Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0012-01-2022-000099-70 (N2-184/2022) по иску Ч.С.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Ч.С.В. на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 24 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ч.С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее- ОПФР по Алтайскому краю) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указал, что продолжительность его страхового стажа составляет более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент составляет более 21.
Он считает, что его общий трудовой стаж на работах в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, лесоустроительных и изыскательских работах, а также на работах в районах Крайнего Севера дает ему право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее-Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
8 октября 2021 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 22 октября 2021 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано. В стаж работы истца не засчитаны спорные периоды работы.
Просил суд признать незаконным решение пенсионного органа от 22 октября 2021 г. N об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости; возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с занятостью в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в качестве водителя Северной нефтегазоразведочной экспедиции периоды с 1 июля 1994 г. по 31 августа 1994 г, с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1994 г, с 1 июля 1995 г. по 31 июля 1995 г, период работы в Восточно-Сибирской геофизической экспедиции с 21 января 2010 г. по 28 января 2010 г, периоды работы в качестве водителя в Производственном филиале "Томскгазгеофизика" ООО "Георесурс с 5 мая 2012 г. по 15 мая 2012 г, с 13 июня 2012 г. по 4 июля 2012 г, с 20 июля 2012 г. по 6 августа 2012 г, с 16 августа 2012 г. по 31 августа 2012 г, с 3 сентября 2012 г. по 6 сентября 2012 г, с TOC \o "1-5" \h \z 21 сентября 2012 г. по 1 октября 2012 г, с 18 декабря 2012 г. по 23 декабря 2012 г, с 13 мая 2013 г. по 27 мая 2013 г, с 28 июня 2013 г. по 1 августа 2013 г, с 9 сентября 2013 г. по 25.10.2013 г, с 13 мая 2014 г. по 25 мая 2014 г, с 6 июля 2014 г. по 17 августа 2014 г, с 3 октября 2014 г. по 10 октября 2014г, с 27 октября 2014 г. по 27 октября 2014 г, с 10 сентября 2015 г. по 20 сентября 2015 г, с 1 октября 2015 г. по 3 октября 2015 г, с 9 октября 2015 г. по 25 октября 2015 г, с 17 февраля 2016 г. по 20 февраля 2016 г, с 13 июля 2016 г. по 6 ноября 2016 г, с 8 ноября 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 12 июля 2017 г. по 17 июля 2017 г.; период работы в АО "Ермаковское предприятие по ремонту скважин" с 25 мая 2020 г. по 25 июня 2020 г, просил возложить на ответчика обязанность назначить истцу с 8 октября 2021 г. страховую пенсию по старости на условиях, предусмотренных п. 6. ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 24 марта 2022 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2022 г. решение Славгородского городского суда Алтайского края от 24 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ч.С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ч.С.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился 8 октября 2021 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 22 октября 2021 г. N истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с применением норм приложения N 7 было отказано, ввиду отсутствия у него требуемого специального стажа.
Из оспариваемого решения следует, что на основании представленных документов и согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица продолжительность страхового стажа составила более 25 лет, индивидуальный пенсионный коэффициент более 21.
Специальный стаж работы Ч.С.В. составил:
согласно п.6 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (работа в экспедициях, партиях и т.д.) - 1 год 6 месяцев 27 дней, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев;
специальный стаж работы по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (тяжелые условия труда) - 1 год 06 месяцев 25 дней, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев;
специальный стаж работы по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в районах Крайнего Севера) с учетом суммирования (ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) с периодами работы по п.6 ч.1 ст.30 и п.2 ч. 1 ст.30 - 12 лет 07 месяцев 12 дней, вместо требуемых 15 лет.
