Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1531/2022 (УИД: 42RS0008-01-2021-003836-98) по иску Изосимовой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Изосимова Татьяна Николаевна (далее - Изосимова Т.Н, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Изосимова Т.Н. указала, что с 13 апреля 2021 г. она является получателем страховой пенсии по старости.
17 июня 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). К заявлению был приложен пакет документов, в том числе, справки из ГУП "Нури Ховар" N от 22 апреля 2021 г. и N от 22 апреля 2021 г.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 23 сентября 2021 г. N в удовлетворении заявления отказано с указанием на отсутствие подтверждения факта выдачи работодателем справки N от 22 апреля 2021 г.
Изосимова Т.Н. считает, что указанное решение является незаконным, нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
Оригиналы справок предоставлены пенсионному органу для обозрения, также предоставлены нотариально заверенные копии справок для приобщения к материалам пенсионного дела. Данные справки являются первичными документами, необходимы для перерасчета пенсии, обладают всеми признаками надлежаще составленных документов, в связи с чем, отсутствуют основания сомневаться в их достоверности.
Изосимова Т.Н. просила суд признать решение ответчика от 23 сентября 2021 г. N незаконным, обязать принять для перерасчета страховой пенсии по старости справки ГУП "Нури Ховар" Республики Таджикистан N от 22 апреля 2021 г, N от 22 апреля 2021 г. о заработной плате за период с 1979 г. по 1984 г, произвести перерасчет размера установленной страховой пенсии по старости на основании заявления от 17 июня 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 23 сентября 2021 г. N об отказе в перерасчете пенсии.
На ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность произвести перерасчет размера установленной Изосимовой Т.Н. страховой пенсии по старости с учетом периода работы с 29 октября 1979 г. по 19 января 1984 г. в Государственном унитарном предприятии "Нури Ховар".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 августа 2022 г. произведена замена в порядке процессуального правопреемства ответчика по настоящему гражданскому делу с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (далее - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 августа 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу просит об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 августа 2022 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель полагает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными ввиду неверного толкования норм материального права и пенсионного законодательства. Ссылаясь на положения п. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, заявитель указывает, что решение об отказе истцу в перерасчете страховой пенсии принято после оценки представленных заявителем документов.
Полагает, что произвести перерасчет размера страховой пенсии на основании справки о заработной плате за период работы истца с ноября 1979 г. по апрель 1984 г. на заводе "Заря Востока" не представляется возможным, поскольку достоверность информации в справке документально не подтверждена, ответы на запросы пенсионного органа не поступили.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Изосимова Т.Н, представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 30 апреля 2021 г. Изосимовой Т.Н. назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 апреля 2021 г. пожизненно.
17 июня 2021 г. истец обратилась в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
К заявлению от 17 июня 2021 г. истцом приобщены справка N от 22 апреля 2021 г. о периоде работы на заводе "Заря Востока" Республики Таджикистан, о переименованиях данного предприятия, справка N от 22 апреля 2021 г. о заработной плате за период работы с ноября 1979 г. по апрель 1984 г. на заводе "Заря Востока" Республики Таджикистан, выданные Государственным унитарным предприятием "Нури Ховар" Республики Таджикистан.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области Кузбасса (межрайонное) от 23 сентября 2021 г. в перерасчете страховой пенсии по старости Изосимовой Т.Н. отказано. Отказ в перерасчете размера страховой пенсии мотивирован отсутствием документального подтверждения достоверности справки о заработной плате от 22 апреля 2021 г. N.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в принятии справок N, N от 22 апреля 2021 г. в качестве доказательств права истца на перерасчет размера пенсии.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022 г. оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день
В силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае: увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958-н (действовавшим на момент вынесения обжалуемого решения пенсионного органа от 23 сентября 2021 г.) утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно п. 15 данного Перечня для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости, необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно п. 51 Перечня необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Таким образом, перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.
Как установилсуд первой инстанции и следует из материалов дела, Изосимова Т.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 25 августа 1999 г. пожизненно.
В силу ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Из трудовой книжки Изосимовой Т.Н. видно, что в период, за который она просит принять для перерасчета пенсии размер ее заработка с 29 октября 1979 г. по 19 января 1984 г. она работала на заводе "Заря Востока" в Республике Таджикистан в качестве мастера, технолога, заместителя начальника цеха. Такие же сведения содержатся и в справке N от 22 апреля 2021 г, подлинность которой пенсионным органом не поставлена под сомнение.
В справке N от 22 апреля 2021 г. также указано, что завод "Заря Востока" переименован в производственное объединение "Заря Востока" с 1 октября 1991 г, приказ N/к от 1 октября 1991 г.
Производственное объединение "Заря Востока" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Завод "Заря Востока" с 4 апреля 2001 г, приказ от 4 апреля 2001 г. N.
Государственное унитарное предприятие "Завод "Заря Востока" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Нури Ховар" с 6 июня 2014 г, приказ N от 6 июня 2014 г.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами судов, что справки N и N от 22 апреля 2021 г, выданные руководителем Государственного унитарного предприятия "Нури Ховар" Республики Таджикистан, как правопреемником работодателя истца завода "Заря Востока", являются доказательствами, подтверждающими право истца на перерасчет пенсии, поскольку подтверждают период работы истца с 1979 г. по 1984 г. на заводе "Заря Востока" в Республике Таджикистан. Поскольку справки поданы истцом ответчику в подлинниках и в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержат достоверные сведения, у ответчика отсутствовали основания для неприятия указанных выше справок.
Кроме того, из результатов расчета размера пенсии истца на 23 июня 2021 г. видно, что ответчик установилиндивидуальный пенсионный коэффициент истцу за период до 1 января 2015 г. в размере 28, 741, что свидетельствует об увеличении размера величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. и размера страховой пенсии, и является основанием для перерасчета размера страховой пенсии.
Суды пришли к правомерному выводу о необоснованном отказе пенсионном органом в принятии для перерасчета размера страховой пенсии по старости справок Государственного унитарного предприятия "НУРИ Ховар" от 22 апреля 2021 г. N и N, поскольку указанные документы представлены в пенсионный орган в подлиннике и в виде нотариально заверенных копий документов, сомнения в подлинности содержащейся в них информации, пенсионным органом не высказаны и документально не подтверждены.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на пункт 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", предоставляющий органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, право проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, и п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н, предусматривающего право пенсионного органа проверить в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а также право приостановить срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, признаны судом кассационной инстанции несостоятельными. Указанные положения Федерального закона "О страховых пенсиях", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N884н не предполагают возможности без обоснованных сомнений, не основанных на приводимых пенсионным органом оснований и данных отказывать в перерасчете сумм пенсий по старости.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 2 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.