Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Черемисина Е.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, поданную 5 декабря 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 сентября 2022 г, по административному делу N 2а-922/2022 по административному исковому заявлению Зиновьевой Ирины Анатольевны в лице законного представителя Зиновьевой Татьяны Геннадьевны о признании незаконным распоряжения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителей администрации Железнодорожного района в г. Красноярске Сорокиной Э.В, Акуловой С.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Зиновьева Т.А, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО16, обратилась в Железнодорожный районный суд г. Красноярска с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от 18 мая 2021 г. N 262-р "О выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней ФИО17
В обоснование требований указано, что Зиновьева Т.Г. и Зиновьев А.В. обратились в администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске с заявлением о выдаче предварительного разрешения на отчуждение имущества несовершеннолетней дочери ФИО18 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). На основании заявления 18 мая 2021 г. администрацией Железнодорожного района в г. Красноярске выдано распоряжение N 262-р, которым разрешена продажа жилого помещения, расположенного по адресу: г. Норильск, "адрес" собственником ? доли которого является ФИО19 при условии приобретения в ее собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" В июне 2021 г. совершены сделки по продаже квартиры, расположенной по "адрес" и приобретению на имя Зиновьевой И.А. квартиры по "адрес".
Из уведомления от 21 октября 2021 г. N, направленного администрацией г. Норильска законному представителю ФИО1 - Зиновьевой Т.Г, стало известно, что приобретенное в собственность несовершеннолетней жилое помещение по адресу: "адрес", является аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжений администрации г. Норильска от 15 января 2021 г. N и от 28 мая 2021 г. N.
Полагает, что оспариваемым распоряжением допущены нарушения прав несовершеннолетней ФИО1, поскольку уполномоченный орган был обязан проверить принятые им документы на законность совершаемой сделки, а также обязан был проявить должную осмотрительность при согласовании сделки по отчуждению имущества несовершеннолетней.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 июня 2022 г. в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 сентября 2022 г. решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 июня 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, признано незаконным распоряжение администрации Железнодорожного района в городе Красноярске от 18 мая 2021 г. N 262-р "О выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней ФИО20.".
В кассационной жалобе администрация Железнодорожного района в г. Красноярске ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
В обоснование жалобы указывают, что на момент рассмотрения администрацией заявления Зиновьевой Т.Г, ФИО13 о выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней ФИО1, администрация не располагала сведениями о том, что жилое помещение по адресу: "адрес" является аварийным и подлежащим сносу. Администрация была уведомлена об этом Зиновьевой Т.Г. только 21 октября 2021 г. Полагают, что административному истцу за защитой своего права надлежит обратиться в Норильский городской суд Красноярского края по месту нахождения указанного в оспариваемом распоряжении жилого помещения. Кроме того, указывают, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителей административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных представителем административного истца, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Судами установлено, что Зиновьева Т.Г. и Зиновьев А.В, являются родителями несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 28 апреля 2021 г. Зиновьевы Т.Г. и А.В. обратились в администрацию Железнодорожного района в г. Красноярске (по месту жительства несовершеннолетней ФИО1) с заявлением о выдаче предварительного разрешения на отчуждение квартиры, общей площадью 43, 1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" "адрес", собственником ? доли которой является несовершеннолетняя Зиновьева Т.Г, в связи с приобретением в единоличную собственность ФИО1 однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 21, 4 кв.м.
Распоряжением администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от 18 мая 2021 г. N 262-р "О выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней ФИО1" разрешена продажа жилого помещения (1/2 доли в праве общей долевой собственности) на квартиру при условии приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", собственником которого будет являться несовершеннолетняя ФИО1
11 июня 2021 г. между ФИО9, ФИО10 (продавцы) и ФИО1 (покупатель) в лице законных представителей, заключен договор купли - продажи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 21, 4 кв.м, на основании которого 29 июня 2021 г. произведена регистрация права собственности ФИО1 на указанную квартиру.
19 июня 2021 г. между Зиновьевыми (продавцы) и ФИО11 (покупатель), заключен договор купли - продажи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", район Талнах, "адрес", на основании которого прекращено право собственности ФИО1 на принадлежащую ей дою в праве собственности.
Кроме того, установлено, что заключением межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования г. Норильск N от 16 декабря 2020 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", был признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании заключения межведомственной комиссии администрацией г. Норильска принято распоряжение от 15 января 2021 г. N 63 "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", собственникам помещений установлен срок для осуществления сноса многоквартирного дома - до 1 апреля 2021 г, установлен срок для переселения нанимателе жилых помещений - до 1 апреля 2022 г.