Спорные периоды работы, указанные истцом в иске, не засчитаны в специальный стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку истец находился либо в отпуске без сохранения заработной платы, либо данные дни не оплачивались работодателем, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Согласно записям в трудовой книжке истец работал:
с 4 апреля 1989 г. по 9 ноября 2000 г. в Северной нефтегазоразведочной экспедиции в должности водителя;
с 26 октября 2009 г. по 27 сентября 2010 г. в качестве водителя в сейсморазведочной партии;
с 29 июля 2011 г. по 17 июля 2017 г. в ООО "Георесурс" в должности водителя;
с 4 апреля 2018 г. по 19 августа 2020 г. в транспортном цехе ЗАО "Ермаковское предприятие по ремонту скважин", в качестве водителя.
Обратившись с данным иском в суд, истец указывал на то, что он в спорный период времени работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, безусловным доказательством, по мнению истца, является трудовая книжка.
Между тем, справкой ООО "Газпром георесурс" ПФ "Томскгазгеофизика", уточняющей особый характер работы истца, от 17 июля 2017 г. N подтверждается, что истец работал в указанном производственном филиале полный рабочий день в периоды с 29 июля 2011 г. по 18 августа 2011 г, с 19 августа 2011 г. по 31 декабря 2015 г, с 1 января 2016 г. по 17 июля 2017 г. в должности водителя, за исключением следующих периодов - отпуска без сохранения заработной платы: с 5 мая 2012 г. по 15 мая 2012 г, с 13 июня 2012 г. по 4 июля 2012 г, с 20 июля 2012 г. по 6 августа 2012 г, с 16 августа 2012 г. по 31 августа 2012 г, с 3 сентября 2012 г. по 6 сентября 2012 г, с TOC \o "1-5" \h \z 21 сентября 2012 г. по 1 октября 2012 г, с 18 декабря 2012 г. по 23 декабря 2012 г, с 13 мая 2013 г. по 27 мая 2013 г, с 28 июня 2013 г. по 1 августа 2013 г, с 9 сентября 2013 г. по 25.10.2013 г, с 13 мая 2014 г. по 25 мая 2014 г, с 6 июля 2014 г. по 17 августа 2014 г, с 3 октября 2014 г. по 10 октября 2014г, с 27 октября 2014 г. по 27 октября 2014 г, с 10 сентября 2015 г. по 20 сентября 2015 г, с 1 октября 2015 г. по 3 октября 2015 г, с 9 октября 2015 г. по 25 октября 2015 г, с 17 февраля 2016 г. по 20 февраля 2016 г, с 13 июля 2016 г. по 6 ноября 2016 г, с 8 ноября 2016 г. по 11 ноября 2016 г, с 12 июля 2017 г. по 17 июля 2017 г.
С учетом указанных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанные периоды обоснованно не включены ответчиком в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку фактически в указанный период времени истец трудовые функции не исполнял, находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Также и в период с 1 июля 1994 г. по 31 августа 1994 г, с 1 октября 1994 г. по 31 декабря 1994 г, с 1 июля 1995 г. по 31 июля 1995 г. истец находился в отпуске без сохранения заработной платы, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы от 13 октября 2003 г, выданной ОАО Северная нефтегазоразведочная экспедиция.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы, от 21 мая 2014 г. ЗАО "Новосибнефтегазгеофизика" следует, что истец был принят на работу 8 января 2009 г, уволен 26 октября 2009 г.; принят 28 сентября 2010 г, уволен 10 мая 2011 г. в указанные периоды работы истец работал полную рабочую неделю. Аналогичная информация содержится в архивной справке от 23 сентября 2020 г. N ГКУ НСО ГАНО.
Согласно отзыву ответчика, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета период с 21 января 2010 г. по 28 января 2010 г. работодателем Восточно-Сибирской геофизической экспедицией не оплачен, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих работу истца в указанный период полную рабочую неделю, полный рабочий день.
Относительно заявленного истцом периода с 25 мая 2020 г. по 26 мая 2020 г. суд учел, что сведениями индивидуального учета упомянутый период работодателем АО "Ермаковское предприятие по ремонту скважин" не оплачен, страховые взносы работодателем в пенсионный фонд не начислялись и не уплачивались, что подтверждается информацией ответчика от 15 марта 2022 г.
