Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-242/2022, УИД: 38RS0034-01-2021-004598-26 по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах Семенковой Варвары Евгеньевны к Администрации г. Иркутска, Комитету по городскому обустройству Администрации г. Иркутска о взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Администрации г. Иркутска на решение Ленинского районного суда города Иркутска от 7 февраля 2022г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней С. к администрации г. Иркутска, Комитету по городскому обустройству администрации г. Иркутска, указав в обоснование исковых требований, что 24 августа 2021 г. во время прогулки, находясь в сквере "Россия", расположенном по адресу: "адрес", С. получила серьезные травмы в результате падения на нее декоративной конструкции "Земной шар" и была госпитализирована в ОГАУЗ Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница. В связи с полученными травмами несовершеннолетней проведена "данные изъяты"
В соответствии с решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 9 сентября 2020 г. по гражданскому делу N 2-1734/2020 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска движимая вещь - декоративное сооружение "Земной шар", расположенный по адресу: г. Иркутск, на территории сквера "Россия" в мкр. Ново-Ленино, признана бесхозяйной и передана в собственность муниципального образования г. Иркутск.
Согласно распоряжению КУМИ от 20 ноября 2020 г. N "О закреплении имущества в муниципальной казне города Иркутска" на Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска возложена обязанность по обеспечению сохранности, надлежащего технического обслуживания и содержания движимого имущества, закрепленного в муниципальную казну г. Иркутска, в том числе декоративного сооружения "Земной шар". Осуществление контроля за исполнением названного распоряжения возложено на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.?
Соответствующие работы не были проведены надлежащим образом, в результате чего 24 августа 2021г. декоративная конструкция "Земной шар" упала на С, которая получила серьезные травмы.
Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственными должностными лицами, в том числе Комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска, возложенных на них обязанностей, а также некачественном контроле за исполнением возложенных на Комитеты администрации г. Иркутска обязанностей со стороны аппарата администрации г. Иркутска, обязанного осуществлять контроль за деятельностью подчиненных структурных подразделений.
Истец просил суд взыскать с ответчика администрации г. Иркутска в пользу С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежную компенсацию морального вреда в размере 3000000 руб, взысканные с ответчика денежные средства в счет компенсации морального вреда перечислить на счет, принадлежащий законному представителю С. - Семенковой Е.Л.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 7 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика администрации г. Иркутска в пользу истца С. компенсацию морального вреда - 1000000 руб. путем перечисления на расчетный счет ее матери.
В кассационной жалобе представитель Администрации г. Иркутска Пак Ю.К.
просит изменить решение Ленинского районного суда города Иркутска от 7 февраля 2022г. в части изменения формулировок о ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами КУМИ администрации г. Иркутска путем их исключения из судебного решения, а также в части изменения формулировок о ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами аппарата администрации г. Иркутска путем их исключения из судебного решения.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 8 июля 2020г. N "О постановке на учет бесхозяйного объекта движимого имущества" объект - декоративное сооружение "Земной шар", расположенный по адресу: г. Иркутск, на территории сквера "Россия" в мкр. Ново-Ленино, отражен на забалансовом счете комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска до момента вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности г. Иркутска на бесхозяйное имущество.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 9 сентября 2020г. по гражданскому делу N 2-1734/2020 по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее по тексту также КУМИ г. Иркутска), движимая вещь - декоративное сооружение "Земной шар", расположенный по адресу: г. Иркутск, на территории сквера "Россия" в мкр. Ново-Ленино признана бесхозяйной и передана в собственность муниципального образования г. Иркутск.
Распоряжением КУМИ г. Иркутска от 20 ноября 2020 г. N "О закреплении имущества в муниципальной казне города Иркутска" на Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска возложена обязанность по обеспечению сохранности, надлежащего технического обслуживания и содержания движимого имущества, закрепленного в муниципальную казну г. Иркутска, в том числе декоративного сооружения "Земной шар". Осуществление контроля за исполнением названного распоряжения возложено на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска.
20 ноября 2020 г. указанное распоряжение направлено отделом КУМИ г. Иркутска в Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска, получено Комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска 24 ноября 2020 г.
Кроме того, 6 августа 2021г. Комитетом по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска в Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска направлено для рассмотрения в рамках компетенции обращение Ф. по факту падения металлической конструкции "Земной шар" в сквере "Россия", с просьбой принять меры к установке декоративной конструкции во избежание травм населения. Соответствующие работы не были проведены надлежащим образом.
24 августа 2021 г. во время прогулки, находясь в сквере "Россия", расположенном по адресу: "адрес", малолетняя С. получила серьезные травмы в результате падения на нее декоративной конструкции "Земной шар".
