Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Фонда общественного контроля "В поле зрения", поданную через суд первой инстанции 16 ноября 2022 г, на решение Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 г.
кассационное представление прокуратуры Иркутской области, поданное через суд первой инстанции 23 декабря 2022 г, на решение Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 г.
по административному делу N 3а-46/2021 по административному исковому заявлению Фонда общественного контроля "В поле зрения", Нащенко Марии Михайловны, Востриковой Самиры Ровнаковны, Живовой Елены Александровны, Панковец Людмилы Юрьевны, Устюжанина Евгения Геннадьевича о признании недействующим в части приказа Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 19 октября 2020 г. N 317-спр "Об уточнении сведений об объектах культурного наследия регионального значения, о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения и утверждении границ территорий данных объектов".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Черненко М.А, Рогозного В.Ю, представляющих интересы Фонда общественного контроля "В поле зрения", поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, поддержавшей доводы кассационного представления, возражения Карлина А.Ш, представляющего интересы Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Хороших К.А, представляющего интересы Правительства Иркутской области, Хромовой Е.А, представляющей интересы государственного автономного учреждения "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области", Андреевой А.О. и Беляева В.А, представляющих интересы Администрации г. Иркутска, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
19 октября 2020 г. Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области издан приказ N 317-спр "Об уточнении сведений об объектах культурного наследия регионального значения, о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения и утверждении границ территорий данных объектов" (далее также - Приказ N 317-спр, оспариваемый Приказ).
Пунктом 1 Приказа N 137-спр уточнены сведения об объекте культурного наследия регионального значения "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" (Иркутская область г. Иркутск, Советская ул, 176, 182), включенном и зарегистрированном в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве ансамбля (регистрационный номер 381721283000005) и о выявленном объекте культурного наследия "Казармы (жилые дома) Военного ведомства: всего пять построек" (Иркутская область г. Иркутск, Советская ул, 119-а, лит. Б; 121, лит. В; 121-а, лит. Г; 123, лит. Д, 123-а, лит. Е), изменено его наименование, время возникновения (дата создания) и местонахождение на "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище": семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих кадетского училища), семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих юнкерского училища), главное здание юнкерского училища (Военного училища), пеший манеж, здание офицерского собрания", 1915-1917 гг, 1920-1930-е гг. (Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, 119-а, лит. Б; 121, лит. В; 121-а, лит. Г; 123, лит. Д, 123-а, лит. Е; ул. Советская, 182, 184; ул. Советская, 176 (176/1, 176/2, 176/5, 176/7, 176/8, 176/9, 176/10, 176/11, 176/12, 176/13).
Пунктом 2 Приказа N 317-спр выявленный объект культурного наследия "Казармы (жилые дома) Военного ведомства: всего пять построек" (Иркутская область г. Иркутск, Советская ул, 119-а, лит. Б; 121, лит. В; 121-а, лит. Г; 123, лит. Д; 123-а, лит. Е) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и отнесен к составу ансамбля "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище": семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих кадетского училища), семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих юнкерского училища), главное здание юнкерского училища (Военного училища), пеший манеж, здание офицерского собрания" в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Пунктами 3 и 4 Приказа N 317-спр определена категория и утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище": семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих кадетского училища), семь жилых домов (флигелей для офицеров и служащих юнкерского училища), главное здание юнкерского училища (Военного училища), пеший манеж, здание офицерского собрания".
Приказ N 317-спр опубликован 20 октября на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (регистрационный номер 3801202010200007), а также в общественно-политической газете "Областная" N 126 от 11 ноября 2020 года и в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).
На момент рассмотрения административного дела Иркутским областным судом оспариваемый Приказ действовал в редакции от 19 октября 2020 г.
Фонд общественного контроля "В поле зрения" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня издания пунктов 1 и 4 Приказа N 317-спр.
