Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2022-001296-18 (N 2-1708/2022) по иску Д.М.И. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Д.М.И, ее представителя - С.К.К, возражавших удовлетворению кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Д.М.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОПФР по Кемеровской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обосновании исковых требований указала, что 15 июня 2021 г. она обратилась в ОПФР в Заводском районе г. Кемерово с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, представив трудовую книжку, согласно которой имеет стаж работы на педагогических должностях в детских образовательных учреждениях свыше 25 лет.
Решением пенсионного органа от 13 декабря 2021 г. N ей отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального педагогического стажа, при этом из стажа работы исключены спорные периоды работы, так как соответствующими Списками профессий и должностей, такие учреждения как "школа-Учебно-производственный комбинат", "Учебно-производственный комплекс", "Межшкольный учебный комбинат" не предусмотрены, а также не подлежит включению в специальный стаж период прохождения ею курсов и учеба.
Считает данное решение незаконным и необоснованным, так как на момент обращения ее стаж педагогической деятельности составлял 32 года, 9 месяцев 10 дней, и в спорные периоды работы она осуществляла деятельность, связанную с воспитанием и обучением детей, то есть - педагогическую деятельность, в связи с чем имеет право на получение досрочной пенсии по старости, назначаемой в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" (далее-Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа от 13 декабря 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. (03 месяца 16 дней) - в качестве мастера производственного обучения в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена"; с 1 сентября 1995 г. по 12 марта 1997 г. (01 год 06 месяцев 12 дней) - в должности учителя в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена"; с 13 марта 1995 г. по 4 февраля 2001 г. (03 года 10 месяцев 22 дня) - в качестве учителя в МОУ "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена"; с 5 февраля 2001 г. по 3 марта 2004 г. (03 года 28 дней) - в качестве учителя в МОУ Межшкольный учебный комбинат "Смена"; с 4 марта 2004 г. по 31 декабря 2006 г. (02 года 09 месяцев 27 дней) - в качестве учителя в МОУ "Центр образования "Смена", назначить пенсию с момента обращения - с 15 июня 2021 г, выплатить причитающийся размер пенсии, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 14 апреля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, суд признал незаконным решение ОПФР по Кемеровской области от 13 декабря 2021 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Д.М.И. в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды ее работы с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. (3 месяца 16 дней) в должности мастера производственного обучения в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена", с 1 сентября 1995 г. по 12 марта 1997 г. - 1 год 6 месяцев 12 дней) в должности учителя в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена", с 13 марта 1997 г. по 4 февраля 2001 г. (3 года 10 месяцев 22 дня) в должности учителя в МОУ "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена", с 5 февраля 2001 г. по 3 марта 2004 г. (3 года 28 дней) в должности учителя в МОУ Межшкольный учебный комбинат "Смена", с 4 марта 2004 г. по 31 декабря 2006 г. (2 года 09 месяцев 27 дней) в должности учителя в МОУ "Центр образования "Смена", за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы -1 день (13 февраля 2006 г.), также суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 -ФЗ с 27 июля 2021 г, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР Кемеровской области - Кузбассу ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 15 июня 2021 г. Д.М.И. обратилась через сайт ПФР в Клиентскую службу (на правах отдела) в Заводском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с и. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 13 декабря 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 с Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа (стаж на соответствующих видах работ составляет 14 лет 3 мес. 21 день при требуемом - 25 лет).
Как следует из решения от 13 декабря 2021 г. N в стаж работы на назначение досрочной страховой пенсии по старости не засчитаны, в том числе, следующие периоды:
с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. (3 месяца 16 дней) - мастер производственного обучения в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 "мастер производственного обучения" и "учебно-производственное объединение" не предусмотрено;
с 1 сентября 1995 г. по 12 марта 1997 г. (1 год 6 месяцев 12 дней) - учитель в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 "учебно - производственное объединение" не предусмотрено;
с 13 марта 1997 г. по 4 февраля 2001 г. (3 года 10 месяцев 22 дня) - учитель в МОУ "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 наименование "учебно-производственный комплекс" не предусмотрено, не подтверждена 1 ставка с 1 сентября 2000 г.