Согласно информации, представленной ОП-4 МУ МВД России "Иркутское", 24 августа 2021г. в ДЧ ОП-4 МУ МВД России "Иркутское" поступило сообщение по факту падения металлической конструкции в виде "Земного шара", расположенной на территории парка "Россия" по адресу: "адрес", на малолетнюю С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в результате чего последняя получила существенные телесные повреждения и была госпитализирована в ОГАУЗ Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница.
В соответствии с медицинской справкой, представленной ОГАУЗ Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница, а также выписному эпикризу медицинской карты стационарного больного С. поставлен диагноз: "данные изъяты". В связи с полученными травмами несовершеннолетней проведена "данные изъяты".
Обращаясь с иском в суд, прокурор ссылался в обоснование заявленных требований, что С, ее законный представитель Семенкова Е.Л, а также члены их семьи в связи с произошедшим испытали моральные страдания. Малолетняя С. лишена возможности выходить на улицу, а также посещать детский сад, так как предметы окружающего мира и другие дети представляют для нее опасность, поскольку в результате трепанации черепа головной мозг костной тканью не защищен.
Разрешая заявленные требования, установив, что собственником декоративного сооружения "Земной шар", расположенного по адресу: г. Иркутск, на территории сквера "Россия" в мкр. Ново-Ленино, является администрация г. Иркутска, принимая во внимание, что в результате падения данного сооружения причинен вред здоровью малолетней С, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные прокурором в интересах С. требования о компенсации морального вреда к ответчику администрации г. Иркутска подлежат удовлетворению, в связи с чем взыскал с данного ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства относится к вопросам местного значения.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (действовал на момент принятия обжалуемых судебных актов, в настоящее время утратил силу в связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда") разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" в пункте 25 разъяснил, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" указано, что под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Судебными инстанциями установлено, что Распоряжением администрации г. Иркутска от 14 сентября 2020г. N утверждено положение об аппарате администрации г. Иркутска (приложение N1), согласно пункту 1 которого аппарат администрации г. Иркутска (далее - аппарат) является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица, осуществляющим обеспечение деятельности мэра г. Иркутска, администрации г. Иркутска, а также иных должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления (муниципального органа) г. Иркутска в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 3 Положения, аппарат осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальным органом) г. Иркутска и иных муниципальных образований, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, гражданами.
Решением Думы г. Иркутска N от 27 мая 2011 г. утверждено Положение о Комитете городского обустройства администрации г. Иркутска, согласно пункту 1 которого Комитет городского обустройства администрации г. Иркутска является самостоятельным функциональным структурным подразделением (органом) администрации г. Иркутска, осуществляющим деятельность по управлению городским хозяйством на территории муниципального образования г. Иркутск.
Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Иркутской области (далее - законодательство), Уставом г. Иркутска, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами г. Иркутска (п. 2 Положения).
Комитет подконтролен и подотчетен в своей деятельности мэру г.Иркутска и вице-мэру г. Иркутска (п. 3 Положения).
Комитет является юридическим лицом, учрежденным в форме муниципального казенного учреждения, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, закрепленное за Комитетом в установленном порядке, имеет лицевые счета, открываемые в структурном подразделении администрации г. Иркутска, осуществляющем полномочия финансового органа, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Комитет имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием (п. 7 Положения).
Согласно разделу 2 Положения, в основные задачи Комитета входит Организация благоустройства территории г. Иркутска, охраны окружающей среды и природопользования (п.11), осуществление отдельных видов муниципального контроля (п. 16).
В соответствии с разделом 3 Положения, Комитет обладает полномочиями в сфере благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Иркутска; осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства (пп.1, 1 (1); участие в создании условий для массового отдыха жителей г. Иркутска и обеспечение организации обустройства мест массового отдыха населения (пп.18); разработка и реализация программ и иных муниципальных правовых актов г. Иркутска по вопросам благоустройства, охраны окружающей среды, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах г. Иркутска (пп.20); осуществление иных полномочий в сфере благоустройства, охраны окружающей среды и природопользования в соответствии с муниципальными правовыми актами г. Иркутска, поручениями мэра г. Иркутска, вице-мэра г. Иркутска в пределах компетенции Комитета (пп.21).
Комитет для решения возложенных задач и осуществления полномочий в установленном порядке вправе:
1) запрашивать и получать от структурных подразделений администрации г. Иркутска, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Иркутской области, организаций и граждан документы и информацию, необходимую для решения вопросов, входящих в компетенцию Комитета;
2) привлекать в необходимых случаях в установленном порядке специалистов структурных подразделений администрации г. Иркутска, а также специалистов (экспертов) иных органов и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию Комитета (п. 31 Положения).