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением требований федерального законодательства в сфере защиты и охраны объектов культурного наследия. Административный истец, полагал, что до принятия оспариваемого акта пообъектный состав памятника, включенного в Реестр объектов охраны культурного наследия регионального значения, был определен, а сам Комплекс состоит в "Списке памятников истории и культуры г. Иркутска, подлежащих государственной охране" 2000 г. (регистрационный номер 386). В состав объекта культурного наследия регионального значения в составе Комплекса входили 16 объектов недвижимости, тогда как оспариваемым Приказом административный ответчик фактически изменил состав данного Комплекса, в результате чего в него вошли 5 строений в составе выявленного объекта культурного наследия и одновременно с этим необоснованно были исключены объекты, являвшиеся частью Комплекса: "Клуб (бывш. баня и прачечная)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская N 176/3; "Вычислительный центр (бывш. Лазарет)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская N 176/4; "Типография (бывш. Конюшня)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская N 176/6; "Баня-прачечная (бывш. баня для кадет)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская N 176/14; "Казарма (бывш. главное здание кадетского корпуса)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская 176/15; "Продовольственный склад (бывш. баня и прачечная)", адрес: город Иркутск, улица 1-я Советская N 176/52. Поскольку границы территории объекта культурного наследия оспариваемым приказом установлены без учета объекта: "Казарма (бывш. Главное здание кадетского корпуса)", адрес: город Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/15, следовательно, пункт 4 Приказа N 317-спр также подлежит признанию не действующим.
Нарушение своих прав административный истец связывает с тем, что в результате принятия оспариваемого Приказа часть памятников архитектуры и истории были необоснованно лишены государственной охраны, чем также нарушены права жителей города Иркутска в сфере вопросов пользования, защиты и охраны объектов культурного наследия.
С административными исковыми требованиями о признании недействующими пунктов 1 и 4 Приказа N 317-спр в Иркутский областной суд обратились граждане Нащенко М.М, Вострикова С.Р, Живова Е.А, Панковец Л.Ю, Устюжанин Е.Г, ссылаясь на аналогичные, что и Фонд общественного контроля "В поле зрения", основания.
Определением Иркутского областного суда от 19 мая 2021 г. административные дела N 3а-46/2021 и N 3а-122/2021 по искам указанных выше лиц, объединены в одно производство.
Решением Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 г, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Фонд общественного контроля "В поле зрения" просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Указывает, что судами неверно сделаны выводы о том, что административным ответчиком при вынесении приказа не нарушены нормы закона, поскольку пообъектный состав объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" не был определен, соответственно административный ответчик не выводил объекты культурного наследия из состава ансамбля, а определилтакой пообъектный состав путём уточнения сведений о Комплексе в оспариваемом приказе. Указывает, что в материалы дела представлено достаточное количество доказательств, подтверждающих, что пообъектный состав Комплекса был определен и находился под государственной охраной. Кроме того, судами не дана надлежащая правовая оценка доводам административных истцов.
В кассационном представлении прокуратура Иркутской области просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт. Указывает, что не установление судами факта определения пообъектного состава Комплекса в форме учетных карточек, паспортов памятников, не говорит о том, что в его составе в принципе отсутствовали какие-либо объекты, которые могли быть отражены в иных документах. Административными истцами в суд были представлены имеющиеся в их распоряжении документы, фиксирующие перечень объектов, которые входили в состав Комплекса и рассматривались уполномоченным государственным органом, экспертом в качестве объектов культурного наследия, подлежащих охране. Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области Центру по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области было выдано охранное обязательство от 4 мая 2003 г, с перечнем объектов охраны - зданий ИВВАИУ в количестве 16 объектов. Приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 31 августа 2016 г..N 85-спр, выполненном на основании составленной в 2003 г..описи предметов охраны, было утверждено охранное обязательство, которым также указан состав объектов, подлежащих охране - 16 зданий. Кроме того, документом, подтверждающим наличие пообъектного состава Комплекса, является "Проект зон охраны, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта г..Иркутска", разработанный в 2006 г..ОАО "Иркутскгражданпроект", утвержденный постановлением администрации Иркутской области N 254-па. В 2020 г..Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области в ответе на обращение Брежневой С.С. указывает на пообъектный состав Комплекса (всего 16 объектов с указанием адресов). Данный документ также подтверждает факт осведомленности Службы о пообъектном составе Комплекса. Полагает, что судами неверно дана оценка вышеуказанным документам.