с 5 февраля 2001 г. по 3 марта 2004 г. (3 года 28 дней) - учитель в МОУ Межшкольный учебный комбинат "Смена", так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями лицевого счета;
с 4 марта 2004 г. по 31 декабря 2006 г. (2 года 9 месяцев 27 дней) - учитель в МОУ "Центр образования "Смена", так как стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведения.
Также установлено, что ответчиком в страховой стаж истца, подлежащий учету для целей досрочного пенсионного обеспечения, включен период с 1 января 2007 г. по 23 августа 2011 г. (4/7/22) в должности учителя в МОУ "Центр образования "Смена".
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, находящейся в пенсионном деле истца, Д.М.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 4 августа 1998 г.
Как следует из трудовой книжки, Д.М.И. 16 мая 1995 г. принята мастером п/о в цех деревообработки по юр. ЕТС (пр. N-к от 24 мая 1995г.).
В связи с перерегистрацией устава УПОУМ "Рабочая смена" переименовано в Учебно-производственный комбинат по трудовой адаптации молодежи "Смена" - УПК "Смена" (пр. N от 15 марта 1997 г.).
1 сентября 1995 г. переведена учителем 9 разряда ЕТС (пр. N-п от 5 сентября 1995г.)
1 сентября 1997 г. присвоен 12 разряд по ЕТС (пр. N п от 16 декабря 1996г.
23 февраля 2001 г. в связи с перерегистрацией устава Учебно -производственного комплекса по трудовой адаптации молодежи "Смена - УПК "Смена" переименовано в Межшкольный учебный комбинат "Смена" Заводского района (распоряжение от 23 февраля 2001 г. N).
30 апреля 2002 г. присвоена высшая квалификационная категория учителя технологии (пр. N- п от 1 июля 2002г.).
14 марта 2004 г. решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Кемерово муниципальное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат "Смена" Заводского района переименован в Муниципальное образовательное учреждение "Центр образования "Смена" (решение от 4 марта 2004 г. N).
26 апреля 2007 г. присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель технологии сроком на 5 лет (приказ от 7 сентября 2007 г. N).
Аналогичная информация содержится в личной карточке формы 1-2 Д.М.И, согласно разделу VIII которой за период продолжительностью календарный год общая продолжительность отпуска составляет 56 дней. Указанный раздел содержит сведения о нахождении истца в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью 1 день - 13 февраля 2006 г.
Согласно ответа МБУ "Городской архив" от 18 марта 2022 г, на основании решения Комитета по управлению имуществом администрации г. Кемерово от 20 февраля 1997 г. N и распоряжения администрации г. Кемерово от 12 марта 1997 г. N муниципальное учреждение "Учебно - производственное объединение учащейся молодежи "Рабочая смена" переименовано в муниципальное образовательное учреждение "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена" (МОУ УПК "Смена").
Решением комитета по управлению имуществом администрации г. Кемерово от 5 февраля 2001 г. N МОУ УПК "Смена" переименована в муниципальное образовательное учреждение "Межшкольный учебный комбинат "Смена" Заводского района (МОУ "Межшкольный учебный комбинат "Смена" Заводского района).
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Кемерово от 4 марта 2004 г. N МОУ "Межшкольный учебный комбинат "Смена" Заводского района переименовано в муниципальное образовательное учреждение "Центр образования "Смена" (МОУ "Цент образования "Смена").
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Кемерово от 8 октября 2007 г. N МОУ "Центр образования "Смена" переименовано в муниципальное вечернее (сменное) образовательное учреждение "Центр образования "Смена".
Распоряжением администрации г. Кемерово от 31 мая 2011 г. N и решения комитета по управлению муниципальным имуществом админисграции г. Кемерово от 15 июня 2011 г. N муниципальное вечернее (сменное) образовательное учреждение "Центр образования "Смена" ликвидировано. Основание: историческая справка ф. 301. Личные дела уволенных работников муниципального вечернего (сменного) образовательного учреждения "Центр образования "Смена" на хранение в МБУ "Городской архив" не поступали.
Из Устава учебно-производственного объединения учащейся молодежи "Рабочая смена" (1989 год) следует, что учебно-производственное объединение школьников "Рабочая смена" создано в соответствии с решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Заводского района г.Кемерово от 18 апреля 1989 г. N. Главной задачей УПОУМ, в условиях осуществления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, является обучение и профессиональная ориентация молодежи и всемерное удовлетворение общественных потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции... " (п. 1.1.).