Распоряжением Администрации г. Норильска от 28 мая 2021 г. N 2635 "Об изъятии земельного участка для муниципальных нужд" принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу для муниципальных нужд.
Сообщение о планируемом изъятии земельного участка, отведенного под многоквартирный дом, было размещено на официальном сайте муниципального образования г. Норильск в разделе "Городское хозяйство", в подразделе "Управление городского хозяйства Администрации города Норильска" - "Объявления", а также в газете "Заполярная правда" 11 февраля 2021 г.
Отменяя решение районного суда, которым было отказано в удовлетворении заявленных требований, и принимая новое решение об удовлетворении требований и признании незаконным распоряжения администрации Железнодорожного района в г. Красноярске от 18 мая 2021 г N 262-р "О выдаче предварительного разрешения на отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетней ФИО1", руководствуясь статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Положением о порядке выдаче предварительных разрешений на совершение сделок с недвижимым имуществом, на которое несовершеннолетние имеют право собственности, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска от 18 июня 2010 г. N 249 "О мерах по защите прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимым имуществом" (далее - "Положение"), суд апелляционной инстанции указал на незаконность распоряжения, поскольку данных, которые бы свидетельствовали о соблюдении интересов несовершеннолетней, органом опеки и попечительства не представлено. Приобретаемое жилое помещение в установленном законом порядке было признано аварийным, что повлечет за собой утрату жилого помещения, что с явной очевидностью свидетельствует об уменьшении стоимости имущества несовершеннолетнего, и, следовательно, об отсутствии условий для отчуждения имущества несовершеннолетнего. При этом выводы районного суда об отсутствии оснований для признания распоряжения незаконным по мотивам отсутствия каких-либо ограничений (обременений) в отношении приобретаемого объекта недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на момент рассмотрения заявления признаны ошибочными. Указано также, что предусмотренный законодательством механизм компенсации за изъятие аварийного жилого помещения не отменяет факт приобретения взамен отчуждаемого, жилого помещения, непригодного для проживания.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношений. Доводы кассационной жалобы администрации Железнодорожного района в г. Красноярске являлись предметом судебной проверки и оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены, о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права не свидетельствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением случаев, установленных указанным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного федерального закона основными задачами органов опеки и попечительства являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.
Принимая во внимание, что отчуждаемое жилое помещение, а равно приобретаемое взамен отчуждаемого жилого помещения, находилось в другом населенном пункте, на которое не распространяются полномочия администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, реализуя свои полномочия, органу опеки и попечительства в целях зашиты прав и законных интересов, а также осуществления контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетней ФИО1, следовало, проявив должную осмотрительность, в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 указанного выше "Положения", получить сведения у органа опеки и попечительства по месту нахождения приобретаемого жилого помещения, расположенного в другом населенном пункте, что не было сделано, и повлекло выдачу разрешения на отчуждение недвижимого имущества несовершеннолетнего, на условиях, повлекших его уменьшение, поскольку фактически было приобретено жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу.
В связи с изложенным, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения и наличии оснований, установленных статьей 227 КАС РФ, для удовлетворения требований, являются правильными. Доводы кассационной жалобы об отсутствии у административного ответчика сведений о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не могут являться основанием для отмены апелляционного определения, направлены на иную оценку установленных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту его нахождения, а в случае, если место нахождения органа местного самоуправления, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанного органа.
В соответствии с часть 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Принимая во внимание, что предметом оспаривания является распоряжение администрации Железнодорожного района в г. Красноярске, ФИО1 и ее законный представитель Зиновьева Т.Г. проживают на территории Железнодорожного района г. Красноярска, доводы кассационной жалобы о нарушении судами правил подсудности спора являются необоснованными, не могут повлечь отмену судебных актов.
Не могут являться основанием для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о нарушении срока на обращение в суд, поскольку, как следует из административного искового заявления и не доказано иного, о нарушении прав несовершеннолетнего стало известно после получения уведомления от 21 октября 2021 г, направленного администрацией г. Норильска законному представителю, в связи с чем срок, установленный статьей 219 КАС РФ, с момента, когда заявителям стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, на момент обращения в суд 1 декабря 2021 г. пропущен не был.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба администрации Железнодорожного района в г. Красноярске удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 20 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 12 января 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.