Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ивановой Е.В, судей Брянского В.Ю, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" к ФИО1 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" - ФИО5, поддержавшего доводы кассационной жалобы, ФИО1 и его представителя ФИО6, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Черноморье") обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка для федеральных нужд путем его выкупа.
Истец просил изъять для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2152 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", объекты недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 64.4 кв. м, и кадастровым номером "данные изъяты", площадью 411 кв. м, расположенные по адресу: "адрес"Б, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной суммы в размере7 399 390 рублей на банковский счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса; зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанные объекты недвижимости; а также обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 июля 2021 года исковые требования ФКУ Упрдор "Черноморье" удовлетворены частично.
Суд изъял для федеральных нужд путем прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2152 кв. м, образованный из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", объекты недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 64.4 кв. м, и кадастровым номером "данные изъяты", площадью 411 кв. м, расположенные по адресу: "адрес"Б, посредством перечисления со стороны ФКУ Упрдор "Черноморье" денежной в суммы в размере 10 953 003 рубля на банковский счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.
Указал, что решение является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанные земельный участок и объекты недвижимого имущества.
В удовлетворении остальной части заявленных ФКУ Упрдор "Черноморье" исковых требований отказал.
Указанное решение суда обращено к немедленному исполнению.
Также суд взыскал в пользу ООО "Аверс "Оценка и Экспертиза" стоимость проведённой по делу повторной судебной оценочной экспертизы с ФКУ Упрдор "Черноморье" в размере 60 000 рублей, с ФИО1 в размере 60 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2022 года решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 июля 2021 года изменено в части размера компенсации.
Суд взыскал с ФКУ Упрдор "Черноморье" в пользу ФИО1 сумму компенсации за изымаемый земельный участок и объекты недвижимого имущества 16 543 496 рублей 40 копеек.
В остальной части решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 июля 2021 года оставлено без изменения.
ФКУ Упрдор "Черноморье" подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в части установления суммы компенсации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нарушение либо неправильное применение норм права.
Такие основания для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено, что распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 12 октября 2017 года N 2883-р принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 73 - км 100, "адрес"".
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 25 октября 2018 года N 3839-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе и земельного участка площадью 10 338 кв. м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "данные изъяты", в 150 м северо-восточнее "адрес", принадлежащего на праве собственности ФИО7
Во исполнение распоряжения N-р от 25 октября 2018 года был образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:0901000:10337.
Данный земельный участок попадает в зону строительства объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-25 Новороссийск-Керчь (на Симферополь), подъезды к морским портам Кавказ и Тамань. Реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км73 - км 100, "адрес"".
Из пункта 2 вышеуказанного распоряжения следует, что ФКУ Упрдор "Черноморье" необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к настоящему распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности РФ на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
6 августа 2019 года, за исх. N, в адрес ФИО1 было направлено письмо, согласно которому, ФКУ Упрдор "Черноморье" уведомляло гражданина о том, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 152 кв. м, объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 64.4 кв. м, нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 411 кв.м, расположенные по адресу: "адрес"Б, попадают в зону строительства вышеуказанного объекта.
На основании государственного контракта N от 8 августа 2019 года, заключенного между ФКУ Упрдор "Черноморье" и АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Южный филиал, последний произвел оценку рыночной стоимости указанных земельного участка и объектов недвижимости и размер убытков.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта, определялся на основании отчета об оценке N 2019/02 от 3 декабря 2019 года, подготовленного АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Южный филиал. В соответствии с отчетом, денежная сумма подлежащая уплате Управлением ответчику составляет 7 399 390 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка площадью 2 152 кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", составляет 3 016 824 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 64, 4 кв.м, (котельная) составляет 244 642 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 411 кв.м, составляет 3 995 859 рублей; размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка и указанных объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения реализации проекта, составляет 142 065 рублей.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, руководствуясь статьей 279 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктом 55.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", ФКУ Упрдор "Черноморье" был подготовлен проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в целях обеспечения реализации проекта.
С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества, ФКУ Упрдор "Черноморье" подготовлен проект соглашения с ответчиком, пунктом 2 статьи 2 которого предусмотрена выплата денежных средств ответчику в размере 7 399 390 рублей. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен нарочно ответчику под роспись 1 февраля 2020 года, о чем имеется отметка на письме от 21 января 2020 года за исх. N.
Однако соглашение ответчиком не подписано.
Для установления соответствия расположения септика требованиям строительных, санитарных и иных норм и правил судом по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Аверс "Оценка и Экспертиза".
