно с 6 до 18 лет, подчиняется соответствующему органу исполнительной власти, учредившего его и осуществляющего руководство его деятельностью, - Комитету по образованию и молодежной политике администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, чьи указания и распоряжения обязательны для исполнения в соответствии с Положением о комитете по образованию администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области, утвержденным решением Калачёвской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ N и с Уставом (новая редакция) муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеского центра "Танаис" г. Калач-на-Дону Волгоградской области, утвержденного постановлением Главы администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области 12 ноября 2015 года N.
В соответствии с приказом Комитета по образованию и молодежной политике администрации Калачёвского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организованно подготовке к новому 2021-2022 учебному году" руководителям образовательных учреждений Калачёвского муниципального район приказано, в том числе обеспечить проведение профилактически прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом вакцины от повой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На основании приказа Комитета по образованию и молодежной политике администрации Калачёвского муниципального район Волгоградской области от 03.08.2021 N и Постановления Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в МКУ Д("ЮЦ " Танаис" г. Калач-на-Дону был издан приказ от 12 августа 2021 год N 124 " О проведении профилактических прививок работникам МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" по эпидемиологическим показаниям" где в п. 1, 2 и 3 указано на необходимость всем работникам - педагогическому, административному, обслуживающему персоналу специалистам и служащим осуществить вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.
Работникам МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону имеющим противопоказания к вакцинации от COVID-19 или прошедшим вакцинацию ранее предлагалось письменно сообщить об этом и.о. директора И.Н. и предоставить подтверждающие документы.
Методисту МКУ ДО "ДЮЦ " Танаис" г. Калач-на-Дону Е.В. требовалось провести среди работников информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок, бесплатность вакцинации и возможность выбора из разных вакцин; разъяснить, что работники, подлежащие обязательной вакцинации и не прошедшие её, могут быть отстранены от работы без сохранения заработной платы; обеспечить письменное уведомление каждого работника о необходимости вакцинации. С указанным приказом работники МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону ознакомлены, истец Е.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, письменно выразила свое несогласие с вакцинацией, передав отказ и.о. директора И.Н.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону И.Н. направлено Е.В. уведомление N о вакцинации от коронавируса, с которым Е.В. ознакомилась ДД.ММ.ГГГГ и не согласилась пройти вакцинацию.
ДД.ММ.ГГГГ Е.В. было предложено написать заявление на имя и.о. директора МКУ ДО "ДЮЦ "Танаис" г. Калач-на-Дону об отказе от вакцинации от COV1D-19, на что Е.В. ответила отказом.
Отказ Е.В. зафиксирован в акте N от ДД.ММ.ГГГГ, составленном с участием тренера-преподавателя по гребле на б/к Т.С. и методиста Е.В.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем издан приказ N об отстранении от работы Е.В. по основаниям, предусмотренным абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), п. 2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Правительства РВ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", приказа Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" без сохранения заработной платы на период с ДД.ММ.ГГГГ на срок до прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции.
С данным приказом истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её подписью на документе.
Разрешая заявленные требования, отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 76 ТК РФ, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Nн, Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям", исходил из того, что трудовая деятельность Е.В. связана с работой в сфере образования, Е.В. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вариантов прохождения вакцинации или ее замены, последствий в случае отказа от вакцинации, вместе с тем истец отказалась от прохождения вакцинации, документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представила, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными соответствующими вышеизложенному законодательству.
Такие выводы суда признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
ТК РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Ст. 6 вышеприведенного закона субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статьями 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
Частью 2 статьями 9, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона N 157 от 17.09.1998 определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу пункта 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "SARS-CoV-2", включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" с учетом изменений от 9 декабря 2020 года N 1307н.
Изменениями в календарь профилактических прививок, внесенными приказом Минздрава России от 03.02.2021 N 47н, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респира-торным заболеванием, вызванным новым коронавирусом - SARS-CoV-2.
Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденным постановле-нием Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, отнесен ко второй группе патогенности (пункт 1.2).
Всемирная организация здравоохранения 30.01.2020 на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 года, в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых "групп риска", которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Постановлением главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 27.07.2021 N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям" на работодателей возложена обязанность осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Волгоградской области в сфере образования.
Руководителям организаций в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в РФ.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.11.2013 N 1867-0 правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекцион-ными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Таким образом, необходимость вакцинации отдельных категорий работников исходит из эпидемиологической безопасности и не направлено на ущемление конституционных прав отдельных граждан.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационные жалобы не содержат.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 01.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.05.2022оставить без изменения, кассационную жалобу Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.