Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н. к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" о признании незаконными приказов, возложении обязанности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда по кассационной жалобе К.Н. на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26.05.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав путем использования систем видеоконференцсвязи К.Н, судебная коллегия
установила:
К.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области"), в котором с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконными приказы ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении 100% коллективного иммунитета", N.4-4/242 от ДД.ММ.ГГГГ "Об отстранении истца от работы", допустить истца к работе в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" в должности юрисконсульта. Взыскать с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления в размере 49 545, 82 руб, денежную компенсацию в размере 435, 17 руб.= за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банк Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14.01.2022 в удовлетворении исковых требований К.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба К.Н. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе К.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с допущенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что судами при рассмотрении спора не дана оценка тому обстоятельству, что несмотря на факт осуществления трудовой деятельности в учреждении здравоохранения, в должностные обязанности Истца не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а значит ее должность не входит в Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Указывает, что выводы судов об обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции в виду опасности заболевания и включения прививки в календарь профилактических прививок следует исключить. Обращает внимание, что в силу норм трудового законодательства у ответчика отсутствовали основания для отстранения истца от работы.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи, в соответствии с требованиями статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) по ходатайству К.Н. об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Советского районного суда г. Волгограда.
В судебном заседании К.Н. доводы кассационной жалобы поддержала.
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" является федеральным бюджетным учреждением здравоохранения, подведомственный Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" выдана лицензия на осуществление деятельности в облает использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциально опасности, осуществляемой в замкнутых системах, а также деятельности области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Комитетом образования и науки Волгоградской области ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" выдана лицензия и осуществление образовательной деятельности детей и взрослых, дополнительна профессиональное образование.
ДД.ММ.ГГГГ между ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Волгоградской области" и Мироновой (в последующем фамилия изменена К.Н.) К.Н. заключен трудовой договор N, по условиям которого истец принята на должность юрисконсульта на неопределенный срок.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ N к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ определено структурное подразделение, в котором осуществляет свою деятельность истец: отделение правового обеспечения отдела правового, кадрового обеспечения и государственных закупок.
Из должностной инструкции юрисконсульта К.Н, утвержденной главным врачом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" 16.11.2020 следует, что в обязанности истца входит, в том числе, осуществление информирования работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности, а также консультирование работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготовка заключений, оказание содействия в оформлении документов и актов. имущественно-правового характера.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 27.07.2021 N определено осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) на территории Волгоградской области категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главного государственного врача по Волгоградской области N N расширен перечень отдельных групп граждан, которые обязаны пройти вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе граждане, работающие на основании трудового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, а также сотрудникам организаций, подведомственных территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, согласно приказу Nн (приложение 2) работники медицинских организаций, работники организаций сферы предоставления услуг относятся к приоритетам 1 и 2 уровней соответственно и подлежат на момент рассмотрения спора обязательной вакцинации.
В соответствии с приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N допуск сотрудников в здание центрального аппарата Роспотребнадзора, здание территориальных органов и подведомственных организаций осуществляется с действительным QR-кодам, подтверждающим наличие законченного курса вакцинации против COVID-19 или перенесенном заболевании COVID-19.
С данным приказом работники отдела правового обеспечения, включая истца, ознакомлены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается личными подписями сотрудников. К.Н. в протоколе об ознакомлении работников с приказом указала на его незаконность " А.Ю. превысила полномочия в соответствии со ст. 286 УК РФ".
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" издан приказ N "Об обеспечении 100% коллективного иммунитета". Главным врачам филиалов, руководителям структурных подразделений в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить сканированные копии сертификатов о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции или документов о медицинских противопоказаниях к вакцинации, или перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией. Начальнику отдела кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений провести мониторинг собранной информации о прохождении вакцинации и наличии сертификатов о вакцинации или медицинских противопоказаний к проведению вакцинации с последующей подготовкой и вручением уведомления об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации, работникам не прошедшим вакцинацию. Главным врачам филиалов, руководителям структурных подразделений при персональном рассмотрении вопроса об отстранении работника, не прошедшего вакцинацию, предоставлять соответствующее мнение о возможности или невозможности перевода на дистанционную работу. Главным врачам филиалов, руководителям структурных подразделений обеспечить персональное ознакомление работников с данным приказом в срок до ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением протоколов ознакомления в отдел кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений.
С настоящим приказом К.Н. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе ознакомления с приказом истцом указано на его незаконность.
