Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах Мучкаева И.Б. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, поступившей с делом 6 октября 2022 г, на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах Мучкаева И.Б. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее - Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Кетченеровского района Республики Калмыкия по обращению Мучкаева И.Б. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения льготной категории граждан лекарственными препаратами, по результатам которой установлено нарушение прав Мучкаева И.Б. по обеспечению жизненно необходимыми лекарственным препаратом.
Так, Мучкаев И.Б. является инвалидом 2 группы (бессрочно), включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами.
В соответствии с решением врачебной комиссии Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Кетченеровская районная больница" (далее - БУ РК "Кетченеровская районная больница") от 27 октября 2020 г. Мучкаеву И.Б. рекомендована регулярная заместительная терапия лекарственным препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" 10% для внутривенного введения в дозе 0, 8 г/кг массы тела (48 г на однократное вливание) 1 раз в 3 недели зарубежного производства (торговые наименования "Гамунекс", "Привиджен") в связи с нежелательными побочными реакциями на иммуноглобулины других производителей, в частности под торговой маркой "Октагам". "Иммуноглобулин человека нормальный" включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 2406-р от 12 октября 2019 г.
Вместе с тем, начиная с апреля 2021 г, Мучкаев И.Б. указанным лекарственным препаратом не обеспечен, что повлекло нарушение его права на обеспечение жизненно необходимым лекарственным препаратом.
Обеспечение лекарственными препаратами вышеуказанной категории граждан возложено на ответчика - Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. На предписание прокурора об устранении нарушений прав Мучкаева И.Б. по обеспечению жизненно необходимым лекарственным препаратом Министерство указало на отсутствие возможности проведения закупочных процедур лекарственного препарата ввиду ограничений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на Министерство обязанность по обеспечению Мучкаева Б.Б. лекарственным препаратом "Иммуноглобулин человека нормальный" зарубежного производства (за исключением препаратов китайского производства) в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; решение суда обратить к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены.
На Министерство здравоохранения Республики Калмыкия возложена обязанность обеспечить Мучкаева И.Б. лекарственным препаратом "Иммуноглобулин человека нормальный" зарубежного производства в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение суда обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что иммуноглобулин человека нормальный представляет собой высокоочищенный препарат иммуноглобулина G, выделенный методом фракционирования этиловым спиртом при температуре ниже 0 °С из плазмы крови здоровых доноров. Каждая серия иммуноглобулина изготавливается из пула плазмы не менее, чем 1000 здоровых доноров. В основном доноры на иммуноглобулин зарубежного производства являются граждане США, в виду пандемии СОVID-19, люди прекратили сдавать плазму крови, чем и была вызвана дефектура препаратов зарубежного производства: ИГ Вена, Привиджен, Октагам, Гаммунекс. Министерством на постоянной основе проводится мониторинг ситуации по закупке лекарственного препарата по МНИ - "Иммуноглобулин человека нормальный" в целом по России.
Так, с начала 2022 года процедуры закупок лекарственного препарата (МНИ - "Иммуноглобулин человека нормальный"), путем проведения запроса котировок в электронной форме, проводимые на территории Российской Федерации, также признаны не состоявшимися - по причине отсутствия заявок на участие в закупке (номера извещений проводимых процедур закупок по Российской Федерации, включая город Москва: 0817200000322000125, 0318300093222000021, 0318200017022000007, 0873200009822000168, 0873200009822000152, 0826500000922000184, 087320000982200010, 0373200188022000007).
Министерством предпринимаются все необходимые меры, направленные на обеспечение Мучкаева И.Б. лекарственным препаратом по МНН - "Иммуноглобулин человека нормальный", что подтверждается направленными Министерством в Службу регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия заявками и размещенными в 2021 -2022 гг. процедурами закупок.
Таким образом, все указанные процедуры закупок Министерством лекарственного препарата (МНН - "Иммуноглобулин человека нормальный") в 2021-2022 гг. были признаны несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не было подано ни одной заявки, т.е. не по зависящим от Министерства причинам.
