Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Евтифеевой О.Э, Черемисина Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла, мэрии города Кызыла на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 13 мая 2022, по административному делу N 2а-3949/2021 по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, мэрии города Кызыла, департаменту городского хозяйства мэрии города Кызыла о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, прокурора Маслакову О.Г,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Республики Тыва (в лице первого заместителя) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по реализации государственных полномочий в сфере обращения с животными.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти республики полномочий в сфере обращения с животными, по результатам которой установлено, что на территории республики не организована деятельность приютов для безнадзорных животных, что свидетельствует о неисполнении полномочий в указанной сфере.
В целях устранения выявленных нарушений Правительству Республики Тыва (далее - Правительство) прокуратурой внесены представления, по итогам рассмотрения которых сообщено о принимаемых мерах, в том числе, выделении денежных средств на проведение проектно-изыскательных работ по объекту "Строительство приюта для животных без владельцев на территории г. Кызыла Республики Тыва", определении подрядчиков на выполнение данных работ; проведении работы по поэтапному созданию приютов для животных на территории городских округов и муниципальных образований до 2030 года; выдаче органам местного самоуправления рекомендаций по отводу земельных участков для строительства приютов для животных на соответствующих территориях; разработке постановления Правительства Республики Тыва о порядке организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Республики Тыва государственного надзора в области обращения с животными.
При этом, по факту в части реализации указанных мероприятий, в республиканском бюджете Республики Тыва (далее - Республика) на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 средства на проведение указанных работ не предусмотрены, на территории республики до настоящего времени не организована деятельность приютов для безнадзорных животных путем их строительства либо заключения с организациями или индивидуальными предпринимателями государственных контрактов на оказание услуг по организации деятельности при обращении с животными без владельцев.
Прокурор полагает, что установленное бездействие нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории города Кызыла, на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпидемиологическую обстановку в городском округе и повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 августа 2021 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выразившееся в не организации на территории республики мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; признано незаконным бездействие департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла, выразившееся в неосуществлении полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; на департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла возложена обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия, предусмотренные пунктами 2-5 статьи 2 Закона Республики Тыва от 06 апреля 2020 N 588-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления, государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", а именно по содержанию животных без владельцев в приютах для животных, возврату потерявшихся их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, : которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новых владельцев или наступления естественной смерти таких животных. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 13 мая 2022 решение суда первой инстанции изменено, абзацы 3 и 4 резолютивной части решения изложены в следующей редакции: признать незаконным бездействие мэрии города Кызыла, Департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла, выразившееся в неосуществлении полномочий по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; обязать мэрию города Кызыла, департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия, предусмотренные пунктами 2-5 статьи 2 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2020 года N 588-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", а именно по содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных"; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия города Кызыла (далее - Мэрия) ставит вопрос об отмене судебных актов в части признания незаконным бездействия Департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла (далее - Департамент) и возложении на него обязанности, указывая, что бездействие допущено органами исполнительной власти Республики Тыва.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 18 августа 2022 с направлением дела на новое рассмотрением в суд апелляционной инстанции, указывая на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, ввиду отсутствия у Департамента обязанности в соответствии с действующим законодательством по обустройству приютов для животных, а также содержание животных в них.
На кассационные жалобы прокурором принесены возражения, доводы которых в судебном заседании прокурор поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Так, проанализировав содержание пунктов 1 и 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суды правомерно сделали вывод о том, что организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации), осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями главы 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены возможность и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 этого Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (статья 3 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии").
На территории Республика Тыва органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками законом Республики Тыва от 06.04.2020 N 588-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием Республики Тыва по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, статьей 2 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием, включающим в себя следующие мероприятия: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и немедленная передача в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498 - ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Указанная статья Законом Республики Тыва от 24 марта 2022 года N 810-ЗРТ дополнена следующими мероприятиями: 6) проектирование и строительство зданий, строений, сооружений для размещения приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных без владельцев; 7) порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом Республики Тыва в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Помимо указанного закона, правовое регулирование в рассматриваемой сфере осуществляется с применением постановления Правительства Республики Тыва от 22 июля 2020 N 329 "Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва; Постановлением Правительства Республики Тыва от 04.08.2020 N 355 "Об утверждении Порядка предоставления субвенций из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам городских округов и муниципальных районов Республики Тыва на осуществление государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Тыва"; Постановлением Правительства Республики Тыва от 08 декабря 2021 N 669 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Тыва"; Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва от 02 октября 2020 N 165-ОД "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них на территории Республики Тыва".
