Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-775/2022 (УИД: 55RS0007-01-2021-009284-69) по иску Зуенко Оксаны Андреевны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении на учете в списке лиц на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет, по кассационной жалобе Зуенко Оксаны Андреевны на решение Центрального районного суда г. Омска от 1 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц - связи представителя Зуенко Оксаны Андреевны - Ковригиной Светланы Павловны, действующей на основании доверенности от 30 мая 2020 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Омской области Ведерниковой Елены Сергеевны, действующей на основании доверенности от 14 декабря 2022 г, поддержавшей возражения на кассационную жалобу
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зуенко Оксана Андреевна (далее - Зуенко О.А, истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Главное Управление МЧС России по Омской области, ответчик) о восстановлении на учете в списке лиц на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки на учет.
В обоснование заявленных требований Зуенко О.А указала, что в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 4 июня 2014 г. Состав семьи 2 человека, она и несовершеннолетняя дочь Зуенко Л.В. (далее Зуенко Л.В.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение комиссии от 4 июня 2014 г. не оспорено, незаконным не признано. Согласно копии финансового лицевого счета N N от 18 июня 2021 г. она и ее дочь Зуенко Л.В. зарегистрированы по адресу: "адрес" В, с 19 мая 2016 г. указанная квартира принадлежит ее матери М. По месту регистрации они не вселялись, фактически там не проживали, о чем предоставлен акт о не проживании. Полагает, что требование ответчика о предоставлении сведений о наличии прав на недвижимое имущество на имя М. не основано на законе.
Зуенко О.А просила суд обязать ответчика восстановить ее на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в очередности по первоначальной дате постановки на учет.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 1 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г. в удовлетворении исковых требований Зуенко О.А. отказано.
В кассационной жалобе Зуенко О.А. просит об отмене решения Центрального районного суда г. Омска от 1 марта 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы суда о тождественности родственных отношений и членов семьи не основан на законе и является ошибочным, поскольку в соответствии с положениями статей 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи, необходимо установление факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении. Указывает, что она и ее дочь совместно с М. не проживали ни на момент постановки на учет, ни на момент увольнения, ни на сегодняшний день. Тот факт, что М. является собственником указанного помещения, сам по себе не является доказательством совместного проживания. Кроме того, обращает внимание, что К, С. членами ее семьи не являются, и, соответственно, требование о предоставлении сведений о них не основано на положениях действующего законодательства.
Также заявителем указано, что в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" повторное предоставление сведений не носит обязательный характер. Зуенко О.А. необходимо лишь своевременно предоставлять сведения об изменениях в ее имущественном положении, а также об изменении персональных сведений о себе и членах своей семьи, которые у нее отсутствуют.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным Управлением МЧС России по Омской области принесены письменные возражения, в которых ответчик просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Зуенко О.А. проходила службу в должности старшего инспектора территориального отдела надзорной деятельности (Советского автономного округа г. Омска) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области. 31 марта 2016 г. уволена со службы на основании пункта "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет 20 лет 6 месяцев 12 дней.
В период прохождения службы 27 марта 2014 г. Зуенко О.А. обратилась в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 2 человека: она и несовершеннолетняя дочь Зуенко Л.В. Истцом указано, что не имеет жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или занимаемых по договорам социального найма.
4 июня 2014 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области Зуенко О.А. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи их двух человек.
18 ноября 2021 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области истец снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В качестве основания для снятия с учета указано на невозможность определения нуждаемости Зуенко О.А. в жилом помещении, поскольку отсутствуют подтверждающие документы о наличии (отсутствии) находящихся (находившихся) в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации у совместно зарегистрированных родственников, членом семьи которых являются Зуенко О.А. и Зуенко Л.В, поскольку они зарегистрированы и вселены в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" В, "адрес", как члены семьи собственника (дочь и внучка).
Не согласившись с названным решением комиссии, Зуенко О.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на Зуенко О.А, как на лице, претендующем на социальную выплату, лежала обязанность по предоставлению необходимых документов, учитывая, что с момента постановки на учет изменились ее жилищные условия, она изменила адрес регистрации по месту жительства.
Кроме того, судом установлено, что обеспеченность семьи истца жилой площадью на момент рассмотрения дела превышает 15 кв. м. на одного человека, в связи с чем, у нее отсутствует право на получение единовременной социальной выплаты.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ, являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона. К ним относятся, в том числе, супруга (супруг), состоящая в зарегистрированном браке с сотрудником, а также его несовершеннолетние дети.
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт также содержит перечень документов, предоставляемых в комиссию, в котором, в том числе, поименованы: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений - подпункт "и" пункта 5 названных Правил.
Из материалов дела следует, что на момент принятия Зуенко О.А. на учет для получения единовременной выплаты 4 июня 2014 г. она была временно зарегистрирована и проживала с дочерью на основании договора (краткосрочного) найма жилого помещения от 27 июня 2012 г. N в комнате общей площадью N кв. м. в общежитии ФГБОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина", по адресу: "адрес"
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Зуенко О.А. и ее дочери, а также жилых помещений, в которых она и ее дочь проживают по договору социального найма жилого помещения, на дату подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, и на дату принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имелось.
Таким образом, Зуенко О.А. имела право быть поставленной на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из материалов дела также следует, что с 19 мая 2016 г. Зуенко О.А. и ее дочь зарегистрированы по месту жительства как члены семьи собственника (дочь, внучка) в квартире, общей площадью N кв. м, принадлежащей на праве собственности матери истца М, по адресу: "адрес" В, "адрес".
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется, исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области следует, что за М, кроме права собственности на квартиру по адресу: "адрес" В, "адрес", зарегистрированы следующие права: собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" (дата регистрации 27 февраля 2015 г.); общая долевая собственность на помещение (квартиру), расположенное по адресу: "адрес" (дата регистрации 11 апреля 2006 г.).
Следовательно, при определении уровня обеспеченности истца и членов его семьи на момент снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилой площадью учету подлежит суммарная площадь жилых помещений по адресам: Омск, "адрес" В, "адрес" (N кв. м.), "адрес" (в размер N доли от общей площади, что составляет N кв. м.), "адрес" (N кв. м.), составившая N кв. м, а также общее число лиц, имеющих право пользования названными жилыми помещениями, 5 человек: Зуенко О.А. (истец), Зуенко Л.В. (дочь истца), М. (мать истца), К. (сестра истца), с. (сын К.).
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет 18, 66 кв. м, т.е. более 15 кв. м.
Суды, исходя из положений Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ, Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу о том, что истец и ее дочь являются членами семьи М, поскольку они зарегистрированы в "адрес" по проспекту Мира, "адрес" В, "адрес", принадлежащей на праве собственности М, именно как члены семьи собственника. Доказательств вселения в указанное жилое помещение на иных основаниях, условиях либо в соответствии с каким-либо соглашением, исключающим признание их членами семьи собственника, суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что Зуенко О.А. и ее дочь фактически не проживают в квартире, расположенной по адресу: "адрес" В, "адрес", не опровергает факт наличия у них права пользования указанным жилым помещением как у членов семьи собственника жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу "адрес".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
С учетом указанных обстоятельств, имеющих значение для дела, суды правильно пришли к выводу о том, что ответчик правомерно снял Зуенко О.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора установлены судами в полном объеме, доказательства оценены в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства. Доводы заявителя кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца в суде первой и апелляционной инстанций, все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Судами не допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену принятых судебных актов и повлиявших на результат рассмотрения спора по существу.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 1 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по граждански делам Омского областного суда от 17 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зуенко Оксаны Андреевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.