Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю), поданную 17 ноября 2022 г, на решение Железнодорожного районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 июля 2022 г, по административному делу N 2а-314/2022 по административному исковому заявлению Кабанова Алексея Викторовича об оспаривании действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России по содержанию в ненадлежащих условиях, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения Кабанова А.В, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Кабанов А.В. обратился в Железнодорожный районный суд г. Улан - Удэ Республики Бурятия с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными действия ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в непроведении обязательных дезинсекционных и дератизационных мероприятий не менее одного раза в месяц, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания исправительного учреждения, по уничтожению насекомых и грызунов при его содержании в период с 26 сентября 2017 г. по настоящее время, а также выразившееся в не выдаче административному истцу дезинфицирующих средств для мытья полов, раковины и унитазов в период с 26 сентября 2017 г. по 12 ноября 2021 г, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 400 000 руб.
В обоснование требований указано, что, за весь период содержания в ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 26 сентября 2017 г. по настоящее время, во всех камерах, где Кабанов А.В. содержался, водятся крысы (грызуны), что является грубым нарушением санитарно-эпидемиологических правил, а также администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не выдавала и не выдает дезинфицирующие средства для мытья полов, раковины и унитазов.
Решением Железногорского районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 4 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 июля 2022 г, административные исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по обеспечению надлежащих условий содержания Кабанова А.В, выразившееся в непроведении надлежащим образом дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а также в не выдаче истцу дезинфицирующих средств для мытья полов, раковины и унитаза в период с 26 сентября 2017 г. по 12 ноября 2021 г.; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Кабанова А.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 руб.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю ставят вопрос об отмене решения суда, просят принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывают, что из представленных видеозаписей усматривается, что спальное место Кабанова А.В. оборудовано на полу, что противоречит его доводам о нахождении в камере членистоногих насекомых и грызунов. Ссылка на указанные видеозаписи отсутствует в судебных актах. Ссылаясь на пункты 3.5 СанПин 3.5.2.3472-17 и 3.17 СП 3.5.3.3223-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 сентября 2014 г, (действовавшее до 1 сентября 2021 г.), полагают, что судом не учтены акты обследования. Указывают, что судом не могли быть приняты в качестве доказательства пойманные административным истцом и направленные в адрес суда объекты, поскольку судом не учтено, что он мог поймать их не в камере, а на прогулке, или в другом исправительном учреждении в случае его убытия. Не обоснованным полагают вывод суда о том, что действующим законодательством не регламентирована выдача осужденным дезинфицирующих средств для мытья полов, раковины и унитаза. Материалы дела не содержат сведений отсутствия денежных средств у административного истца за период с 26 сентября 2017 г. и 12 ноября 2021 г. Считают компенсацию в размере 50 000 руб. чрезмерной, не отвечающей принципам разумности и справедливости, требования об выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении не подлежащими удовлетворению, поскольку материалы дела не содержат каких -либо фактических обстоятельств свидетельствующих о допущенных нарушениях условий содержания осужденного в оспариваемый период.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 28 постановления от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только решения суда первой инстанции и не представлено доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (часть 3 статьи 101 УИК РФ).
"СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 7 июня 2003 г, и введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г, N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03", (далее - СП 3.5.1378-03.3.5.) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (пункт 1.2), являются обязательными для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью.
Разделом III указанных СП 3.5.1378-03.3.5. установлены требования к осуществлению дезинфекционной деятельности, в том числе требования к проведению дезинсекции и дератизации (пункты 3.8 и 3.9 соответственно), в результате проведения которых должно быть достигнуто полное уничтожение синантропных членистоногих а также грызунов, либо снижение их численности до запланированного уровня.
СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 г. N 58 "Об утверждении СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (далее - СП 3.5.3.3223-14) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий, направленных на предотвращение или снижение вредоносной деятельности грызунов, имеющих санитарное или эпидемиологическое значение (пункт 1.2), соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Требования к организации и проведению дератизационных мероприятий установлены разделом III СП 3.5.3.3223-14, которые включают проведение обследования для оценки состояние объектов и прилегающей к нему территории, проведение профилактических и истребительных дератизационных мероприятий и контроль эффективности мероприятий.