Уставом муниципального учреждения Учебно-производственного объединения учащейся молодежи "Рабочая смена" (1993 год) предусмотрено, что "целями создания учреждения являются: трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся образовательных школ" (п. 13.). В силу п. 2.2. Устава учреждение обучает подростков в возрасте от 14 до 18 лет.
Устав муниципального образовательного учреждения "Учебно производственного комплекса по трудовой адаптации молодежи "Смена" - УПК Смена" (1997 год) в п. 2.1 указывает, что "целями УПК являются допрофессиональное и профессиональное обучение школьников, их профессиональная ориентация".
В материалах дела имеется приказ от 8 апреля 1997 г. N-п производственного комплекса по трудовой адаптации молодежи "Смена" в соответствии с которым часы педагогической нагрузки Р.Р.Г. в количестве 4 часа в неделю с 1 апреля 1997 г. переданы учителю профиля "столяр" Д.М.И. для проведения занятий в 5, 6 классах школы N в связи с производственной необходимостью.
Из приказа от 28 октября 1997 г. N-п производственного комплекса по трудовой адаптации молодежи "Смена" усматривается распределение часов на профильное обучение, переданных школой N 14 c 1 октября 1997 г, в том числе учителю Д.М.И. по профилю "столяр" - 2 часа в неделю.
Также имеется приказ от 27 января 1998 г. N-к производственного комплекса по трудовой адаптации молодежи "Смена", из которого следует, что в связи с отзывом школой N 32 часов по информатике в количестве 6 часов в неделю, с 1 января 1998 г. установлена нагрузка учителям информатики, а так же для проведения урока труда в 6-7 классах школы N 47 переданы 4 часа в неделю учителю профиля "столяр" - Д.М.И.
Таким образом, период работы с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. (3 месяца 16 дней) в качестве мастера производственного обучения в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена" и период работы с 1 сентября 1995 г. по 12 марта 1997 г. (1 год 6 месяцев 12 дней) в качестве учителя в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена" в соответствии с указанными положениями Уставов были связаны с трудовым обучением и профессиональной ориентацией учащихся образовательных школ, в том числе, в возрасте от 14 до 18 лет.
Как указано в п. 4.1 Устава муниципального образовательного учреждения "Межшкольной учебный комбинат "Смена" Заводского района (2000 год) "целью деятельности общества является реализация общеобразовательных программ основного, общего (среднего (полного) общего образования в части изучения... "
Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения "Центр образования "Смена" "целью деятельности учреждения является осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных и получении дополнительного образования", предметом деятельности учреждения является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся с 5 по 12 классы, основными задачами являются реализация общеобразовательных программ основного общего, среднего общего образования по базисным учебным планам средней общеобразовательной школы и вечерней (сменной) общеобразовательной школы (п. 4.1, п.4.2, 4.3. 2004 год).
Главой 5 Устава предусмотрены основы образовательного процесса, в том числе, осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями общеобразовательных программ, ступеней обучения, вторая ступень -основное обще образование, нормативный срок обучения- 5 лет, третья ступень - среднее общее образование нормативный срок обучения- 3 года, содержание воспитательно-образовательного процесса регламентируется учебными программами, разрабатываемыми на основе программ, утвержденных Министерством образования, обучающиеся организуются в учебные группы (классы), предельная наполняемость учебных классов -25 человек, группы технологической, предпрофильной, профильной и профессиональной подготовки формируются из числа обучающихся разных общеобразовательных учреждения (школ).
Из приказов МОУ центр образования "Смена" об установлении педагогической нагрузки следует, что учебная нагрузка устанавливалась на основании приказов школ о передаче учебных часов на соответствующий учебный год, в том числе на 2004-2005 год (л.д. 169).