Комплексный анализ документов, исследуемых экспертом, позволял прийти к выводу о том, что объект культурного наследия "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" имел в своем составе здания Кадетского корпуса и Юнкерского училища и прилегающие к ним объекты. Вместе с тем, ряд данных объектов эксперт счел "нецелесообразным к включению в уточняемые сведения о пообъектном составе объекта культурного наследия".
Относительно доводов кассационной жалобы и кассационного представления Правительством Иркутской области, Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, Администрацией г. Иркутска принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 22 февраля 1990 г. Иркутский Совет народных депутатов принял решение N 73 об отнесении недвижимых памятников истории и культуры города Иркутска к категории местного и республиканского значения, согласно прилагаемому списку, в котором под номером 120 значится "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище", расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 176.
На дату принятия на учет памятника "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" учетные документы (паспорта) на объекты недвижимости, входящие в состав Комплекса построек не оформлялись, историко-архитектурный опорный план не был разработан, а единственным историческим исследованием строительства зданий, занимаемых ИВАТУ, являлся документ (справка) составленная 18 декабря 1988 г. Душкиным Ю.С, в которой описывалась хронология строительства без анализа культурной, исторической и иной ценности, зданий, которые могли бы быть отнесены к этому Комплексу.
Выявленные объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия на территории г. Иркутска, были включены в Аннотированный список памятников архитектуры г. Иркутска, рекомендованных к постановке на государственный учет (приложение к проекту охранных зон и зон регулирования застройки г. Иркутска), выполненный Иркутским ордена Трудового Красного Знамени политехническим институтом (сотрудники Щербин В.Т, Баландин В.Б, Басина Л.Г, Болдаковым Г.Т.) и согласованный Центральным советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 16 июля 1983 г. N 8/83. В этом списке Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище в качестве памятников истории и культуры не значился.
Согласно "Каталогу памятников архитектуры г. Иркутска", выполненному Лабораторией паспортизации памятников архитектуры кафедры Истории архитектуры и основ проектирования Иркутского политехнического института, часть II. Октябрьский район, под редакцией Щербина В.Т, 1989 г, в него под номером 210.1 включены 7 объектов поименованные как "Казармы военного ведомства", нач. ХХ в, камень, указана категория "учет", находящиеся по адресу: ул. Советская, 119, 121, 121а, 123, 123а, 182, а также под номером 211.1 значится "Манеж", нач. ХХ в, камень, находящиеся по адресу: ул. Советская, 176 (5-й уч. корпус) (всего 8 объектов), что согласно содержанию технических паспортов, соответствует следующим объектам: ул. Советская, 119 - ул. 1-я Светская, 119а, лит. Б - жилой дом, офицерский флигель (постройка по адресу: ул. Советская, 119 относится к более позднему Советскому историческому периоду); ул. Советская, 121 - ул. 1-я Советская, 121, лит. В - жилой дом, офицерский флигель; ул. Советская, 121а - ул. 1-я Советская, 121а, лит. Г - жилой дом, офицерский флигель; ул. Советская, 123 - ул. 1-я Советская, 123, лит. Д - жилой дом, офицерский флигель; ул. Советская, 123а - ул. 1-я Советская, 123а, лит. Е - жилой дом, офицерский флигель; ул. Советская, 182 - в настоящее время ул. 1-я Советская, 182 - жилой дом, офицерский флигель, отдельно учитывался "Манеж", находящийся по адресу: ул. Советская, 176 - в настоящее время ул. 1-я Советская, 176/5.
