Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1715/2022, УИД: 02RS0001-01-2022-005224-37 по иску прокурора Шебалинского района в интересах Пикиной Галины Канакушевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай о возложении обязанности установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Пикиной Галины Канакушевны на решение Горно - Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Пикиной Г.К, ее представителя Байбановой А.О, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, полагавшего обоснованными доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай Беспаловой А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Шебалинского района в интересах Пикиной Г.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (в настоящее время в связи с реорганизацией Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай) о возложении обязанности установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с 13 ноября 1991 г. по 28 февраля 2022 г. Пикина Г.К. работала в должностях лаборанта, лаборанта серологического отдела, ветфельдшера серологического отдела, ветеринарного санитара диагностического отдела, лаборанта диагностического отдела, лаборанта-серолога в Шебалинской ветлаборатории, а в последующем в Бюджетном учреждении Республики Алтай "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных" (далее по тексту также БУ РА "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных"). 21 марта 2022 г. Пикина Г.К. обратилась в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением об установлении ей повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Однако 7 апреля 2022 г. ответчиком принято решение об отказе в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку должность лаборанта-серолога не предусмотрена Списком и не установлена связь с ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
С таким решением не согласны, поскольку лаборант-серолог является лаборантом ветеринарной лаборатории, а отсутствие прямого указания должности лаборанта-серолога в Списке не является основанием для отказа в назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии истца. Пикина Г.К. осуществляла трудовую деятельность по ветеринарному обслуживанию именно сельскохозяйственных животных, поэтому имеет право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением Горно - Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 августа 2022 г. отказано прокурору Шебалинского района в удовлетворении исковых требований в интересах Пикиной Галины Канакушевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (в настоящее время в связи с реорганизацией Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай) о возложении обязанности установить повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
В кассационной жалобе истец Пикина Г.К. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения сторон, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Пикина Г.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 29 декабря 2012 г. является пенсионером по старости на общих условиях в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
21 марта 2022 г. Пикина Г.К. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (в настоящее время в связи с реорганизацией Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай) с заявлением о перерасчете размера пенсии в виде установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай N от 7 апреля 2022 г. Пикиной Г.К. отказано в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, так как Списком работ, профессий, должностей, специальностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1140, должность лаборанта-серолога не предусмотрена. Кроме того, пенсионным органом не установлена связь работы Пикиной Г.К. с ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что пенсионный орган обоснованно отказал Пикиной Г.К. в установлении повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, установленной частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что должности, которые замещала Пикина Г.К. в заявленные периоды времени, не предусмотрены Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, оснований для установления тождественности должностей, суд не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441 (далее по тексту также Правила), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Из пункта 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, следует, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно пункту 6 указанных Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В разделе 2 "Животноводство" указанного Списка N 1440 в числе работ, производств сельского хозяйства поименованы: животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, и пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе 2 "Животноводство" указанного Списка N 1440 в числе профессий, должностей, специальностей поименованы: лаборант ветеринарной лаборатории, лаборант молочного пункта, лаборант производственной лаборатории.
Разрешая спор, руководствуясь приведенным выше пенсионным законодательством, суды обоснованно пришли к выводу, что включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работы в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Судебными инстанциями на основании совокупности исследованных доказательств установлено, что Пикина Г.К. в период с 13 ноября 1991 г. по 31 декабря 2003 г. работала в должностях младшего лаборанта, лаборанта серологического отдела в Шебалинской ветлаборатории, с 1 января 2004г. по 28 февраля 2022г. в должностях ветфельдшера серологического отдела, ветеринарного санитара диагностического отдела, лаборанта диагностического отдела, лаборанта-серолога в ГУ РА "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных" (в последующем переименованного в БУ РА "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных").
Таким образом, указанные должности, по которым Пикина Г.К. фактически исполняла должностные обязанности, Списком N 1440 не предусмотрены.
Согласно пункту 15 устава Бюджетного учреждения Республики Алтай "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных" основными целями деятельности учреждения является: 1) обеспечение эпизоотического благополучия на закрепленной территории; 2) обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охраны здоровья населения от болезней общих для человека и животных.
Установив, что БУ РА "Шебалинская районная станция по борьбе с болезнями животных" не относится к организациям, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, суды обоснованно пришли к выводу, что данное учреждение не относится к учреждениям сельского хозяйства, как это предусмотрено в разделе 2 "Животноводство" Списка N 1440, и должности, занимаемые Пикиной Г.К. с 13 ноября 1991 г. по 28 февраля 2022 г, не предусмотрены Списком N 1440, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных прокурором Шебалинского района исковых требований об установлении Пикиной Г.К. повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве.
Доводы кассационной жалобы о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Пикиной Г.К, изложенные в кассационной жалобе, о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку для включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список.
Поскольку основным видом деятельности вышеуказанной организации не является сельское хозяйство, а должность, занимаемая Пикиной Г.К, не поименована в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440, спорные периоды в таких организациях не подлежат включению в стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Работа Пикиной Г.К. осуществлялась в организациях иного вида деятельности, и не была связана с непосредственной занятостью в сельском хозяйстве.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно - Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 24 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пикиной Галины Канакушевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.