Отказывая в удовлетворении иска, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, все периоды, перечисленные истцом в иске, относятся к отпускам без сохранения заработной платы, следовательно, не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, указав, что истец представил в качестве дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции справку ООО "Газпром недра" от 30 мая 2020 г, уточняющую особый характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, которой подтверждается работа истца в районе Крайнего Севера, ЯНАО Ямальского района в следующие периоды:
с 1 января 2021 г. по 22 мая 2021 г. (4 мес. 22 дня) - водителем автомобиля в сейсморазведочной партии N 2;
с 13 июля 2021 г. по 9 сентября 2021 г. (1 мес. 28 дней) водителем автомобиля в сейсморазведочной партии N 3.
Данные периоды входят в периоды работы по состоянию на день обращения истца в пенсионный орган, в связи с чем подлежат учету пенсионным органом, против чего ответчик не возражал, в связи с чем с учетом специального стажа, учтенного пенсионным органом в бесспорном порядке (отзыв пенсионного органа от 7 июля 2022 г.) и включения данных периодов в специальный стаж работы в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ на дату обращения за назначением пенсии - 8 октября 2021 г. стаж истца составляет:
- по п.п.6 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 02 года 1 месяц 17 дней, вместо требуемых 12 лет 06 месяцев, - по п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ -2 года 1 месяц 15 дней вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, по п.п. 6 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 13 лет 2 месяца 2 дня вместо требуемых 15 лет.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что справкой также подтверждается работа истца в районе Крайнего Севера, ЯНАО, Ямальского района в следующие периоды:
с 17 ноября 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (1 мес. 14 дней) водителем автомобиля в сейсморазведочной партии N 3, с 1 января 2022 г. по 4 мая 2022 г. (4 мес. 4 дня) водителем автомобиля в сейсморазведочной партии N 3.
С учетом данной информации период, который не входит в период времени на дату обращения с заявлением, но также признается ответчиком в качестве подлежащего учету специального стажа (отзыв пенсионного органа от 7 июля 2022 г.) специальный стаж истца на 4 мая 2022 г. составляет:
по п.п.6 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 02 года 7 месяцев 5 дней, вместо требуемых 12 лет 06 месяцев, по п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 2 года 7 месяцев 3 дня вместо требуемых 12 лет 6 месяцев, по п.п. 6 п.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ - 13 лет 7 месяцев 20 дней вместо требуемых 15 лет.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом названных дополнительных сведений, оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии не усматривается ни по состоянию на 8 октября 2021 г, ни по состоянию на 13 июня 2022 г.
Суд апелляционной инстанции учел, что предметом иска являлась проверка законности решения пенсионного органа от 22 октября 2021 г. по обращению истца по состоянию на 8 октября 2021 г, но представленные истцом новые доказательства его работы в указанных условиях в новых периодах не были ни предметом рассмотрения пенсионного органа, ни предметом иска. Тем не менее, проверив данные периоды, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что новые периоды работы истца в районах Крайнего Севера по - прежнему не влекут изменение решения пенсионного органа от 22 октября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ 2О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
- мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п.6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона от 13 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, с 1 января 2021 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи (ст.30), имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п.п. 1-18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу положений ч.1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2).
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2021 г. N1532 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных пунктом 3 настоящих Правил.
Согласно п.п.4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.4).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (п.5).
Установив, что стажа истца недостаточно для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о том, что необходимый стаж подтвержден трудовой книжкой, что, по мнению истца, является достаточным в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Кроме того Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными приказом Министерства труда России N 546н от 5 августа 2021 г, урегулирована процедура рассмотрения заявления об установлении страховой пенсии.
Пунктом 18 названных Правил определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.
Таким образом, обязанностью пенсионного органа является принятие решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Поскольку в периодах работ, указанных в трудовой книжке истца, имелись периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы, суд в силу приведенного правового регулирования пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 24 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ч.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.