В состав объектов культурного наследия по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 176 не вошли Главное здание военного училища, оно же Учебный корпус, (находящееся в настоящее время по адресу: г. Иркутск, ул. 1-я Советская, 176/1), Казарма (историческое название Главное здание кадетского училища), находящееся по адресу: г. Иркутск, ул. 1-я Советская, 176/15, а также иные объекты, об исключении которых из состава Комплекса построек по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 176, заявляют административные истцы.
В 1991 году составлен "Список памятников истории и культуры Иркутской области, подлежащих государственной охране учету, подготовленный отделом учета, реставрации и использования памятников Министерства культуры Российской Федерации", согласно которому в него под номером 653 включен объект под названием: "Военная гимназия (кадетское училище) и юнкерское училище", нач. ХХ в, категория охраны: местная, в качестве документа о принятии на охрану указано решение Иркутского облисполкома от 22 февраля 1990 г. N 73, балансодержатель: ИВВАИУ, современное использование - военное училище, местонахождение памятника: ул. Советская, 176. К данному объекту отнесены пять строений: под номером 653/1 - учебный корпус, местонахождение ул. Советская, 119 (соответствует 1-я Светская, 119а, лит. Б - жилой дом, офицерский флигель, так как постройка по адресу: ул. Советская, 119 относится к более позднему Советскому историческому периоду); под номером 653/2 - здание казарм, местонахождение ул. Советская, 121 (ул. 1-я Советская, 121, лит. В - жилой дом, офицерский флигель); под номером 653/3 - здание казарм, местонахождение ул. Советская, 123 (ул. 1-я Советская, 123, лит. Д - жилой дом, офицерский флигель); под номером 653/4 - здание манежа, местонахождение ул. Советская, 176 (ул. 1-я Советская, 176/5); под номером 653/5 - здание казарм, местонахождение ул. Советская 182 (ул. 1-я Советская, 182 - жилой дом, офицерский флигель).
Согласно Списку вновь выявленных памятников истории и культуры города Иркутска 1994 г, согласованному Министерством культуры Российской Федерации, в него под номером 921 на стр. 94 включен памятник "Казармы (жилые дома) Военного ведомства: всего 5 построек", нач. ХХ в, камень, категория: учет, балансодержатель: КЭЧ, использование: жилье, местонахождение: ул. 1-я Советская, 119-123, состав включенных в список объектов не конкретизирован, кроме того они отнесены к категории вновь выявленных, в список включены: жилой дом - офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 119а, лит. Б, так как постройка по адресу: ул. Советская, 119 относится к более позднему Советскому историческому периоду; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 121, лит. В; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 121а, лит. Г; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 123, лит. Д; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. Советская, 123а, лит. Е.
Как следует из Сводного списка недвижимых памятников истории и культуры г. Иркутска (памятники истории и архитектуры - здания, постройки и сооружения) 1997 г. в нем под номером 1349 по порядку (N 653/1-5-СГО-91) (в нумерации имеет место отсылка к Списку 1991 г.) значится памятник: "Военная гимназия (кадетское училище) и юнкерское училище: учебный корпус, три здания казарм, здание Манежа", нач. ХХ в, камень, категория охраны: местная, в качестве документа о принятии на охрану указано решение Иркутского облисполкома от 22 февраля 1990 г. N 73, балансодержатель: ИВВАИУ, современное использование - военное училище, местонахождение памятника: ул. Советская, 119, 121, 121а, 123, 176, 182, а также под порядковым номером 1350 и номером 653/4-СГО-91 значится памятник: "Военная гимназия: манеж (5-й учебный корпус), нач. ХХ в, камень, категория охраны: местная, в качестве документа о принятии на охрану указано решение Иркутского облисполкома от 22 февраля 1990 г. N 73, балансодержатель: ИВВАИУ, современное использование - 5-й учебный корпус, ул. Советская, 176 (всего 5 объектов).