СанПиН 3.5.2.3472-17. "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июня 2017 г. N 83 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 3.5.2.3472-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение" (далее - СанПиН 3.5.2.3472-17), устанавливают требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению и (или) снижению численности, созданию неблагоприятной среды обитания для членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение (пункт 1.1), соблюдение указанных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).
Разделом III указанных СанПиН 3.5.2.3472-17 установлены мероприятия и кратность их проведения.
"СанПиН 3.3686-21. Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 4, "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПиН 3.3686-21), разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации (пункт 1).
Раздел III. СанПиН 3.3686-21 устанавливает санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" утверждены минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным мужчинам в расчете на 1 человека в месяц выдаются: хозяйственное мыло 200 гр, туалетное мыло 50 гр, зубная паста 30 гр, зубная щетка 1 шт. (на 6 месяцев), одноразовая бритва 6 шт, туалетная бумага 25 м. Установлены также дополнительные нормы в расчете на 1 человека в месяц для осужденных, занятых на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также больным, находящимся на стационарном лечении в лечебных исправительных учреждениях - 50 г.р. хозяйственного мыла; осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, в том числе находящимся на стационарном лечении, - 200 гр. хозяйственного мыла, а осужденным мужского пола, кроме того, - 50 гр. туалетного мыла; осужденным, размещенным в карантинных отделениях исправительных учреждений, - 50 гр. хозяйственного мыла.
Кабанов А.В, отбывающий наказание в виде пожизненного лишения свободы в период с 26 сентября 2017 г. по настоящее время в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, полагая ненадлежащими условия отбывания наказания в исправительном учреждении в связи с непроведением обязательных дезинсекционных и дератизационных мероприятий, а также невыдаче ему дезинфицирующих средств для мытья полов, раковины и унитаза в период с 26 сентября 2017 г. по 12 ноября 2021 г, обратился в суд, настаивая на признании указанных действий незаконным и присуждении компенсации.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доводы и доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, в том числе предоставленную информацию о проведении дератизации помещений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, результаты проведения контрольных и проверочных мероприятий, в том числе проведенных Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, изучив журнал учета прибытия (убытия) посетителей, которым подтверждается посещение учреждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю сотрудников ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", опросив свидетелей, а также приняв во внимание выводы, изложенные в судебных актах, принятых при рассмотрении аналогичного искового заявления осужденного, отбывавшего наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их частичного удовлетворения, исходя из того, что в период отбывания наказания Кабанову А.В. в исправительном учреждении не были созданы бытовые условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с установленными нормами не проводились, наличие в камерах крыс и насекомых за весь спорный период нашло подтверждение, доказательств проведения в 2021 г..плановых обследований с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности их грызунами и членистоногими ответчиком не представлено. Кроме того, суд установилневыдачу дезинфицирующих средств в связи с обращением Кабанова А.В. в 2019 г, что послужило основанием для взыскания компенсации в размере 50 000 руб.
При определении размера компенсации суд принял во внимание принципы разумности и справедливости, характер и продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых допущены нарушения, отсутствие неблагоприятных последствий в виде вспышки каких - либо инфекционных заболеваний.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами районного суда о наличии оснований для присуждения Кабанову А.В. компенсации согласилась, отклонив как несостоятельные доводы административного ответчика о нарушении норм процессуального права при оценке доказательств наличия насекомых и грызунов.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений указанных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и подлежащих применению в соответствующий период их действия, в спорный период времени, подлежащий оценке при разрешении заявленных требований, судами допущено не было.
Выводы судов о доказанности фактов допущенных нарушений основаны на всесторонней оценке представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, выводы судов мотивированы и соответствуют материалам дела. Доводы кассационной жалобы о недопустимости представленного административным истцом доказательства (объекта - мокрицы, пойманной Кабановым А.В. в камере N) нарушений требований процессуального закона при оценке доказательств не подтверждают, основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке являться не могут.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с размером присужденной компенсации носят характер формальной субъективной оценки, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу требований частей 2 и 3 статьи 329, применительно к статье 328 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов, принимая во внимание, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки судов, повторяют позицию административных ответчиков по спору, выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального и процессуального права не подтверждают.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан - Удэ Республики Бурятия от 4 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 6 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 января 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.