Таким образом, периоды работы истца с 13 марта 1997 г. по 4 февраля 2001 г. (3 года 10 месяцев 22 дня) в качестве учителя в МОУ "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена", период работы с 5 февраля 2001 г. по 3 марта 2004 г. (3 года 28 дней) в качестве учителя в МОУ Межшкольный учебный комбинат "Смена", с 4 марта 2004 г. по 31 декабря 2006 г. (2 года 9 месяцев 27 дней) в качестве учителя в МОУ "Центр образования "Смена" в соответствии с указанными положениями Уставов были связаны с реализацией общеобразовательных программ основного, общего (среднего (полного) общего образования.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в совокупности, руководствуясь нормами пенсионного законодательства, регулирующими спорные правоотношения, пришел к выводу о включении в стаж истца, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов ее работы с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. (3 месяца 16 дней) в должности мастера производственного обучения в учебно-производственном объединении учащейся молодежи "Рабочая смена", с 1 сентября 1995 г. по 12 марта 1997 г, (1 год 6 месяцев 12 дней) в должности учителя в учебно-производственном объединении учащейся, молодежи "Рабочая смена", с 13 марта 1997 г. по 4 февраля 2001 г. (3 года 10 месяцев 22 дня) в должности учителя в МОУ "Учебно-производственный комплекс по трудовой адаптации молодежи "Смена", с 5 февраля 2001 г. по 3 марта 2004 г. (3 года 28 дней) в должности учителя в МОУ Межшкольный учебный комбинат "Смена", с 4 марта 2004 г. по 31 декабря 2006 г. (2 года 9 месяцев 27 дней) в должности учителя в МОУ "Центр образования "Смена", за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы - 1 день (13 февраля 2006 г.), в связи с чем признал незаконным решение ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу N от 13 декабря 2021 г. об отказе в установлении пенсии в оспариваемой части.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что из уставных документов, определяющих цели, задачи и направления функционирования учреждения в период с 1989 года следует, что деятельность учреждения была направлена на обучение, воспитание обучающихся и организацию деятельности по реализации образовательных программ, то есть является педагогической. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что само по себе отсутствие в Списках профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, дословного указания на наименование учреждения "учебно-производственное объединение" и наименования должности "мастер производственного обучения" не является основанием для исключения периодов работы из специального педагогического стажа истца, так как специальный стаж в спорный период определяется в зависимости от вида деятельности в учреждениях для детей и не может быть поставлен в зависимость от дословного наименования образовательного учреждения.
Кроме того, судом первой инстанции также учтено, что период с 1 января 2007 г. по 23 августа 2011 г, который следовал непосредственно за спорными периодами, учтен ответчиком для целей назначения досрочной пенсии в бесспорном порядке, при этом в указанный период истец продолжала работать учителем в МОУ "Центр образования "Смена" и осуществляла педагогическую деятельность.
Установив, что право истца на назначение досрочной пенсии возникло в 2020 году, суд первой инстанции, руководствуясь п.1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с 27 июля 2021 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781), было предусмотрено, что работа в должностях и учреждениях для детей (в соответствии со Списком) дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В данном Списке в разделе "наименование учреждений" предусмотрены - межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации, в разделе "наименование должностей" - должности преподавателя, мастера производственного обучения, учителя.
Суд апелляционной инстанции учел, что постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления (п. 3).
В указанном Списке в разделе "наименование учреждений" предусмотрен - межшкольный учебный комбинат, в разделе "наименование должностей" - должности преподавателя, мастера производственного обучения, учителя.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж- работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в разделе "наименование учреждений" предусмотрен - межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации (межшкольный учебный комбинат), в разделе "наименование должностей" - должности преподавателя, мастера производственного обучения, учителя.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1974 г. N 622 "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" на педагогических работников межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся распространялся порядок пенсионного обеспечения, предусмотренный для учителей труда общеобразовательных школ (п. 4), работа в которых согласно вышеприведенным Спискам включалась в льготный стаж для назначения пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения истца 15 июня 2021 г. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подп. "м" п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее -Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В п. 1.12 Списка N 781 в разделе "Наименование учреждений" указан межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), в разделе "Наименование должностей" указаны должности преподавателя, мастера производственного обучения, учителя.
Согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и применяемых на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.
Установив, что учреждение, в котором истец работала в спорные периоды - с 16 мая 1995 г. по 31 декабря 2006 г.- это одно и тоже учреждение, которое на протяжении всего периода несколько раз переименовывалось, осуществляя образовательную деятельность, суды пришли к выводу о том, что в периоды с 16 мая 1995 г. по 31 августа 1995 г. с 1 сентября 1995 г. с 12 марта 1997 г. с 13 марта 1997 г. по 4 февраля 2001 г. истец осуществляла педагогическую деятельность в должностях мастера производственного обучения и учителя по специальности "столяр" в образовательном учреждении для детей, которое впоследствии в результате переименований стало называться межшкольным учебно-производственным комбинатом трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.