В сводном списке 2000 г. под порядковым номером 1036 (номером в списках 386-СГО-2000) значится памятник: "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" нач. ХХ в, камень, категория охраны: местная, в качестве документа о принятии на охрану указано решение Иркутского облисполкома от 22 февраля 1990 г. N 73, балансодержатель: ИВВАИУ, современное использование - военное училище, местонахождение памятника: ул. Советская, 119, 121, 123, 176, 182 (к составу Комплекса построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище также отнесено всего 5 объектов, которые соответствуют следующим объектам: жилой дом - офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Светская, 119а, лит. Б, так как постройка по адресу: ул. Советская, 119 относится к более позднему Светскому историческому периоду; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 121, лит. В; жилой дом, офицерский флигель местонахождение в настоящее время ул. 1-я Советская, 123, лит. Д; здание "Манеж", местонахождение ул. Советская, 176 (в настоящее время ул. 1-я Советская, 176/5), жилой дом - офицерский флигель местонахождение ул. Советская 182 (в настоящее время ул. 1-я Советская, 182).
Сведения об объекте культурного наследия внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 11 декабря 2017 г. N 133219-р "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище", нач. XX в. (Иркутская область) с присвоением ему регистрационного номера 381721283000005.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 23 апреля 2021 г. N 02-76-2674/21, по состоянию на 23 апреля 2021 г. в реестре состоит объект культурного наследия: наименование "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище"; дата возникновения (создания) объекта - нач. ХХ в.; адрес: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, 176; категория историко-культурного значения: объект культурного наследия регионального значения; вид объекта: ансамбль
3 июня 2020 г. гражданином Лебедевым Е.В. с государственным экспертом Прокудиным А.Н. был заключен договор на проведение историко-культурной экспертизы в целях:
- обоснования включения в реестр выявленного объекта культурного наследия "Казармы (жилые дома) Военного ведомства: всего пять построек (Иркутская область, г. Иркутск, Советская, ул. 119-а, лит. Б; 121, лит. В; 121-а, лит. Г; 123, лит. Д; 123-а, лит. Е;
- уточнения сведений об объекте культурного наследия "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" (Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, 176, 182), включенного в реестр, о выявленном объекте культурного наследия.
В период с 3 июня 2020 г. по 27 июля 2020 г. экспертом Прокудиным А.Н. был изготовлен Акт государственной историко-культурной экспертизы от 27 июля 2020 г, который размещен на сайте Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23 сентября 2020 г. для общественного обсуждения с 23 сентября 2020 г. по 14 октября 2020 г. В указанный период времени в Службу в установленные сроки поступили от председателя Совета ИРО ВООПИК Чертилова А.К. (исх. N 22/1-ГИКЭ от 13 октября 2020 г.), а также от архитектора Калининой И.В. от 12 октября 2020 г.
После проверки Службой Акта от 27 июля 2020 г. на соответствие законодательству Российской Федерации в сфере охраны памятников, подготовлено заключение о соответствии этого акта требованиям статьей 31, 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также Положению N 569, вследствие чего принят оспариваемый нормативный правовой акт.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями части 2 статьи 44, пункта "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г..N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 25 июня 2002 г..N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", части 1 статьи 10, части 3 и 21 статьи 54 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г..N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 12 марта 2010 г..N 10-оз "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации", части 1 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 июля 2014 г..N 90-оз "О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации", части 2 статьи 4, части 1 статьи 8 Закона Иркутской области от 23 июля 2008 г..N 57-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Иркутской области", подпунктов 2, 5, 8, 33 пункта 7, подпункта 1 пункта 10 Положения о службе по охране объектов культурного наследия
Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 9 марта 2010 г..N 31-пп, пришел к выводу, что Приказ N 317-спр принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, процедуре и порядку его принятия, подписания, опубликования и введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, проанализировав положения статьи 7 Закона СССР от 29 октября 1976 г..N 4692-IX "Об охране и использовании памятников истории и культуры", статьей 6, 16, 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г.."Об охране и использовании памятников истории и культуры", Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г..N 865 "Об утверждении пунктом 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", а также пунктов 9, 12, 15, 16, 17, 26 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г..N 203, статьи 9.2, пунктов 1-3 статьи 15, статьи 16, пунктов 3 и 4 статьи 16.1, статей 18, 28, 29, 30, пункт 1 статьи 32, подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 33, пункта 3 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г..N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пункта 1 статьи 17, статьи 18 Федерального закона от 22 октября 2014 г..N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пунктов 2, 3, 5, 6, 8, 10 Порядка проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 июля 2015 г..N 1905, пункта 18 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г..N 569, пришел к выводу, что отнесение Комплекса построек к категории памятников истории и культуры регионального значения осуществлено в установленном порядке, по согласованию с Министерством культуры РСФСР, в
соответствии с требованиями статьи 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г, а также с Центральным Советом ВООПИК.
