Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Боровкова Сергея Александровича, действующего на основании доверенности в интересах Комитета по управлению Центральным районом администрации г. Братска Иркутской области на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 января 2022г., решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 8 июля 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 17 августа 2022г., вынесенные в отношении Комитета по управлению Центральным районом администрации г. Братска Иркутской области (далее - КУЦР администрации г. Братска, комитет) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 17 августа 2021г. КУЦР администрации г. Братска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 9 ноября 2021г. вышеуказанное постановление должностного лица административного органа отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу того же административного органа.
Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 января 2022г. КУЦР администрации г. Братска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100000 рублей.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022г. постановление должностного лица административного органа от 25 января 2022г. отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Решением судьи Иркутского областного суда от 27 июня 2022г. решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 2 марта 2022г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение тому же городскому суду.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 8 июля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 17 августа 2022г, постановление должностного лица административного органа от 25 января 2022г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник комитета настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов: постановления главного государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 января 2022г, решения судьи Братского городского суда Иркутской области от 8 июля 2022г. и решения судьи Иркутского областного суда от 17 августа 2022г, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения комитета к административной ответственности) те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность виновных лиц.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") следует, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (п.69).
Руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п.73).
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Правительства Иркутской области "Об установлении на территории особого противопожарного режима" от 23 апреля 2021г. N 287-пп на территориях городского округа муниципального образования города Братска Иркутской области, муниципального образования "Братский район" Иркутской области установлен особый противопожарный режим с 08.00 часов 17 мая 2021 г. до 08.00 часов 30 июля 2021 г. (п.2).
Пунктами 4, 18, 20 указанного постановления органам местного самоуправления, в том числе органам муниципального контроля, рекомендовано, наряду с прочим, организовать реализацию настоящего постановления в пределах компетенции, усилить профилактику пожаров в населенных пунктах, принять меры к очистке территории населенных пунктов от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (пп.10 п.20).
Согласно Положению о Комитете по управлению Центральным районом администрации г. Братска, утвержденному решением Думы г. Братска от 28 апреля 2006г. N 150/г-д, комитет является муниципальным казенным учреждением, территориальным органом администрации муниципального образования г. Братска и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения г. Братска на территории Центрального района г. Братска, в состав которой, наряду с прочими, входит жилой район Чекановский (п.2) гл.1).
Задачами комитета являются решение вопросов обслуживания территории, контроль за обеспечением жизнедеятельности населения на обслуживаемой территории (п.п.1, 3 п.1 гл.3).
Постановлением администрации г. Братска Иркутской области от 15 апреля 2021г. N 779 предусмотрено, что одним из полномочий комитета является участие в обеспечении проведения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории района.
Из материалов дела следует, что по результатам обследования мест пожаров, возникших в период действия особого противопожарного режима 10 и 17 июля 2021г. на территории жилого района Чекановский по ул. Ермака в 43 квартале Центрального района г.Братска Иркутской области, установлено, что на территории земельных участков имеется скопление мусора, в том числе строительного, что способствовало возникновению очагов возгорания.
Полагая ответственным за содержание указанных территорий комитет, как уполномоченный администрацией муниципального образования, должностное лицо административного органа привлекло комитет к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судебных инстанций не имеется.
Доказательствам и материалами дела дана надлежащая судебная оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Санкция указанной нормы не содержит исключительные признаки субъекта административной ответственности, следовательно, таким лицом является любое лицо, ответственное за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
К тому же, согласно п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Учитывая, что комитет, как выше уже отмечалось, является территориальным органом администрации муниципального образования г. Братска, которому переданы функции по организации противопожарных мер на соответствующей территории, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что комитет является по настоящему делу субъектом административной ответственности.
То обстоятельство, что иные лица также несут ответственность за уборку территории, как следствие, за несоблюдение (нарушение) противопожарных требований, о чем указывает в жалобе заявитель, не свидетельствует о невиновности комитета.
Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из письменных пояснений руководителя комитета от 27 июля 2021г. N ис-18762/24/21 (л.м.17) следует, что комитету известно о местах захламления участков территории, подлежащих уборке в 2021г, сформирован перечень мест скопления мусора. 9 июля 2021г. комитет направил служебную записку в финансовый отдел администрации г. Братска об увеличении объема финансирования мероприятий по уборке мусора. В остальном проводит информативную работу с населением, осуществляет рейдовый контроль.
Судебные инстанции, рассмотрев дело в порядке ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, отвергая доводы жалобы о том, что комитет действует в пределах финансового обеспечения, как несостоятельные, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований полагать комитет надлежаще исполнившим переданные ему функции по организации противопожарных мер.
Выводы судебных инстанций являются правильными; в условиях особого противопожарного режима полагать приведенные комитетом факты о принятых мерах достаточными и своевременными, нет оснований.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу об административном правонарушении, получили надлежащую правовую оценку, с которой нет оснований не согласиться.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 25 января 2022г, решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 8 июля 2022г. и решение судьи Иркутского областного суда от 17 августа 2022г. оставить без изменения, жалобу защитника Боровкова С.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.