Таким образом, Министерство не бездействует и не создает своими действиями лышленные препятствия для реализации Мучкаевым И.Б, ДД.ММ.ГГГГ г.р, права на льготное обеспечение лекарственным препаратом по МНИ - "Иммуноглобулин человека нормальный". Напротив, Министерством были предприняты все предусмотренные законом действия для реализации возложенных полномочий по лекарственному обеспечению льготной категории граждан, в том числе, и на обеспечение Мучкаева И.Б, необходимым лекарственным препаратом.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 5 октября 2021 г. Мучкаев И.Б. обратился с заявлением к прокурору Кетченеровского района Республики Калмыкия об оказании содействия в восстановлении нарушенных прав по обеспечению жизненно необходимым медицинским препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" зарубежного производства торговых марок "Привиджен" (Швейцария), Гамунекс (США).
Мучкаев И.Б, 30 апреля 1999 года рождения, с 1 мая 2018 г. является инвалидом 2 группы, инвалидность установлена бессрочно как инвалиду детства, что подтверждается справкой МСЭ-2017 N1189250 (л. д. 10). Он включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи - персонифицированный список федеральных льготников.
Согласно ответу БУ РК "Кетченеровская районная больница" от 19 октября 2021 г. истцу установлен основной диагноз: первичный иммунодефицит: агаммаглобулинемия с дефицитом В-клеток. С 5 по 9 марта 2021 г. он получал стационарное лечение в терапевтическом отделении БУ РК "Кетченеровская районная больница", 5 марта 2021 г. в 13 час. 20 мин. отмечалась реакция на препарат "иммуноглобулин человека нормальный" торговое наименован: ; "Октагам", через 5 мин. после введения препарата у него возникла "данные изъяты". Препарат был отменен, состояние улучшилось после отмены препарата, в течение суток сохранялись "данные изъяты". 1 апреля 2021 г. пациент предоставил письменный отказ от последующих инфузий препарата "Октагам" - производитель Октафарма Фармацевтика Австрия, упаковщик Скопинфарм "ООО Скопинский фармацевтический завод". В связи с побочным эффектом препарата "Октагам" пациенту рекомендована госпитализация в терапевтическое отделение БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" для решения вопроса продолжении терапии данным препаратом (по решению врачебной комиссии БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева") (т. 1 л. д. 18).
Из протоколов заседания врачебной комиссии БУ РК "Кетченеровская районная больница" N 164 от 27 октября 2020 г. и N 191 от 27 октября 2021 г. об обеспечении необходимыми лекарственными препаратами в 2021 г. и 2022 г. следует, что Мучкаеву И.Б. рекомендована регулярная заместительная терапия лекарственным препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" 10% для внутреннего введения в дозе 0, 8 г/кг массы тела (48 г на однократное вливание") 1 раз в 3 неделю зарубежного производства ("Гамунекс", "Привиджен") в связи с нежелательными побочными реакциями на иммоноглобулины других производителей; протокол решения врачебной комиссии направлен в Министерство здравоохранения Республики Калмыкия для решения вопроса о приобретении препаратов в 2021 г. в количестве 100 флаконов, в 2022 г. - 90 флаконов (т. 1 л. д. 20, 183).
Между тем за период с мая 2021 г. по 25 мая 2022 г. Мучкаев И.Б. необходимым ему по жизненным показателям лекарственным препаратом обеспечен не был, указанный препарат ему не выдавался, что подтверждается выпиской из его лицевого счета, представленного Автономным учреждением Республики Калмыкия "Аптечное управления" (т. 1 л. д. 98).
В ответах на предписания прокурора от 21 октября, 16 ноября 2021 г, 14 февраля 2022 г. Министерство указало, что с начала 2021 г. было проведено 6 электронных аукционов по приобретению для льготной категории граждан лекарственного препарата "иммуноглобулин человека нормальный", однако проведение закупочных процедур не представляется возможным ввиду введенных ограничений в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, отсутствия заявок от производителей.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что жизненно необходимым лекарственным препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" зарубежного производства Мучкаев И.Б. не обеспечен, обязанность по обеспечению Мучкаева И.Б. жизненно необходимом лекарственным препаратом ответчиком не исполнялась, что привело к нарушению его права на социальную поддержку государства на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (пункт 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторной лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).