На момент принятия на учет памятника "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" учетные документы - паспорта на объекты недвижимости, входящие в состав Комплекса построек в установленном порядке не оформлялись, историко-архитектурный опорный план не был разработан, в силу указанного объект культурного наследия "Комплекс построек военной гимназии (кадетское училище) и юнкерское училище" был принят под охрану с нарушением действовавшего на тот момент Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры", а также Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 без определения компетентным органом пообъектного состава Комплекса построек, оформления учетных документов на постройки, входящих в его состав, определения его исторической, культурной или иной ценности (Справка об отсутствии документов в архиве заведующей архивом службы отдела финансового, информационно-технического обеспечения от 2 марта 2021 г.). Принятыми в последующем актами компетентного органа состав объекта культурного наследия также не был определён.
В реестр объектов культурного наследия сведения о данном ансамбле, как памятнике градостроительства и архитектуры также внесены без определения пообъектного состава.
Анализируя содержание акта государственной историко-культурной экспертизы от 27 июля 2020 г, послужившего основанием для принятия Приказа N 137-спр, а также замечаний на него, суд пришел к выводу о соответствии акта экспертизы требованиям статьей 28, 29, 31 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, так как требования к порядку назначения и проведения историко-культурной экспертизы соблюдены, цели и объекты экспертизы соответствуют требованиям закона. Акт оформлен в соответствии с пунктом 19 Положения N 569, принципы проведения историко-культурной экспертизы соблюдены, к акту приложены графические материалы, научная документация, также он содержит необходимый перечень сведений, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для включения выявленных объектов в государственный реестр, а также для уточнения сведений о включенном в реестр памятнике, недостатки акта не носят существенного характера и не ставят под сомнение правильность его выводов.
При таких данных суд первой инстанции пришел к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что как при первоначальной постановке на государственную охрану (1990 г.), так и в последующие периоды (вплоть до даты принятия оспариваемого Приказа) пообъектный состав Комплекса в установленном законом порядке не устанавливался и определён не был.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы и кассационного представления не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом и прокурором обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявители указывают, что в материалы настоящего дела представлены доказательства, подтверждающие, что пообъектный состав Комплекса был определён до принятия Приказа N 317-спр, а именно:
- охранное обязательство от 4 мая 2003 г, регистрационный номер 217/2003, выданное Центру по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области (орган, выполняющий функции Службы в 2003 году), с перечнем объектов охраны - зданий ИВВАИУ в количестве 16 объектов;
- охранное обязательство, утвержденное приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области N 85-спр от 31 августа 2016г, где также указан состав объектов, подлежащих охране - 16 объектов;
- письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области N 0276-4621/20 от 10 июля 2020 г, адресованное Брежневой С.С, в котором Служба, со ссылкой охранное обязательство, утвержденное приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области N 85-спр от 31 августа 2016 г, указывает на те же 16 объектов недвижимости в составе Комплекса, адреса которых соответствуют адресам на историко-архитектурном опорном плане-схеме (приложение).