Суд апелляционной инстанции отметил, что истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения истцом работ в спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на изложенных ответчиком основаниях не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение страховой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч. 1, 3 ст.19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации).
Судами правильно учтено, что в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность с государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях" в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с Инструкцией о порядке начисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы мастерам производственного обучения составляет 36 часов в неделю.
С целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции истребовал дополнительные доказательства.
Как следует из представленных приказов в период с 1 сентября 1995 г. по 31 мая 2002 г. Д.М.И. работала в школе N" 47 г. Кемерово учителем спецкурса по совместительству наряду с основной работой в учебно- производственном комплексе по трудовой адаптации молодежи "Смена".
Общая педагогическая нагрузка с 1 сентября 2000 г. составляла 40 часов (35 часов в "Смене" - приказ от 12 октября 2000 г. и 5 часов в школе - приказ от 1 сентября 1995 г.).
Таким образом, в спорный период с 1 сентября 2000 г. Д.М.И. выполняла необходимую учебную нагрузку 36 часов в неделю. Выполнение педагогической нагрузки в последующие периоды ответчиком не оспаривается.
Установив, что право на пенсию у истца (стаж составил 25 лет) возникло 26 января 2020 г, суды пришли к выводу о том, что с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ срок назначения досрочной страховой пенсии по старости у Д.М.И. наступил через 1 год и 6 месяцев с момента приобретения стажа педагогической деятельности 25 лет, а именно 26 января 2022 г.
В силу положений ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (действовавшего в спорные периоды) образовательный процесс - это реализация одной или нескольких образовательных программ и(или) обеспечение содержания и воспитания обучающихся, воспитанников; образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
К образовательным учреждениям отнесены в том числе, учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования детей, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Пункт 5 этой же статьи предусматривал, что образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
Кроме того, в спорные периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР", в том числе Временное положение о внешкольном учреждении в РСФСР, в котором предусматривалось, что деятельность учащихся во внешкольном учреждении осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и другие). Цели, задачи и содержание деятельности объединения определяются его руководителем с учетом учебных планов и программ, рекомендованных Государственным комитетом СССР по народному образованию и Министерством образования РСФСР. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом внешкольного учреждения.
Предусматривалось, что внешкольное учреждение взаимодействует с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями; создает на своей и их базе лаборатории для опытнической, экспериментальной, научно - исследовательской работы, научные объединения учащихся; осуществляет поиск современных форм работы; поддерживает социально значимые инициативы и движения. По договорам с предприятиями, организациями и при наличии условий для получения определенной профессии в период занятий во внешкольном учреждении учащимся, сдавшим квалификационные экзамены и прошедшим квалификационные испытания, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г..N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" Приказом Министерства Труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2015 г..N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных учреждениях" установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в организациях дополнительного образования, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей в возрасте до 18 лет по дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеские, детского творчества, детские (подростковые), внешкольной работы, детские экологические (оздоровительно-экологические, эколого-биологические), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детские морские, детские (юношеские), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детские оздоровительно-образовательные (профильные); дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детские культуры (искусств); дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического
творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детские культуры (искусств); станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детские экологические (эколого-биологические); детские школы искусств (в том числе по виду (видам) искусств); детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; детско-юношеские спортивно-адаптивные школы всех наименований), предусмотренных пунктом 2 раздела Наименование учреждений Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, а также установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр
психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" упомянутого Списка.
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание установленную судами уставную деятельность учреждения в спорный период, характера и специфики, осуществляемой истцом работы в качестве мастера производственного обучения и учителя, суды пришли к правильному выводу о включении спорных периодов в специальный стаж истца.
Доводы кассатора о том, что наименование учреждений, в которых работала истец в спорные периоды, не соответствует вышеприведенным Спискам были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, не соглашаться с которой суд кассационной инстанции оснований не усматривает.
Доводы кассационной жалобы в целом направлены на переоценку доказательств по делу, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, так как в силу ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 14 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.