Из служебной записки начальника отдела правового обеспечения С.А. на имя главного врача ФБУЗ "ЦГиЭ в Волгоградской области" от 19.11.2021 следует, что в отделе правового обеспечения заявление об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 представлено только юрисконсультом К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, остальные работники отдела имеют сертификаты установленной формы о прохождении вакцинации.
С данной служебной запиской К.Н. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ К.Н. вручено уведомление об отстранении ее от работы, в связи с непредоставлением сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или медицинских противопоказаниях к вакцинации или о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией COVID-19 без сохранения оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" от ДД.ММ.ГГГГ N К.Н. отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) до издания Главным государственным санитарным врачом Волгоградской области постановления об окончании периода эпидемического неблагополучия в регионе, либо предоставления работником сертификата о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией.
Допрошенные судом первой инстанции свидетели С.А. и Г.Ю. показали, что с истцом проводилась разъяснительная работа относительно профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, были доведены сведения о предстоящей организованной вакцинации. Вакцинация сотрудников проводилась медицинскими работниками в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области", которые осматривали сотрудников, измеряли температуру, давление, вакцинация носила добровольный характер. Медицинский персонал подробно разъяснял о последствиях вакцинации, некоторые работники пожелали самостоятельно пройти вакцинацию и выбрать иной препарат для ее проведения. Некоторые сотрудники ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" уже прошли ревакцинацию. К.Н. высказала категорическую позицию об отказе в прохождении вакцинации. В разное время Роспотребнадзором издавались приказы о достижении 60%, 80, % коллективного иммунитета, тогда истец исполняла свои обязанности, с изданием приказа о достижении 100% коллективного иммунитета, истец была отстранена от исполнения своих обязанностей. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" имеет специальный правовой статус обеспечения деятельности Роспотребнадзора и все внутриведомственные акты имеют обязательный характер для центра. Основным видом деятельности центра является обследование в лабораторных условиях на наличие антител. Истец контактирует с заведующими и сотрудниками лабораторий, заведующим отдела лабораторного отдела, а также заместителем главного врача по деятельности лабораторий и аккредитации, которые непосредственно выполняют свои обязанности в лабораториях.
Перевести работника К.Н. на дистанционный характер работы не представляется возможным, поскольку после процедуры сокращения, в отделе работает всего три человека, деятельность отдела правого обеспечения имеет разъездной характер, работников направляют в командировки, в том числе истец, которая направлялась в командировку в город Волжский, что исключает дистанционный способ исполнения трудовых обязанностей. В обязанности истца входит консультация сотрудников по правовым вопросам, в центре имеется две лаборатории, в отдел приходят эпидемиологи, которые непосредственно контактируют с вирусом и людьми, зараженными им, а также работники "красной зоны", для которых установлены специальные условия труда. Помимо прочего К.Н. посещает суды и иные организации, ведет частную практику юриста. В ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области" проводятся лекции и обучение по защите прав потребителей, имеется лекционный зал, кроме того центр осуществляет образовательную деятельность.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, пришёл к выводу о том, что истец выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; К.Н. была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, последствий в случае отказа от вакцинации, вместе с тем она отказалась от прохождения вакцинации; документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации, не представила, в связи с чем действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими вышеизложенному законодательству.
Такие выводы нижестоящих судов признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42).
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В силу абзаца 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 2 и 3 ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ч. 3).
В перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, включена работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В силу подпункта "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее по тексту Правила).
Подпунктом "б" п. 3, под. "в", "г" п. 4 Правил предусмотрено, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N "О введении режима повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Волгоградской области с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования, для реализации мер по предупреждению возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Главным государственным санитарным врачом по Волгоградской области 27.07.2021 вынесено постановление N "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" которым постановлено в подпункте 1.1 осуществить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Волгоградской области следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания.
В силу пункта 2 постановления N от ДД.ММ.ГГГГ руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления: в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение профилактических прививок работникам первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до ДД.ММ.ГГГГ вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Президентом Российской Федерации принят Указ от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
В соответствии с подпунктами "в, г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 год N 417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия считает обоснованными выводы суда о законности отстранения истца от работы в связи с отказом от вакцинации, а доводы его жалобы о неправильном применении судами положений ст. 76 ТК РФ считает не состоятельными, поскольку как правильно указал суд, перечень оснований для отстранения работника от исполнения трудовых обязанностей не является исчерпывающим.
Положения ст. 76 ТК РФ предусматривают возможность и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, отстранять работника от работы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14.01.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 26.05.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.