Следовательно, по мнению заявителей, административный ответчик во взаимоотношениях с третьими лицами подтверждал, что в состав объекта культурного наследия регионального значения, как Комплекса входили 16 объектов недвижимости.
Данный довод являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, обоснованно отклонен по мотивам, подробно изложенным в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, оснований не согласиться с выводами судов не имеется. Так при рассмотрении настоящего административного дела было установлено, что, как при выявлении объекта культурного наследия компетентным органом, так и в последующем его состав не был определён. При этом указание в поименованных выше охранных обязательствах, а также письме конкретных элементов объекта культурного наследия об обратном не свидетельствует. Вследствие чего доводы кассационной жалобы и кассационного представления о необоснованном исключении посредством уточнения сведений об объекте из его состава следующих объектов: "Клуба (бывшая баня и прачечная)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/3; "Вычислительного центра (бывш. Лазарет)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/4; "Типографии (бывш. Конюшня)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/6; "Бани-прачечной (бывш. баня для кадет)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/14; "Казармы (бывшее главное здание кадетского корпуса)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/15; "Продовольственного склада (бывшая баня и прачечная)", адрес: г. Иркутск, ул. 1-я Советская N 176/52 ошибочны.
Законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия не регламентирован процесс внесения изменений в реестровые сведения об объектах культурного наследия. Вместе с тем, поскольку в отношении спорного объекта состав ансамбля изначально не был определен, избранный административным ответчиком способ дополнения сведений о памятнике градостроительства и архитектуры, которые должны были определены при его выявлении, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, действующему законодательству не противоречит. При этом указание административных истцов о противоправном исключении из состава ансамбля ряда объекта не подтверждено надлежащими доказательствами, поскольку доказательства вхождения указанных объектов в состав ансамбля отсутствуют. Поименованные выше охранные обязательства, а таже письмо таковыми не являются.
Следует также отметить, что доводы заявителей о составе ансамбля, основанные исключительно на данных его адресации и общности размещения объектов на местности, нельзя признать обоснованными. Как следует из решения N 53/6-КС от 22 сентября 2015 г. "Об отчете Правительства Иркутской области о распоряжении государственной собственностью Иркутской области за 2015 г." в 2013-2015 гг. состоялась безвозмездная передача имущества из федеральной собственности в государственную собственность Иркутской области 54 объектов недвижимого имущества, расположенных в г. Иркутске, ул. Советская, 176 (на территории бывшего Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (в/г N 19), из собственности Министерства обороны Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
При таких данных, с учетом совокупности всех исследованных судами доказательств, нет оснований полагать, что при принятии решения 22 февраля 1990 г. об отнесении Комплекса построек военной гимназии (кадетское) и юнкерское училище, расположенного по адресу г. Иркутск ул. Советская, 176 к объектам культурного наследия, был определен конкретный состав данного комплекса. Включение в состав объекта культурного наследия всех либо конкретных зданий, расположенных по данному адресу, исключая объекты, прямо поименованные в нормативных актах, которыми на конкретные даты определены списки объектов культурного наследия, не нашло своего подтверждения. Вследствие чего доводы заявителей, что здания поименованных в административном иске были необоснованно исключены из состава комплекса обоснованно отклонены судами.
Доводы кассационной жалобы о недопустимости как доказательства акта государственной историко-культурной экспертизы, подготовленного 27 июля 2020 г. экспертом Прокудиным А.Н, ввиду допущенных методологических нарушений, наличии противоречий, произвольном определении экспертом состава объекта без соответствующего научного обоснования, повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Выводы судов, изложенные в судебных актах полностью подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, в том числе исходя из критериев их допустимости и достоверности. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка на Письмо Минкультуры России от 11 апреля 2017 г. N 106-01.1-39-01 "О возможности изменения ранее установленных предметов охраны объектов культурного наследия" не свидетельствует о неправильном применении судами, относительно возникших правоотношений, норм материального права.
Доводы кассационных жалобы и представления не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 24 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобу и представление - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.