Так, в разделах Перечня N 890 "Группы населения" и "Категории заболеваний" названы "инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы", в соответствующей им графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" указано - "Все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 г. N 528 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия.
Согласно пункту 5.4.1. Положения Министерство здравоохранения Республики Калмыкия организует льготное лекарственное обеспечение отдельных групп населения Республики Калмыкия при амбулаторном лечении в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Калмыкия относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами указанную категорию граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Мучкаев И.Б. является "данные изъяты" и нуждается в постоянной терапии жизненно необходимым лекарственным препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" 10% для внутреннего введения в дозе 0, 8 г/кг массы тела (48 г на однократное вливание) 1 раз в 3 недели препаратом зарубежного производства ("Гамунекс", "Привиджен"), что рекомендовано решениями врачебной комиссии в связи с нежелательными побочными реакциями на иммоноглобулины других производителей.
1 апреля 2021 г. после возникновения побочной реакции от применения лекарственного препарата "иммуноглобулин человека нормальный" торгового наименования "Октагам" Мучкаев И.Б. от последующих инфузий указанным препаратом письменно отказался (т. 1 л. д. 19).
Однако представленные Министерством заявки на проведение аукциона по приобретению лекарственного препарата "иммуноглобулин человека нормальный" за 2021 и 2022 годы содержат сведения о приобретении лекарственного препарата "иммуноглобулин человека нормальный" торгового наименования "Октагам", который исключен из рекомендаций врачебной комиссии Мучкаеву И.Б. в связи с возникновением у него нежелательной побочной реакция организма.
Изложенное свидетельствуют о том, что Министерство здравоохранения Республики Калмыкия действий по приобретению Мучкаеву И.Б. жизненно необходимого лекарственного препарата "иммуноглобулин человека нормальный" торговых наименований "Гамунекс" (США), "Привиджен" (Швейцария) рекомендованных решениями врачебной комиссии, в 2021 и 2022 годах не предпринимало.
Вместе с тем в результате неполучения жизненно необходимого препарата уровень иммуноглобулина у Мучкаева И.Б. снизился до критического уровня 1.01 г/л при норме значений от 5, 4 г/л до 18, 22 г/л, что подтверждают результаты: лабораторного исследования его крови от 20 марта 2022 г. (т. 1 л. д. 48).
Учитывая, что Мучкаев И.Б. по жизненным показаниям, а также по рекомендациям специалистов, нуждается в проведении регулярной заместительной| терапии лекарственным препаратом "иммуноглобулин человека нормальный" пожизненно, предпочтительно зарубежного производства ввиду его эффективности и безопасности для его здоровья, при этом Министерством с мая 2021 г. обязанность по предоставлению истцу указанного лекарственного препарата не исполнена, суд пришел к правильному выводу о нарушении права Мучкаева И.Б. на социальную государственную помощь в виде бесплатного обеспечения жизненно необходимыми лекарственными препаратами и правомерно удовлетворил заявленные требования прокурора в интересах Мучкаева И.Б, возложив на ответчика обязанность обеспечить его лекарственным препарат "иммуноглобулин человека нормальный" зарубежного производства соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерством были предприняты меры по обеспечению Мучкаева И.Б. необходимыми лекарственным препаратом" "иммуноглобулин человека нормальный" торговых марок "Гамунекс" (США) и "Привиджен" (Швейцария) является несостоятельным, поскольку доказательств тому суду не представлено, в материалах дела не имеется. Между тем согласно представленной автономным учреждением Республики Калмыкия "Аптечное управление" выписки из лицевого счета Мучкаева И.Б. указанным лекарственным препаратом с мая 2021 г. он обеспечен не был (т. 1 л. д. 98).
Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, не может служить основанием для отмены принятого судом решения ссылка в жалобе на уважительность причин не обеспечения истца жизненно необходимым лекарственным препаратом ввиду непреодолимой силы (распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19), поскольку доказательств исключительности указанного обстоятельства, повлиявшего на неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению истца жизненно необходимым лекарственным препаратом, суду не представлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 24 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Калмыкия - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.