Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Пушкаревой Н.В, Виноградовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мидигулова Рашида Фарсетдиновича на решение Ленинского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 июня 2022 года по административному делу N 2а-1081/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области к Мидигулову Рашиду Фарсетдиновичу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Омской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Мидигулова Р.Ф. задолженности по страховым взносам, пени на общую сумму 40 943, 48 руб, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 руб, пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 55, 16 руб. за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 на недоимку по страховым взносам за 2020 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2020 год в размере 8 426 руб, пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 14, 32 руб. за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 на недоимку по страховым взносам за 2020 год, мотивируя тем, что Мидигулов Р.Ф. в период с 09.09.2015 по 18.01.2021 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов за заявленный ко взысканию период, однако свою обязанность по уплате страховых взносов в установленный действующим законодательством срок в добровольном порядке в полном объеме не исполнил. Направленное в адрес налогоплательщика требование N 529 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 13.01.2021 в установленный в данном требовании срок (до 05.02.2021) Мидигуловым Р.Ф. также не исполнено. Выданный по заявлению инспекции 24.05.2021 судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка 61 в Ленинском судебном районе в г. Омске от 23.07.2021 в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 июня 2022 года, заявленные инспекцией административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 февраля 2022 года, Мидигуловым Р.Ф. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений со ссылкой на допущенные судами нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что не был уведомлен налоговым органом о наличии задолженности, в связи с чем не имел возможности подготовиться и защитить свои права. Полагает, что судом апелляционной инстанции дана неверная оценка обстоятельствам дела, в частности, указано, что о причинах неявки в судебное заседание судов первой и апелляционной инстанции он не известил, что не соответствует действительности. Кроме того, ссылается на списание с его банковского счета денежных средств, несмотря на подачу им заявления 11.08.2022 о сохранении на счету доходов в размере прожиточного минимума, а также на нарушение его прав при совершении исполнительных действий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1 статьи 432 НК РФ).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 статьи 432 НК РФ).
На основании подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ за расчетный период 2020 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере составляют 32 488 руб. в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 8 426 руб.
Расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дачу государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 432 НК РФ).
Исходя из приведенного правового регулирования суды, установив, что в период 09.09.2015 по 18.01.2021 Мидигулов Р.Ф. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, пришли к обоснованному выводу о том, что в указанном периоде административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов и должен была производить их уплату в фиксированном размере.
Доводы Мидигулова Р.Ф. о противодействии со стороны органов власти осуществлению им предпринимательской деятельности подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства применительно к спорным правоотношениям в силу действующего законодательства правового значения не имеют.
Закон не связывает наличие у плательщика страховых взносов соответствующей обязанности с фактом осуществления предпринимательской деятельности и наличием дохода от ее получения.
В соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Требованием об уплате налога согласно статья 69 приведенного Кодекса признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, которой в соответствии со статьей 11 данного Кодекса признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки, пени, то есть денежной суммы, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (подпункт 14 пункта 1 статьи 31, пункт 1 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Установив, что обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год Мидигуловым Р.Ф. в установленный действующим законодательством срок в добровольном порядке также не исполнена, требование N 529 по состоянию на 13.01.2021 года об уплате страховых взносов и пени, начисленных за их неуплату, направленное налогоплательщику по адресу регистрации заказной корреспонденцией, в установленный данным требованием срок (до 05.02.2021 года) не исполнено, выданный мировым судьей судебного участка N 61 Ленинского судебного района в городе Омске 24.05.2021 по заявлению инспекции судебный приказ отменен 23.07.2021 года по заявлению должника, что послужило основанием для обращения налогового органа 29.12.2021 с настоящим административным иском о взыскании задолженности, суды пришли к верному выводу о том, что порядок и сроки принудительного взыскания инспекцией соблюдены, в связи с чем, проверив правильность расчета заявленных ко взысканию сумм страховых взносов и пени, обоснованно удовлетворили заявленные требования о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 32 448 руб, пени по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 55, 16 руб. за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 на недоимку по страховым взносам за 2020 год; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2020 год в размере 8 426 руб, пени по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 14, 32 руб. за период с 01.01.2021 по 12.01.2021 на недоимку по страховым взносам за 2020 год.
Приведенные Мидигуловым Р.Ф. в кассационной жалобе доводы о том, что он не был уведомлен налоговым органом о наличии задолженности, в связи с чем не имел возможности подготовиться и защитить свои права, на материалах административного дела не основаны, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, плательщиками производится самостоятельно. Факт надлежащего направления в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о списании с его банковского счета денежных средств, несмотря на подачу им заявления 11.08.2022 о сохранении на счету доходов в размере прожиточного минимума, а также на нарушении его прав при совершении исполнительных действий, подлежат отклонению как не относящиеся к предмету рассматриваемого спора.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы по приведенным в ней доводам нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Доводы административного ответчика о том, что о причинах неявки в судебное заседание судов первой и апелляционной инстанции он известил суды посредством телефонограммы, о наличии таких оснований не свидетельствует, поскольку правильных выводов судов двух инстанций по существу спора не опровергают.
О дате, времени и месте рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций ответчик, как следует из материалов дела, извещен своевременно и надлежащим образом. Рассмотренный судами спор не относится к категории споров, подлежащих рассмотрению с обязательным участием ответчика; явка Мидигулова Р.Ф. обязательной судами также не признавалась.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мидигулова Рашида Фарсетдиновича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.