Согласно Уставу городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", принятому Решением Хурала представителей г. Кызыла от 5 мая 2005 года N 50, органом местного самоуправления городского округа "Города Кызыл Республики Тыва" является Мэрия города Кызыла (исполнительно-распорядительный орган), которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва; органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории города Кызыла.
Для осуществления переданных государственных полномочий Республики Тыва мэрией г. Кызыла 14 июля 2020 года утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа "Город Кызыла Республики Тыва", и уполномоченным органом местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий является Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла.
Постановлением Мэрии города Кызыла от 14 июля 2020 N 343 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", в соответствии с которым уполномоченным органом по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев является Департамент городского хозяйства мэрии города Кызыла (п. 1.2 Порядка).
Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства мэрии города Кызыла, утвержденному решением Хурала представителей г. Кызыла от 6 сентября 2011 года N 329, Департамент является отраслевым органом мэрии города Кызыла, осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, связанных с ним объектов транспорта, энергетики, жилищного и коммунального хозяйства, благоустройства городских территорий, охраны окружающей среды, в сфере организации ритуальных услуг. Учредителем Департамента является городской округ "Город Кызыл Республики Тыва". Функции и полномочия учредителя выполняет мэрия г. Кызыла.
Таким образом, из анализа указанных выше норм действующего законодательства следует, что Мэрия города Кызыла должна надлежащим образом осуществлять на территории муниципального образования - городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Как отмечено судом первой инстанции, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, что предполагает возможность выбора различных форм реализации соответствующего полномочия, в связи с чем обоснованным был отказ суда в удовлетворении этой части требований прокурора.
При рассмотрении административного дела установлено, что Департаментом заключались договоры с индивидуальными предпринимателями по отлову безнадзорных животных на территории г. Кызыла ежемесячно с 01 апреля 2020 по декабрь 2020 года.
16 декабря 2020 Департаментом размещалась информация о проведении электронного аукциона для закупки за 2021 на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования г. Кызыла, цена контракта 1 045 300 руб. 21 апреля 2021 Мэрией организована закупка на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования г. Кызыла путем проведения торгов в форме открытого аукциона, по результатам которой УФАС было внесено предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. По итогам электронного аукциона, прошедшего 01 июня 2021, Департаментом от имени Мэрии заключен муниципальный контракт с Баскаковой О.В. на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев на территории муниципального образования г. Кызыла со сроком до 30 ноября 2021.
Как установлено судами, на мероприятия по отлову безнадзорных животных на 2020 год из бюджета выделено 4 735, 6 тыс. рублей.; на 2021 год - 6 370, 6 тыс. рублей. В марте 2020 выделены лимиты из республиканского бюджета в сумме 2 090 600 рублей на строительство, реконструкцию, приобретение объектов, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о бездействии со стороны административных ответчиков - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва и Департамента городского хозяйства мэрии города Кызыла, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, отметив, что заключение муниципальных договоров (контрактов) на отлов животных без владельцев, проведение электронных аукционов в 2021, результатом которого явился 1 заключенный муниципальный контракт на оказание услуг по отлову, транспортировке и содержанию животных без владельцев, не могут повлиять на благоприятное проживание жителей города и не свидетельствует о принятии достаточных мер по выполнению возложенной законом обязанности по отлову и содержанию животных без владельцев.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства определены правильно, подтверждены исследованными судом доказательствами, выводы мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Приведенное правовое регулирование указывает на необоснованность доводов кассационной жалобы об ошибочности выводов судов в части возникновения у административного ответчика обязанности по исполнению возложенного на него государственного полномочия по обращению с животными без владельцев в части их содержания и возврата на прежние места обитания (собственникам или иным лицам).
При этом отсутствие достаточного финансирования, а также иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель не могут служить основанием для неисполнения возложенной законом обязанности. Доводы о невозможности ее осуществления до урегулирования на федеральном уровне вопроса о создании приютов на наличие оснований для отмены судебных актов не указывают.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом, доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие сторон с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационные жалобы не содержат, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 августа 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 13 мая 2022 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2023.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.