Согласно заключению эксперта N Э2021-06-064 от 25 июня 2021 года, составленному ООО "Аверс "Оценка и Экспертиза", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"Б, на день проведения экспертизы составляет 8 565 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес"Б, образованного из земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на день проведения экспертизы составляет 2 420 000 рублей.
Разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (с кадастровым номером "данные изъяты") и рыночной стоимостью земельного участка, сохранившегося у правообладателя (с кадастровым номером "данные изъяты") составляет 6 145 000 рублей.
Рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес"Б, на день проведения экспертизы составляет:
- объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами "данные изъяты" - 422 800 рублей;
- объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами "данные изъяты" - 3 348 700 рублей.
Стоимость работ по реконструкции инженерных сетей, коммуникаций и расходы, связанные с переносом инженерных сетей, коммуникаций с территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на территорию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (газификация, водоснабжение, электричество), на день проведения экспертизы не определялась, поскольку для переноса коммуникаций необходимо иметь понимание к каким объектам они будут подключены. На момент проведения экспертизы и при условии изъятия объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", отсутствуют объекты недвижимости. Также, для проведения соответствующих коммуникаций необходимы разрешения, проектная документация и прочие необходимые документы, которые выполняют специалисты ресурсоснабжающих организаций, по этой причине данные расходы не подлежат оценке.
Размер упущенной выгоды и убытков, причиненных изъятием земельных участков, включая убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения ответчиком обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, если таковые имеются, составляет 1 036 503 рубля.
Признав заключение судебной экспертизы надлежащим и допустимым доказательством по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истца, определив подлежащую взысканию сумму компенсации в размере 10 953 003 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по делу назначена оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Эксперт ЮФО".
Согласно выводам оценочной экспертизы N от 13 мая 2022 года, выполненной ООО "Эксперт ЮФО", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" Б на день проведения экспертизы - 9 691 184 рубля.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" Б, образованного из земельного участка кадастровый N на день проведения экспертизы - 4 604 680 рублей.
Разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (с кадастровым номером "данные изъяты") и рыночной стоимостью земельного участка, сохранившегося у правообладателя (с кадастровым номером "данные изъяты") на день проведения экспертизы составляет 5 086 504 рубля.
Рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами "данные изъяты". "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес" Б на день проведения экспертизы составляет:
нежилое здание - котельная (кадастровый N) 589 830 рублей;
нежилое здание - склад (кадастровый N) 2 906 676 рублей.
Учитывая положения п. 2 ст. 56.8, а также пп. 5. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков) в рамках вопроса N определена рыночная стоимости улучшений (зданий и сооружений), расположенных на изымаемом земельном участке, которая составляет 4 446 007 рублей.
Учитывая положения п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ и ст. 15 Гражданского кодекса РФ в рамках исследования также определены убытки - 1 004 849 рублей.
Стоимость работ по реконструкции инженерных сетей, коммуникаций и расходов, связанных с переносом инженерных сетей, коммуникаций, если таковые имеются, с территории земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на территорию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (газификация, водоснабжение, электричество) на апрель 2022 года составляет 2 509 630 рублей 40 копеек.
Разрешая настоящий спор, установив юридически значимые для дела обстоятельства, оценив доказательства по правилам статей 55, 59, 60, 67, 79, 87, 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 279, 281, 282 Гражданского кодекса РФ, статей 49, 56.8, 56.10 Земельного кодекса РФ, статей 11, 12, 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции в целом с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения иска согласился, посчитав, с учетом выводов повторной судебной экспертизы, необходимым увеличить сумму компенсации, взысканную судом первой инстанции, оставив в иной части решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с таким выводом соглашается.
Так, судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что согласно выводам заключения эксперта N от 13 мая 2022 года компенсация за изымаемый земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" и объекты недвижимости, расположенные по адресу: "адрес"Б, с учетом убытков и работ (расходов) по реконструкции инженерных сетей, коммуникаций составляет 16 543 496 рублей 40 копеек.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об изменении решения Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 июля 2021 года, увеличив причитающуюся ответчику сумму компенсации за изымаемый земельный участок и объекты недвижимости до определенного экспертом размера.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены судебного акта.
В свою очередь доводы кассационной жалобы выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, противоречат судебному акту и материалам дела, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и установленным судом апелляционной инстанции размером подлежащей уплате в счет ответчика компенсации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 23 июля 2021 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2022 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.