Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-779/2022 (УИД 22RS0067-01-2022-000244-18) по иску Соколова Анатолия Викторовича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, начальнику Управления организации тылового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю Крылосову Е.В, инспектору Главного следственного отдела Управления организации тылового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю Шадриной А.А. о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Соколова Анатолия Викторовича на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соколов Анатолий Викторович (далее - Соколов А.В, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД России по Алтайскому краю) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указывал на то, что Соколов А.В. проходит службу в ГУ МВД России по Алтайскому краю в должности заместителя начальника отдела координации деятельности территориальных органов по розыску лиц Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю.
По заявлению Соколова А.В. от 26 октября 2012 г. Соколов А.В. с семьей в составе четырех человек (супруга и двое детей) поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по предоставлению единовременной социальной выплаты N28 от 9 сентября 2021 г. постановлено ходатайствовать о предоставлении Соколову А.В. на семью в составе четырех человек, включая супругу ФИО3 и двух сыновей, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6279069, 88 руб.
Размер выплаты определен исходя из размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Алтайскому краю на момент расчета согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 июня 2021 г. N358/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2021 года", который составлял 42666 руб.
Денежные средства в размере 6279069, 88 руб. зачислены на счет Соколова А.В. 19 октября 2021 г.
Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 сентября 2021 г. N699/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2021 года" размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра составил 44586 руб.
Таким образом, поскольку фактически выплата осуществлена Соколову А.В. в IV квартале 2021 года, он полагал, что ему к получению причитались денежные средства в сумме 6561632, 44 руб, то есть размер недоплаты составил 282562, 56 руб.
По заявлению Соколова А.В. о разъяснении недоплаты по единовременной социальной выплате ГУ МВД России по Алтайскому краю была проведена проверка, по заключению которой Соколову А.В. направлено письмо от 23 декабря 2021 г. NN3/215413731100 об отказе в перерасчете единовременной выплаты.
Соколов А.В. находит данный отказ незаконным.
Соколов А.В. просил суд признать незаконным отказ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 23 декабря 2021 г. N3/215413731100 в выплате Соколову А.В. недостающей части единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 282562, 56 руб.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 января 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен начальник Управления организации тылового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю Крылосов Е.В. (далее - начальник УОТО ГУ МВД России по Алтайскому краю Крылосов Е.В.).
Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен инспектор Главного следственного отдела Управления организации тылового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю Шадрина А.А. (далее - инспектор ГСО УОТО ГУ МВД России по Алтайскому краю Шадрина А.А.).
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 марта 2022 г. исковые требования Соколова А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2022 г. решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 марта 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Соколов А.В. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что протоколом N28 заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по предоставлению единовременной социальной выплаты от 10 сентября 2021 г. постановлено ходатайствовать о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере 6279069, 88 руб. заместителю начальника отдела координации деятельности территориальных органов по розыску лиц управления уголовного розыска ГУ МВД России по Алтайскому краю подполковнику полиции Соколову А.В. на семью в составе четырех человек "данные изъяты" Решение утверждено распоряжением ГУ МВД России по Алтайскому краю от 11 сентября 2021 г. N180-р.
В соответствии с распоряжением МВД России от 27 сентября 2021 г. N 1/10951 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел ГУ МВД России по Алтайскому краю" на основании вышеуказанного протокола от 10 сентября 2021 г. N28 Соколову А.В. предоставлена единовременная социальная выплата.
Единовременная социальная выплата в размере 6279069, 88 руб. поступила на счет Соколова А.В. 19 октября 2021 г. на основании платежного поручения N44243 от 19 октября 2021 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении иска и не доказанности факта нарушения правил делопроизводства, допущенных должностными лицами ГУ МВД по Алтайскому краю, ГУ МВД России, в том числе начальником У ОТО ГУ МВД России по Алтайскому краю Крылосовым Е.В, которые могли привести к задержке перечисления денежных средств истцу.
При этом суд исходил из того, что согласно информационной карточке, распоряжение МВД России от 27 сентября 2021 г. N 1/10951 было направлено на исполнение в ГУ МВД России по Алтайскому краю 7 октября 2021 г, а 19 октября 2021 г. указанные денежные средства поступили на счет истца.
Поскольку решение о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было принято в сентябре 2021 г, то не имелось оснований для расчета единовременной социальной выплаты по стоимости 1 квадратного метра на 4 квартал 2021 г.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация, устанавливая гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), а также предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3), вместе с тем не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, а также условия предоставления жилищных гарантий для тех или иных категорий граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 994-О и др.).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
На основании пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной частью 1 названной статьи.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
Исходя из пункта 1 части 3 и части 4 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении размера единовременной социальной выплаты сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по соответствующей формуле (формула приводится в данном пункте), включающей в себя такие обязательные параметры как норматив общей площади жилого помещения, размер дополнительной площади и сумму общей площади жилых помещений, принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемых им и (или) членами его семьи по договору социального найма.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что определение размера единовременной социальной выплаты производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, согласно которым единовременная выплата предоставляется на основании решения с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Учитывая, что решение о предоставлении Соколову А.В. единовременной выплаты было принято 27 сентября 2021 г, то есть в 3 квартале 2021 г, то выводы судов об отсутствии оснований для определения размера такой выплаты исходя из стоимости 1 квадратного метра на 4 квартал 2021 г. являются обоснованными.
Размер единовременной выплаты ответчиком определен правильно.
То обстоятельство, что такая выплата получена истцом не в 3 квартале 2021 г, а в 4 квартале 2021 г, не влечет оснований для изменения размера выплаты, решение о предоставлении которой принято в сентябре 2021 г, то есть в 3 квартале 2021 г.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова Анатолия Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.