Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой М.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании решения незаконным и возложении обязанности, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 23 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Денисова М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании незаконным решения от 16 февраля 2022 года об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и возложении на ответчика обязанности назначить и произвести выплату указанной ежемесячной денежной компенсации за период с 1 июля 2021 года. В обоснование иска указала, что она является вдовой ФИО5, проходившего службу в органах уголовно-исполнительной системы, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем, имеет право на спорную ежемесячную денежную компенсацию.
В июле и ноябре 2021 года истец обращалась к ответчику с заявлениями о выплате ежемесячной денежной компенсации, в удовлетворении которых решением от 16 февраля 2022 года ей было отказано. В обоснование отказа ответчик сослался на то, что выплата осуществляется по последнему месту прохождения службы ФИО5, а именно в Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 23 мая 2022 года исковые требования удовлетворены, судом признано незаконным решение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области от 16 февраля 2022 года, на учреждение возложена обязанность назначить и произвести Денисовой М.А. ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 2.1 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 сентября 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области просит вышеуказанные судебные акты отменить, в связи с нарушением норм материального права и норм процессуального права, несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указано, что до 1 сентября 1998 г. уголовно-исполнительная система входила в состав МВД Российской Федерации. Поскольку ФИО5 был исключен из личного состава органов внутренних дел в связи со смертью до 1 сентября 1998 г, то истец Денисова М.А. (супруга погибшего) имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 1.1 статьи 12 указанного Федерального закона N 247-ФЗ. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 178.1 осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ст. 11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что выплаты осуществляется по последнему месту службы. ФИО5 никогда не проходил службу в Федеральной службе исполнения наказаний.
В возражениях на кассационную жалобу Главное управление Министерства внутренних дел России по Волгоградской области выражает несогласие с доводами изложенными в ней и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. Ходатайство Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области о проведении судебного заседания путем видеоконференцсвязи оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием технической возможности о чем сторонам направлено определение.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции ответчика УФСИН России по Волгоградской области в кассационной жалобе, Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области в возражениях на неё, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что ФИО5 проходил службу в учреждении ЯР - 154/15 УИТУ УВД Волгоградского облисполкома с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ N л\с УВД Волгоградского облисполкома, ФИО5 исключен из списков личного состава в связи со смертью с ДД.ММ.ГГГГ, с должности оперуполномоченного исправительно-трудовой колонии N УИТУ УВД Волгоградского облисполкома.
Согласно заключению по факту смерти ФИО5 установлено, что старший лейтенант внутренней службы ФИО5 оперуполномоченный режимной части учреждения ЯР-154/15 УИТУ УВД погиб при исполнении служебных обязанностей.
Истец Денисова М.А. является вдовой погибшего ФИО5
Истцу в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлена пенсия по случаю потери кормильца.
28.07.2021 истец Денисова М.А. обратилась на имя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о назначении ей ежемесячной денежной компенсации установленной ч.2.1 ст.11 Федерального закона N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ответу от 04.08.2021 Денисовой М.А. сообщено, что проект постановления Правительства ПФ "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 ст.11 Федерального закона N283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ФСИН России разработан и направлен в апреле 2021 года в Минюст России для рассмотрения и внесения в Правительство РФ. Так как в проекте плана-графика подготовки правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона "О внесении изменений в ст.11 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается внести проект в Правительство РФ до 30.09.2021 и принять его до 29.10.2021 назначение данной ежемесячной денежной компенсации не представляется возможным. О результатах будет сообщено дополнительно.
Согласно Протоколу N4 заседания комиссии по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей от 02.12.2021, срок принятия решения о назначении ежемесячной денежной компенсации в отношении Денисовой М.А. супруги погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника ФИО5 продлили, в связи с необходимостью дополнительной проверки оснований для получения данной выплаты.
Согласно Протоколу N1 заседания комиссии по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей от 14.02.2022, Денисовой М.А. отказано в выплате ежемесячной денежной надбавки. Отказ мотивирован тем, что в случае гибели сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы до августа 1998 года, выплачивается ежемесячная денежная компенсация согласно п.3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации Министерством внутренних дел Российской Федерации, то есть по последнему месту прохождения службы.
Судом также установлено, что истец обращалась в Центральный районный суд г. Волгограда с аналогичными исковыми требованиями к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Волгоградской (Дело N).
Согласно вступившему в законную силу 17.08.2017 решению Центрального районного суда г. Волгограда от 01.06.2017, Денисовой М.А. отказано в исковых требованиях к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Волгоградской области о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из наличия у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи и Федерального закона N 283-ФЗ, и обязанности по выплате данной компенсации Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом N 283-ФЗ.
Частью 2.1 статьи 11 поименованного Федерального закона установлено, что с 1 июля 2021 года семьям сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, федеральной противопожарной службы и таможенных органов выплачивается ежемесячная компенсация в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина РФ, уволенного со службы в указанных учреждениях и органах, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Условия и порядок осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 2.1 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ установлены Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 года N 1783 далее - Правила N 1783).
Согласно пункту 2 Правил N 1783, части 2.2 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ компенсация выплачивается супруге, состоящей на день гибели сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в учреждениях и органах, в браке с ним, не вступившей в повторный брак, достигшей возраста 50 лет.
Компенсация назначается по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, в МЧС, ФСИН, ФССП, ФТС (пункт 3 Правил N 1783).
Компенсация назначается со дня возникновения права на неё, но не ранее чем с 1 июля 2021 года в размерах, действовавших на соответствующий год (пункт 10 названных Правил).
Из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи бывшего сотрудника, в частности уголовно-исполнительной системы, в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.
Судами первой и апелляционной инстанции верно установлено, что истец является вдовой бывшего сотрудника уголовно-исполнительной системы ФИО5, погибшего при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ, которая не вступила в повторный брак и достигла возраста 50 лет, следовательно, Денисова М.А. имеет право на получение ежемесячной компенсации в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ, обязанность по назначению которой, возложена на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ за счёт Главного управления Министерства внутренних дел России по Волгоградской области, поскольку до 1 сентября 1998 года уголовно-исполнительная система входила в состав МВД Российской Федерации, а ФИО5 был исключён из личного состава из органов внутренних дел в связи со смертью до 1 сентября 1998 года, являются необоснованными и не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов суда первой и апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 23 мая 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи С.А. Губарева
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.