Финансовое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета города Иркутска на основании бюджетной сметы в порядке, установленном законодательством и муниципальными правовыми актами г. Иркутска (п. 32 Положения).
Председатель комитета несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Комитет, в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами г. Иркутска (п. 38 Положения).
Сотрудники Комитета несут ответственность в соответствии с законодательством и муниципальными правовыми актами г. Иркутска (п. 39 Положения).
Решением Думы г. Иркутска N от 25 декабря 2015г. утверждено Положение о КУМИ администрации г. Иркутска, согласно пунктам 1 и 2 которого КУМИ администрации г. Иркутска является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Иркутска, осуществляющим деятельность в сфере имущественных и земельных отношений в соответствии с настоящим Положением.
КУМИ администрации г. Иркутска является юридическим лицом, учрежденным в форме муниципального казенного учреждения, имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, закрепленное за комитетом в установленном порядке, имеет лицевые счета, открываемые органу администрации г. Иркутска, осуществляющему полномочия финансового органа, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права и осуществлять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Комитет имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием.
КУМИ администрации г. Иркутска подконтролен и подотчетен в своей деятельности вице-мэру г. Иркутска (п. 4 Положения).
КУМИ администрации г. Иркутска осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальным органом) г. Иркутска и иных муниципальных образований, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, гражданами (п. 5 Положения).
Согласно разделу II Положения, задачами комитета являются: 1) проведение единой политики в области имущественных и земельных отношений; 2) обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Иркутска; 3) обеспечение эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами г. Иркутска; 4) обеспечение соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства в границах территории г. Иркутска.
Для выполнения задачи по обеспечению эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом комитет осуществляет полномочия собственника в отношении муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления г..Иркутска, а также полномочия собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных учреждений и иного муниципального имущества, в том числе составляющего муниципальную казну г..Иркутска, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества (за исключением жилых помещений) в пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления других муниципальных образований, приватизации (отчуждению) муниципального имущества (за исключением жилых помещений) (пп.1 п. 12 Положения); передает во временное владение и (или) пользование (аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и т.д.) и на ответственное хранение объекты муниципальной собственности г..Иркутска (пп.6 п. 12 Положения); оформляет право муниципальной собственности г..Иркутска на объекты, передаваемые в муниципальную собственность г..Иркутска, а также на объекты, относящиеся к муниципальной собственности г..Иркутска по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (пп.10 п. 12 Положения); осуществляет действия, необходимые для проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на территории г..Иркутска, для целей учета объектов в Реестре муниципального имущества г..Иркутска (пп. 12 п. 12 Положения); совместно с органами администрации г..Иркутска (структурными подразделениями органов администрации г..Иркутска) осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества г..Иркутска (пп. 13 п. 12 Положения); ведет Реестр бесхозяйного недвижимого имущества.
Обеспечивает постановку бесхозяйных недвижимых вещей на учет в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном органе), уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или подведомственном ему государственном бюджетном учреждении, наделенном соответствующими полномочиями (пп. 17 п. 12 Положения).
В соответствии с пп.1, 2, 3 п. 13 Положения, для выполнения задачи по обеспечению эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами г. Иркутска комитет выполняет следующие функции:
1) утверждает схемы расположения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане соответствующей территории, уточняет местоположение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена;
2) обеспечивает принудительное отчуждение земельных участков (изъятие земельных участков) для муниципальных нужд, а также отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для муниципальных нужд (изъятием земельного участка для муниципальных нужд) и обеспечивает принятие решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации;
3) принимает решение о предоставлении или обеспечивает предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами г. Иркутска.
Согласно пп.1, 2, 3, 4 п. 14 Положения, для выполнения задачи по обеспечению соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства в границах территории г. Иркутска комитет выполняет следующие функции:
1) осуществляет муниципальный земельный контроль;
2) рассматривает уведомления о выявлении самовольной постройки и документы, подтверждающие наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поступившие от комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска;
3) принимает решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
4) обращается в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив из совокупности исследованных доказательств, что администрация г. Иркутска является собственником объекта - декоративной конструкции "Земной шар", установленной в сквере России по адресу: г. Иркутск, ул. Севастопольская падение которой причинило вред здоровью малолетней С, суды обоснованно пришли к выводу, что именно администрация г. Иркутска несет ответственность за причиненный вред.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суды исходили из положений статей 151, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учли все заслуживающие внимание обстоятельства, связанные с получением травмы малолетней С, фактические обстоятельства, а также требования разумности, справедливости.
Выводы суда мотивированы, а доводы жалобы не содержат указания на какие-либо новые обстоятельства, не учтенные и не проверенные судом, и не свидетельствуют о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют позицию, изложенную кассатором в ходе рассмотрения дела, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Иркутска от 7 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.