Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Карпушевской К.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным возложении обязанности применить льготный порядок исчисления стажа, обязать включить в специальный стаж периоды работы, нерабочие праздничные дни, назначить досрочную пенсии, по кассационной жалобе Карпушевской К.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Карпушевская К.Е, обратилась к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию по старости согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исковые требования мотивированы тем, что 26.07.2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 19 мая 2022 года исковые требования Карпушевской К.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в назначении в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить Карпушевской К.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии нерабочие праздничные дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность применить льготный порядок исчисления стажа Карпушевской К.В. за период работы с 01.11.1999 по 31.12.2006 из расчета один год работы как один год шесть месяцев.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность назначить Карпушевской К.В. с 26.07.2021 досрочную пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В удовлетворении остальной части требований Карпушевской К.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года решение районного суда отменено в части удовлетворения требований о включении в специальный стаж Карпушевской К.В. периода работы с 01.11.1999 по 31.12.2006 в льготном исчислении (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) и в части назначения страховой пенсии досрочно с 26.07.2021 г.
В указанной части судом апелляционной инстанции принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Карпушевской К.В. отказано.
В кассационной жалобе Карпушевская К.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что, истец работала в гинекологическом отделении в операционном блоке, начиная 01.08.1995 года и по сегодняшний день, не учтена неизменность трудовой функции, исполнение по объему и характеру должностных обязанностей, выполняемых медицинских манипуляций, тождественной должности "операционной медицинской сестры", а также то обстоятельство, что должность истца в 2007 году была поименована как должность операционной медицинской сестры. Также суд не учитывает сведения работодателя относительно хирургического профиля отделения, где была трудоустроена истец, при неизменности её трудовой функции в период работы у одного работодателя до настоящего момента.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 26.07.2021 г. Карпушевская К.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, согласно п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом в специальный стаж истца в календарном порядке были включены нерабочие праздничные дни: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; в льготном порядке (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности перевязочной медицинской сестрой гинекологического отделения ОСП Клиническая больница и.м. Семашко. Льготный стаж работы Карпушевской К.В. по мнению пенсионного органа составил 29 лет 7 месяцев 27 дней, что менее требуемых для назначения пенсии 30 лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив факт работы истца в спорный период в занимаемой ею должности перевязочной медицинской сестры фактически по должности операционной медицинской сестрой (перевязочной) гинекологического отделения РБК им.Семашко, исходя из доказательств подтверждающих указанные обстоятельства, а именно: из протоколов проведения операций в которых Карпушевская К.В. указывалась в качестве операционной сестры, принимавшей участие в проведении хирургических манипуляций, а также исходя из свидетельства о прохождении квалификации согласно которому Карпушевская К.В. в 1997 г, в 2003 г. проходила курсы повышения квалификации по направлению - операционная сестра, а ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ей выданы свидетельства о присвоении квалификационной категории операционной сестры, пришел к выводу о наличии оснований для включения истцу периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности перевязочной медицинской сестры гинекологического отделения РБК им. Семашко в её специальный стаж в льготном исчислении (1 год и 6 месяцев за 1 год работы).
Отменяя решение суда в части льготного исчисления стажа работы истца в должности перевязочной медсестры гинекологического отделения, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание справку N от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. П.А. Семашко" согласно которой Карпушевская К.В. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности перевязочной медицинской сестры, а также принимая во внимание, что для лиц, работающих в должности перевязочной медицинской сестры гинекологического отделения право на льготное исчисление стажа работы не предусмотрено, пришел к выводу о неправильности выводов суда относительно льготного исчисления спорного периода работы Карпушевской К.В. и наличии оснований для отказа в удовлетворении данных требований Карпушевской К.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также Постановление от 16.07.2014 N 665).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список N 1066), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список N 464), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико- санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781, льготный порядок исчисления предусмотрен, в том числе для операционных медицинских сестер, акушерок, отделений хирургического профиля стационаров, а также медицинской сестры перевязочных в отделениях определенного профиля.
Указанное свидетельствует о том, что законодатель предусматривает возможности включения в специальный стаж в льготном порядке времени работы в отделениях хирургического профиля, в том числе в должности операционной медицинской сестры, акушерки, и медицинской сестры перевязочной в отделениях определенного профиля.
Доводы кассационной жалобы, что истец работала в гинекологическом отделении в операционном блоке, начиная 01.08.1995 года и по сегодняшний день, что при рассмотрении настоящего спора не учтена неизменность трудовой функции, исполнение по объему и характеру должностных обязанностей, выполняемых медицинских манипуляций, тождественной должности "операционной медицинской сестры", а также то обстоятельство, что должность истца в 2007 году была поименована как должность операционной медицинской сестры были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в виду следующего.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закрепляя в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, выполняющих работу по разным профессиям.
Именно поэтому законодателем предусмотрены Перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Из трудовой книжки и уточняющей справки работодателя N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец с 13.05.1996 г. переведена на должность операционной медсестры с ранее занимаемой должности палатной медсестры; 01.10.1998 г. переведена перевязочной медицинской сестрой, а с 01.01.2007 г. вновь переведена на должность операционной медицинской сестры гинекологического отделения. При переводе на иную должность, исходя из смысла ст. 66, 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации изменяются функциональные обязанности работника. Таким образом, доводы истца о неизменности трудовой функции при переводах с должности перевязочной медсестры на должность операционной медсестры, не состоятельны.
Законодательством Украины, действующим на территории Республики Крым, в период занятия истцом должности перевязочной медицинской сестры гинекологического отделения, кратное льготное исчисление периодов работы в данной должности не предусматривалось.
Таким образом, период работы истца с 01.11.1999 по 31.12.2006 обоснованно включен ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в календарном исчислении.
Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 и части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного постановления.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы Карпушевской К.В. и отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 23 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карпушевской К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.